Гештальт-методы в условиях психиатрического стационара: Поиск внутренних ценностей.

Автор статьи: Виктория Анохина

Статья посвящена достаточно острой и провокационной теме: «Поиск внутренних ценностей пациентами острого отделения психиатрического стационара. Автор учит своих пациентов находить внутренние ценности и опираться на них, бнаходясь в крайне непростой жизненной ситуации.

Работая психотерапевтом в условиях острого отделения психиатрического стационара, часто приходится сталкиваться с недостатком воли и неустойчивостью мотивации психотических и пограничных пациентов. Их все пугает, новизна отталкивает, заставляет прятаться обратно в раковину. Ощущается необходимость в постепенной и медленной работе и в большом количестве времени для установления доверительных и стойких отношений, которую трудно реализовать в условиях ограниченного времени пребывания в отделении острой терапии. Работа с внутренними ресурсами и формирование положительного самоощущения может существенно продвинуть терапевтический процесс. Например, это может быть поиск внутренних ценностей. Зачастую эти ценности подвергаются сильнейшей девальвации, беспощадно обесцениваются. Совместный поиск того, за что человек себя ценит, что в себе уважает, создает ресурсную базу, на которую можно опираться в дальнейшей работе.

 

«Совместный поиск того, за что человек себя ценит, что в себе уважает, создает ресурсную базу, на которую можно опираться в дальнейшей работе.»

 

Важно вынести вовне и любым удобным способом «опредметить» эти ценности. Их можно написать на доске, обозначить любыми оказавшимися под рукой предметами, например, разноцветными карандашами, игрушками, камешками, бусинками, клубочками ниток и т.п. Очень важно поддержать найденные ценности, сказать, что это действительно достойно уважения и не позволять обесценивать. Из предметов, обозначающих ценности, можно сложить фигуру, нарядить ёлку, нарисовать картину и т.д.

 

 «Их все пугает, новизна отталкивает, заставляет прятаться обратно в раковину.»

 

Пример: пациентка М., 56лет, 2 года назад вышла на пенсию, стала злоупотреблять алкоголем. Госпитализирована из-за суицидальных высказываний на почве алкогольного опьянения.

М: Ну что во мне важного? Что я такого делаю? Да ничего! Ну убираюсь, в магазин хожу, все это делают.

Психолог: Ну как все, я знаю многих здесь, в отделении, кто на это не способен.

А: Ну да (смеется). Ну дочка придет с работы, поест хоть.

П: Так что, получается, вы обеспечиваете быт дочери, чтобы она могла спокойно работать, чтобы не перегружалась?

А: Ну да, она очень устает, она молодец, много зарабатывает, ответственная у нее работа.

П: А у вас? Ведь если бы не вы, возможно, ей бы было гораздо сложнее всего этого добиться? Снимите с нашей елочки какую-нибудь игрушку, которая бы обозначала что вы - заботливая домохозяйка.

В ходе этой работы выяснилось, что пациентка заботливая хозяйка трех домашних питомцев, отличная дачница, участница народных движений в интернете и многое другое. На каждое свое качество она снимала с елки игрушку и получилась ощутимая горка красивых ярких елочных украшений, которых хватило бы чтобы нарядить небольшую елочку. Приходилось ответственно и аргументировано поддерживать пациентку в поисках того, за что она может себя ценить, иногда предлагать ей что-то, расспрашивать, удерживать от обесценивания.

 

«Работа с внутренними ресурсами и формирование положительного самоощущения может существенно продвинуть терапевтический процесс.»

 

Нарушения и трудности границ на межличностном уровне более заметны, т.к. выражаются непосредственно в поведении. Изучение под влиянием психоанализа семей шизофреников в 1950-х и1960-х годах показало, что психотический ребенок получал скрытые послания, подразумевающие, что он не является отдельной личностью, а продолжением кого - то другого, что приводит к глубокому сомнению психотической личности в своем праве на существование в качестве отдельной личности. Сложности с границами хорошо видны в рисунках пациентов. На одном из занятий по арт-терапии была предложена тема сада, который является метафорой некоторого внутреннего пространства личности. Характерной чертой рисунков пациентов было то, что почти во всех случаях сад не был ограничен даже символическим забором. Расспросы о том, где заканчивается сад и как понять где его граница, как он защищен от нежеланных гостей, казались пациентам неважными, они удивлялись и говорили, что не задумывались об этом. По инструкции, перед тем, как нарисовать сад, произносится фраза: «Вы давно не были в своем саду. Посмотрите, что тут без вас изменилось, и приступайте к работе, наведите порядок». Затем, в обсуждении рисунков, выяснялось, что большинство участников ничего не сделали.

 

«М: Ну что во мне важного? Что я такого делаю? Да ничего! Ну убираюсь, в магазин хожу, все это делают.

Психолог: Я знаю многих здесь, в отделении, кто на это не способен.»

 

Неспособность или нежелание что-то делать в своем саду, навести там порядок, демонстрирует снижение активности, столь характерное для наших пациентов. Стратегией работы с нарушенными границами может стать исследование особенностей этой функции у конкретного человека. При наличии хорошего терапевтического альянса и высокой мотивации, возможно применение техник, исследующих отношения, в которых границы нарушались наиболее часто. Гештальт-терапия, являясь терапией контактом, предполагает исследование особенностей взаимоотношений терапевта и клиента, возникающих в терапии. Очень часто можно наблюдать, как пациент очень быстро, буквально при первом разговоре, затрагивает самые болезненные и травмирующие факты своей биографии. Например, сразу после знакомства и пары фраз, может следовать высказывание о пережитом насилии или других травмирующих событиях. В такой ситуации важно аккуратно просить больше о себе заботиться и прислушаться к внутренним ощущениям, комфортно ли так сильно открываться психологу, которого еще мало знаешь. Клиент-терапевтические отношения должны стать моделью здоровых межличностных отношений, в которых границы личности не подвергаются опасности, отношениями, в которых терапевт демонстрирует и обучает как заботливо и уважительно относиться к собе и окружающим.

Психотерапевтическая и психокоррекционная работа с пациентами зачастую может казаться бесполезной и бессмысленной в силу нестойкости результатов и крайне медленной скорости наступления изменений. Тем не менее, нужно помнить, что польза и результат проводимых мероприятий доказаны тысячами успешных случаев реабилитации. Подводя итог, хочется поддержать всех специалистов, работающих в сфере психиатрии и привести слова древнеримской пословицы, доставшейся нам от Овидея: "Gutta cavat lapidem",  "Капля камень точит"!

 

Гештальт методы в условиях психиатрического стационара Поиск внутренних ценностейАнохина Виктория Викторовна,

Россия, Москва, клинический психолог, ПБ№1 имени Н.А. Алексеева

 

Статья впервые опубликована на сайте psyhelpers.ru

 



Просмотров: 428
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что может терапии помочь, а что может ей помешать
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что такое Синтезологика и как она может помочь?
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь