Тупик, в который попадает психолог или психотерапевт, рассчитывая на логику

Тупик, в который временами попадает психолог или психотерапевт, рассчитывая на логику
Я не скрываю. Дейл Карнеги мне многое открыл, касательно межличностных взаимоотношений. Например, я или Вы, психолог или психотерапевт, с восторгом читаем приведенный ниже очерк. Бесполезно указывать человеку: "Я бы на Вашем месте…". Говоря это, мы стоим на своей позиции, полагая, что другой человек может мыслить и чувствовать, как мы. Более того, в другой ситуации, пытаясь предугадать его возможную реакцию, приписываем ему собственные субъективные мысли и чувства. Дейл Карнеги указывает на то, что если мы хотим предугадать поведение того или иного индивида в той или иной ситуации, необходимо полностью войти в него, в этого индивида. Приводится такой пример. В деревне пропал ослик. Собрались мудрейшие, чтобы его найти. Ослика нашел деревенский мальчик, которого считали чуть ли не придурком. Когда его спросили, как ему это удалось сделать, он пояснил: "Я поставил себя на место ослика, и подумал, куда он мог пойти". Из этого вытекает и другая закомерность: если мы желаем чего-то достигнуть, мы должны учитывать не наши желания, а того, другого. Вы помните, рассказ о теленке, которого фермер и его сын безуспешно пытались загнать в стойло? Могу его повторить. "Некий фермер и его сын пытались однажды загнать теленка в коровник. Однако они допустили обычную для всех нас ошибку, думая о том, чего им хотелось. Фермер толкал теленка, а сын тянул его. Но теленок делал то же самое: он думал только о том, чего хотел сам, поэтому он уперся и отказывался уйти с пастбища. Горничная-ирландка видела их затруднительное положение. Она не умела писать очерков и книг, но, по крайней мере, в данном случае у нее было больше здравого смысла /или "телячьего смысла" , чем у фермера. Она подумала о том, чего хотел теленок, положила ему в рот палец, смоченный молоком, и позволила сосать его, пока спокойно вела малыша в коровник".
Применительно к людям - это означает необходимость понять их психологические особенности, условия развития, убеждения или предубеждения и многое другое. И еще. Надо учитывать не то, что мы хотим, а чего желает другой человек. Тогда мы сумеем достичь нужного результата. О мудрости зрелого Эндрю Карнеги говорит следующий забавный эпизод. Его невестка очень волновалась за своих двух сыновей, учившихся в Йельском университете. Они настолько были заняты своими делами, что не находили время, чтобы ответить на письма матери. Тогда Эндрю Карнеги предложил заключить пари на сто долларов, что сможет получить ответ от ее сыновей, даже не прося их об этом. Его предложение было принято, и он написал своим племянникам письмо, в котором по существу не было сказано ничего. В постскриптуме же, между прочим, он упомянул, что посылает каждому по пятидолларовой банкноте. Однако деньги в конверт он не вложил. Немедленно с обратной почтой пришел ответ. В нем племянники благодарили "Дорогого дядю Эндрю за любезно посланное им письмо…и что еще там сообщалось, догадаться не трудно.
Я в восторге. Возможно, и Вы, коллеги, в восторге от прочитанного. Но своевременно не сделали соответствующего вывода. Не перестроились. Работая со взрослыми пациентами, мы, применяя рациональную психотерапию, добиваемся определенного положительного результата. Но вот мы забываемся и продолжаем работать, опираясь на логику.
Конкретный пример. Недавно, уже в Геленджике, психолог направил ко мне трудного подростка 17-лет. Ему ничего не хочется делать. Он курит, употребляет временами алкоголь и какие-то "легкие" наркотики. Отец, очень положительный деловой, преуспевающий в бизнесе человек. С его стороны и со стороны его предков, - наследственность отличная. Дети, их двое, наш пациент и его старший брат, 30-ти лет отроду, рождены женщиной, с которой он в давно в разводе. Сама она с явным сдвигом в голове, не приспособленная в жизни, не способная даже воспитывать своих детей. И бывшую жену, и детей, отделенных от матери с ее согласия, он полностью опекает и материально содержит. Ничего хорошего из старшего сына не вышло. Мягко выражаясь, бездельник на все 100 процентов. Теперь внимание отца сосредоточено на младшем сыне. В патофизиологическом аспекте я был на верном пути. В первую очередь, я обнаружил, что у подростка нарушен водно-солевой обмен. Рекомендовал употреблять в пищу продукты, не вызывающие жажду. И еще я назначил ему комплексное лечение, регулирующее обменные процессы и повышающее жизненный тонус. И тут, как выяснилось, я стал проводить психотерапию не в том русле. Я даже пригласил на беседу его подругу. Как оказалось, особа весьма примитивная, на помощь которой рассчитывать не приходится. И вот я продолжаю проводить рациональную психотерапию в присутствии отца и его подружки.
Акцентирую внимание подростка на том, что у человека должен быть мотив, желание выздороветь. Привел в пример историю Иоланты. На эту тему есть даже опера. Если помните, девушка была слепая от рождения. Желания видеть у нее не было. Пришлось искать косвенный мотив. Много полезной информации, с точки зрения взрослого человека, я им сообщил в процессе рациональной психотерапии. Результат? Прямо противоположный. Более того, негативный. Подросток возмущенно покинул кабинет, предложив мне работать с его отцом. А вот беседы с психологом, который направил его на медикаментозную терапию, ему нравились. Он намерен продолжать посещать психолога. Психолог - женщина, очень квалифицированный специалист и обаятельный человек.
Я проанализировал причину своей неудачи. С ним надо было работать наедине. Необходимо было выяснить его душевное состояние, добиться его доверия. Показать, что я его помощник и друг. Помогло бы это или нет, неизвестно. Одно знаю. Как бы тактично ни проводился психотерапевтический процесс, как бы ни был вовлечен в него пациент, это не гарантирует успех. Дело в том, что часто пациенты регулярно посещают психотерапевта, платят деньги, но не собираются излечиваться. Процесс посещения психотерапии становится своего рода целью, входит в распорядок дня. Об этом же свидетельствует опыт зарубежных врачей. Отсюда следует вывод. Надо постоянно контролировать готовность и искренний настрой пациента к выздоровлению, а не стремление к времяпровождению.


     Буду рад, если Вы посетите мой сайт и его адрес передадите другим: Doctor-Kraitserov.UMI.RU (вызывается через Гугл).



Просмотров: 510
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Мне всегда было его жалко, но я его не любила
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Я его слепила из того, что было....
  • Я его слепила из того, что было
  • Как работать с принятием и прощением отца, если его не было в твоей жизни
  • Я его слепила из того, что было. Расстановки из теста
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Что скрывает жалость? или "Делай добро и бросай его в воду".
  • Раннее взросление или "как мне его спасти?"
  • "Как мне его вернуть?" или пять стадий развода
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • В отпуске неотпустило… или о том как избавится от «надо» и превратить его в приятности.
  • "Там нет ничего интересного! Куда ты побежала!" Запрет на выход замуж. Как его преодолеть?
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • Просто представь, что его не было в твоей жизни
  • Мастерство психотерапевта или немного о том, как его выбирать.
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "Мы не можем быть вместе" или кто такой «безопасный мужчина» и почему женщина его выбирает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь