из опыта работы с подростками из семей, имеющих алкогольную зависимость

 

Особенности работы психолога в социально реабилитационном центре для несовершеннолетних с семьями, имеющими алкогольную зависимость

 

Алкогольная зависимость — семейное заболевание. Системная семейная психотерапия, рассматриваюталкогольную зависимость как симптом дисфункции семьи. Из этого следует, что система наркологической помощи должна предусматривать не только лечение зависимости от алкоголя, но и лечение созависимости. Помощь необходима как больному, так и другим родственникам, проживающим совместно с ним в дисфункциональной семье.(3)

Москаленко В.Д. выделяет следующие признаки дисфункциональной семьи:

  1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
  2. Вакуум интимности
  3. Замороженность правил и ролей
  4. Конфликтность во взаимоотношениях
  5. Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")
  6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной
  7. Все скрывают секрет семьи,поддерживая фасад псевдоблагополучия
  8. Склонность к полярности чувств и суждений
  9. Закрытость системы
  10. Абсолютизирование воли, контроля.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.(3)

В книгах Москаленко В.Д. «Созависимость: характеристика и практика преодоления», «Когда любви слишком много. Профилактика любовной зависимости» подробно рассмотрены механизмы возникновения созависимости в семье.(4,5) Емельянова Е.В. в книге «Кризис в созависимых отношениях» подробно описывает созависимые отношения в моменты наивысшего напряжениясозависимости, семейная система с одной стороны стремится к изменениям, с другой стороны стремится к гомеостазу. Её буквально «раздирает» на две части.(8)

Главные правила дисфункциональной семьи: не говори, не чувствуй, не доверяй. В дисфункциональной семье подавляются естественные движения души, запрещается, естественные движения души, запрещается искреннее выражение чувств.(4) Пример из моего детства. Мы с мамой в кино смотрели фильм «Первоклассница». Я была так счастлива, много смеялась, ведь мама редко ходила со мной в кино. Мы вышли из кинотеатра и мама сказала: «Я больше с тобой в кино не пойду. Ты очень сильно смеялась». Мне хотелось плакать. Я не понимала, что я сделала не так, и получила урок «неправильных» чувств. Влияние на детей созависимых отношений и формирования механизма возникновения созависимости в семье, можно почерпнуть в работе Варга А.Я. «Структура и типы родительского отношения». (3)

Для осознавания собственных чувств, развития коммуникативных навыков, восстановления границ, в реабилитационном центре «Возвращение», используется определенный практический инструмент специально адаптированный для работы с химически зависимыми и созависимыми членами семьи.(5)

Само название «детский реабилитационный центр» подчеркивает особенность и главное направление работы специалистов. Работа в рамках социального центра для несовершеннолетних предлагает самые разные формы социальной помощи: индивидуальную работу с психологом, социальным педагогом, логопедом,  дефектологом, консультирование родителей и лиц их замещающих. Система сопровождения и коррекции носит комплексный и ярко выраженный детоцентрированный характер.

Активно развиваются формы,  связанные с коррекцией детско-родительских отношений: семейные клубы, семейные консультации и др.

Подросток есть часть семьи, и его поведение рассматривается как симптоматическое, указывающее на возникшую дисфункциюсемьи. Семья становится предметом анализа. Поведение и проблемы подростка рассматриваются в границах дисфункциональной семейной системы.(1)

Психологическая диагностика подростков из дисфункциональных семьях с дезадаптивным по­ведением (нарушение пове­дения, алкоголизация)  показало, что у 64 % из них заблокированы потребности эмоциональной сферы, принятие их родителями, пот­ребность в самоутверждении и само­стоятельности, эмоциональные контакты со сверстниками носят поверхностный характер. (2)

Организация системного семейного консультирования в этом комплексе оказывается работой с семейной системой внутри Центра, у которого есть определенные директивы, цели, задачи. А это в свою очередь влияет на консультативный процесс: параметры консультативной ситуации, позиции консультантов и семью. Одним из основных ожиданий Центра от психолога, определяется целью – снятие симптоматики, проблемы. Основная задача психолога в таком подходе - воздействие на проблемное (симптоматическое) поведение, результат - избавление от проблемы (симптома). Окружение подростка, его личность не являются существенными и   уходят на второй план, а проблема с плохой школьной посещаемостью, конфликтным поведением, самовольными уходами должны «волшебным» образом измениться.

Центр ждет от психолога роль, «знающего и ведущего к определенной цели, чьи действия носят директивный характер, он принимает на себя в значительной степени ответственность за процесс и результат» (Бебчук, Рихмаер, 2005).

Задачи психолога

Первая встреча с семьей происходит при помещении подростка в Центр. Родители просят помощи в «исправлении» отбившего от рук подростка. Их запрос звучит так, что помогите сделать его хорошим (чтоб регулярно ходил в школу, не дрался с сверстниками, не уходил из дома, убирался в своей комнате и т.д.)

Это стрессовое событие для семьи. Как правило, органы Опеки, школьная администрацияосуществляют социальное давление. Угрожают семье лишить родительских прав, убеждают родителей в том, что они не справляются с воспитанием, советуют семье поместить подростка в Центр. Учитывая, что речь идет о подростках, то надо подразумевать, что стили семейного воспитания в дисфункциональных семьях подростков преобладают негативные, такие как гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, которые усугубляют проблемы в личном развитии подростка, формируя акцентуации характера. (3)

О личных проблемах семья молчит: «У нас все нормально». Затем идет контрпредложение: «Скажите, что мы делаем не так? Научите нас, как на него повлиять?». Эти запросы заведомо невыполнимы, при этом перед психологом действительно растерянные родителя, плачущие и нуждающиеся в помощи.

Задача 1. Мотивирование семьи на работу с психологом.

Итак, «заказчиком» терапии и «заинтересованным лицом» является не семья, а направившая ее организация (опека, школа). Уровень мотивации членов семьи и степень включенности в занятия –ниже, чем при самостоятельном обращении

Что же делать психологу? Можно раздавать рекомендации…..понимая, что это малоэффективное дело. А может, более уместны, маленькие шаги, более гибкое поведение психолога?

Можем предложить вместе с семьей спрогнозировать результат, который ждет семья? Мы можем семье предложить разобраться в их семейных отношениях, для того чтобы выбрать путь, по которому двигаться для разрешения существующих проблем.

Опыт работы показывает, что на такое предложение соглашаются около 60% семей. Иногда члены семьи не принимают участия в   коррекционно-развивающих занятиях и это сказывается на результатах работы.

Задача 2.

Формирование позиции сотрудничества психолога и семьи. Мотивация семьи к сотрудничеству – это готовность к диалогу и согласие к изменениям внутрисемейных отношений. Важно чтоб семья принимала систематическое участие в коррекционной работе и понимала свою ответственность.

Эту задачу как мне кажется, можно решать через общие точки заинтересованности: самовольные уходы из дома, воровство, прогулы в школе заставляют родителей напрягаться и тревожится.Родителям хочется помочь ребенку хорошо социально адаптироваться к жизни в обществе. Психолог центра имеет опыт и знания.

Задача3.

Химическая зависимость у членов семьи выявляется при психотерапевтической работе на 2-3 встрече. Здесь важно психологу проявить уважение к родителям, имеющим химическую зависимость и не торопить и не подталкивать их к изменениям. Быть терпеливым и осторожным в формировании у родителей мотивации к лечению химической зависимости.

Задача 4

Центральная задача (мишень) в консультировании – социальная адаптация подростка:

Аргумент, который используется нами в беседе с родителями о первостепенной необходимости формирования теплых эмоциональных отношениях, эффективных коммуникативных навыков в семье – т.к. дети когда то вырастут и станут сильными, а родители постареют.. Эти навыки значительно облегчают семейное взаимодействие в настоящее время и формируют навык ответственность подростка на будущую жизни. Цель – выстраивание границ внешних и внутренних.

Задача 5

Ресурсы ищем внутри семьи, в первую очередь, – в супружеской паре.

1 вариант

Родители «идут» за потребностями ребенка. Правила в жизни семьи устанавливают дети. Нарушается иерархия семьи, правило баланса брать-отдавать. Эти родители считают, что не имеют права ни на какую «личную жизнь», и все свои силы должны отдавать заботам о ребенке. Рано или поздно это может привести не только к ухудшению отношений в паре, с другими членами семьи и потере дружеских контактов, но и к эмоциональному выгоранию или физическому истощению. Прямыми предписаниями от психотерапевта может быть «разрешена» забота о себе – «романтический ужин» супругов/родителей, посещение салона красоты или бассейна, выход в кино, встреча с друзьями или танцевальный курс.

2 вариант.

Родители «ведут» за собой ребенка. Жёсткие внешние, размытые внутренние правила семьи устанавливают родители. Эти родители считают, что дети должны расти в строгости. Потребности ребенка не имеют значение. Важное слово НАДО. Рано или поздно это может привести не только к ухудшению отношений с подростком, который будет бунтовать за свои личные границы, личное пространство. Психотерапевт может помочь семье услышать друг друга (корректировать коммуникативные навыки),выстроить нарушенные границы семейной системы, части прав подростку от родителей. Разделение ответственности и прав за то, что может делать подросток, что могут только родители (в рамках законодательства). Обсудить, что интересно делать вдвоем. И здесь можно повториться, что прямыми предписаниями от психотерапевта может быть «разрешена» забота о себе – «романтический ужин» супругов/родителей, посещение салона красоты или бассейна, выход в кино, встреча с друзьями или танцевальный курс.

Есть общее в этих двух вариантах то, что семьям важно формирование позитивного и последовательного стиля родительского воспитания; восстановление нарушеннойсемейной иерархии: подросток нуждается в воспитании и развитии и им нужны в жизни ориентиры, границы и рамки, чтобы чувствовать себя в мире уверенно, знать свое место, уважать себя и других. Дезадаптированным подросткам, границы и правила нужнее и важнее даже больше, чем другим.

Задача 6

Повышение уровня родительской компетенции. Формирование позитивного образа родителей и детско-родительских отношений:

  • гораздо легче справиться с трудной ситуацией, если есть поддержка и общение с другими семьями;
  • если поведение подростка является непредсказуемым, трудным, важно организовать поиск ресурсных и успешных стратегий для родителей.

 литература по данной теме:

  1. Бебчук М.А., Жуйкова Е.Б. Системный подход к психологии семьи (для специалистов сферы семейного устройства) – М. : Независимый ин-т семьи и демографии, 2009. – 108 с.
  2. Бебчук М.А., Рихмаер Е.А. Практическая психодиагностика семьи – М. : ИД «Бионика», 2012. – 147с.
  3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения : автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1986. – 32 с.
  4. Москаленко В.Д. Созависимость: характеристика и практика преодоления. М., 2007
  5. Москаленко В. Д. Когда любви слишком много. Профилактика любовной зависимости. М. :Психотерапия, 2006- 47с.
  6. Мюриел Джеймс, Дороти Джонгварг Рожденные выигрывать – М. «Прогресс», 1993. – 332с.
  7. Пилипенко А.В., Соловьева И.А. Зависимые, созависимые и другие трудные клиенты: психологический тренинг. – М.: Психотерапия, 2011. – 192с.
  8. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях – Санкт-Петербург, Речь, 2004. – 224с.
  9. Девид Фримен Техники семейной психотерапии - Санкт-Петербург, Питер, 2001.- 376с.
  10. Чарльз Шефер, Хайди Кэдьюсон Практикум по игровой терапии-Санкт-Петербург, Питер, 2002.- 416с.
  11. Эртк Берн, Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры - Санкт-Петербург, Специальная литература, 1996. – 397с.

 

 

 

 



Просмотров: 452
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Любовь, забота и поддержка – вот что на самом деле важно для семьи
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что важно знать при создании семьи?
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Взрослые дети алкоголиков/из дисфункциональной семьи
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • Параметры и правила функционирования семьи и их влияние на жизнь (для интересующихся не специалистов).
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Навыки функциональной семьи или "Я знаю, что ты чувствуешь!"
  • Программа «Азбука семьи» – что это и зачем?
  • Когда в семье психическое заболевание. Рекомендации членам семьи.
  • Отделение подростка от семьи: миф, или реальность?
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Кризис семьи: совсем не то, что мы об этом думаем
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Признаки дисфункциональной семьи
  • Управление семьей: «все для семьи», либо «да пошла она»!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь