Что такое время? Взгляд современных психологов

Автор статьи: Алёна Фролова

Ещё в древности мыслители и философы не могли прийти к единому мнению: время реально или является иллюзией, оно объективно или субъективно? Это привело к созданию двух противоположных концепций:

  • статической (события в прошлом, настоящем и будущем одновременно существуют в реальности, при этом появление и исчезновение физических объектов является иллюзией, возникающей в момент осознания происходящего изменения);
  • динамической (реально существует только то, что происходит в настоящий момент, события прошлого уже реально не существуют, а события будущего ещё реально не существуют, т.е. являются иллюзией).

 

Что же такое время для человека? Это, в первую очередь, понимание необратимости и конечности человеческой жизни. Но это и восприятие человеком его деятельности во времени. Графики, расписания, дедлайны, авралы – наверняка эти слова знакомы каждому.

Современными психологами выделяются следующие составляющие психологического времени:

  • оценка длительности, последовательности и скорости протекания событий в жизни человека;
  • определение принадлежности жизненных событий к настоящему, прошлому и будущему, а также их удаленности от настоящего момента;
  • осознание своего возраста, в том числе и субъективное, а также возрастных этапов: детства, юности, молодости, зрелости и старости;
  • представления человека о вероятной продолжительности его жизни, о смерти и бессмертии,
  • переживание, восприятие и примирение человеком таких противоречий, как ограниченность и беспредельность, прерывность и непрерывность, сжатость и растянутость времени;
  • осознание человеком и его представления об исторической связи его жизни с жизнью как предшествующих, так и последующих поколений его семьи, существующего общества и человечества в целом.

 

Психологи даже считают, что внутри каждого из нас есть инструменты для измерения времени! Это внутренние процессы и ощущения, дающие непосредственное понимание длительности: дыхание и сердцебиение, химические реакции, происходящие в нервной системе и внутренних органах. При этом наши «внутренние часы» могут сбиться. Например, изменение температуры тела может привести к недооценке или переоценке длительности.

На субъективное ощущение длительности влияет и наполненность жизни событиями. Чем больше событий происходит в какой-либо период времени, тем более длительным он представляется. И наоборот, восприятие времени удлиняется, когда оно не заполнено никакими событиями и проходит в тягучем ожидании. А также чем более сложные задачи приходится решать человеку, тем дольше течёт для него время (вспомните школьные уроки).

Однако позже ученые И.А.К. Томас и В.Б. Вивер доказали обратное: чем сложнее задачи, тем больше внимания уделяется им, и тем меньше внимания уделяется «внутренним часам». Внутренний таймер срабатывает реже, и рассматриваемый временной промежуток кажется короче. Другими словами, любая ситуация, отвлекающая человека от наблюдения за временем, снижает его способность к восприятию времени.

Как видите, фраза «сколько людей, столько и мнений» применима не только к обычным людям, но и к учёным, проводящим лабораторные эксперименты!

 

Вряд ли кто-то будет спорить, что люди по-разному воспринимают время не только благодаря происходящим событиям, но и благодаря работе их индивидуальных «внутренних часов». Существуют люди, способные к высокой самоорганизации во времени (с врожденными навыками тайм-менеджмента), и люди, которые к этому не способны.

Существует интересная типология людей по организации своего времени:

  1. Оптимальный – успешно действует в любых режимах времени, способен к решению любых временных задач;
  2. Исполнительный – успешно действует во всех режимах кроме ситуации неопределенности во времени, эмоционально переживает время, в нем ярко выражено чувство порядка и удовлетворенности;
  3. Спокойный – успешно действует во всех режимах кроме дефицита времени, способен к самостоятельной организации и регуляции времени;
  4. Тревожный – успешно действует в условиях оптимального количества времени, а также в условиях его избытка, но крайне непродуктивен в условиях дефицита времени;
  5. Дефицитный – все временные режимы выполнения задач субъективно сводит к дефициту времени, однако функционирует успешно;
  6. Неоптимальный – не действует успешно ни в одном из режимов времени, конфликтный характер переживания времени.

 

А также по восприятию длительности (так называемые «т-типы»):

  1. Спешащий (субъективное время течёт быстрее объективного);
  2. Точный (субъективное время совпадает с объективным);
  3. Медлительный (субъективное время течёт медленнее объективного).

Причём «т-тип» не меняется в течение жизни. Внешне это проявляется в темпераменте: для крайних представителей спешащего типа (так называемые холерики) характерны тревожность, нетерпение, ощущение нехватки времени, торопливость речедвигательных реакций и затруднения в налаживании социальных контактов, препятствия вызывают у них агрессию и ярость; для медлительного типа (так называемые флегматики) характерны медлительность, заторможенность реакций, неторопливость в действиях, ориентация в прошлое, медленное привыкание к изменениям.

 

А к какому типу отнесли бы себя вы?



Просмотров: 395
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Машина времени изобретена! Секреты управления машиной времени
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Борьба за время: 3 способа увеличить капитал времени для достижения целей
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Время и наше отношение к времени.
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (1)
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (2)
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Привычка. Сколько реально нужно времени?
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)
  • Психология времени, гл. 8: Психология времени и эффективность деятельности
  • Момент “сейчас” или почему не существует времени (часть1 и 2)
  • Как наши отношения влияют на восприятие времени



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь