Избегающие жалости: Шизоидное отречение и служение миру

Объясни, я люблю от того, что болит, Или это болит от того, что люблю (А. Башлачов)

Характеризуя шизоидов, чаше всего прибегают к частице «не». В этом отражается их аутистическая тенденция на отказ от жалости и закрытость от внешнего перегревания. Не от врожденного отсутствия потребности в тепле, а из-за замороженного состояния и боязни тепла.

Парадоксальность шизоидов в том, что их "нет" кому-то и чему-то конкретному, означает "да" миру в целом. 

Хотя люди с шизоидной структурой характера в силу своей обостренной чувствительности могут найти себя в помогающих профессиях, но они не служат другим людям или себе. Их служение находится в области философии, религии, метафизики, психологии, истории, математики, музыки, космоса. Они бескорыстные идеалисты и поклоняются абстрактным идеям - Богу, Абсолюту, Истине, Смыслу, Гармонии, Красоте, Любви, Разуму, Творчеству, Родине.

Сострадание ко всему живому и судьбы мира для шизоидов важнее чем, чья-то частная жизнь, даже если это и его собственная.

Шизоид видит красоту человека, но не самого человека, метафизическую красоту Природы, но не эту речку и рощу, страдание в мире, но не потребности конкретного человека рядом с ним.

У них часто можно обнаружить тонкое эстетическое чувство, большой пафос и способность к самопожертвованию в вопросах принципиальных и общечеловеческих, они, наконец, могут проявлять много чувствительности и по отношению к людям ими воображаемым, но понять горе и радость людей реальных, их окружающих, им труднее всего. Их эмоциональная жизнь, вообще, имеет очень сложное строение (П.Б. Ганнушкин).

Как представлял себе Иммануил Кант, по-настоящему ценен не вещный мир, а скрытая от глаз "вещь в себе", не внешняя активность, а самоуглубление. Всю жизнь Кант почти не покидал свой маленький Кёнигсберг. Для философской работы ему вполне хватало своего дома и прогулок по знакомому городу. Зачем ему внешний мир, если этот мир можно «помыслить, составить о нем общее представление, мысленно сконструировать» (И. Кант).

Человек, которого можно назвать последователем идей Канта в области практической психологии интровертный до шизоидности К.Г. Юнг на протяжении всей жизни с детства тяготел к мистике, мифам, сновидениям и осмыслению символов, которые «всегда больше, чем очевидный смысл».

Моя жизнь бедна внешними событиями. Я могу понять себя только в свете событий внутренней жизни (К.Г. Юнг).

Его последователи, которые далеко не все или не совсем шизоиды вполне разделяют юнговское представление о том, что символ намного больше конкретного знака. Знаки имеет отношение лишь к этому миру, а символ рождается в принципиально непознаваемой области бессознательного.

Из кантовских идей об эстетике прекрасного и возвышенного рождается негативная эстетика С. Кьеркегора, где индивидуальное Я нужно перешагнуть, пренебречь земной жизнью и сформировать устойчивое презрение к миру, если в нем нет бога. Жизнь для Кьеркегора лишь источник страдания, но наряду с этим есть вечное блаженство.

И так сижу я здесь. Снаружи все в движении, всех их будоражит… А я сижу в своей тихой комнатке… В сущности есть только… либо послушание богу… держаться с богом против людей… либо держаться с людьми против бога…Ибо между богом и людьми идет борьба, борьба не на жизнь, а на смерть… Действовать не в интересах человека, а во славу божию… того, кто является злейшим врагом человека (С. Кьеркегор).

Религиозная позиция Кьеркегора не предполагает этики человеческих взаимоотношений, люди нужны друг другу и одиноки. Более того, человек не нуждается и в божьей милости, о которой говорят на религиозных службах и взывают в одиночестве. Это богу нужен любящий его странник, «рыцарь веры», болезненное сердце которого «стремиться и горько рыдает в след его».

Точно так же выглядит ребенок, который уже не ждет жалости и поддержки родителя, но готов служить ему с полным самопожертвованием.

Не только для религиозных мыслителей типа Кьеркегора, но и для всех шизоидов отношения, чувства, сочувствие к другим, жалость к себе, как к одному из них всегда вторичны и несущественны в сравнении с устремлением к абстрактному познанию божественной гармонии и миру идей.

Наш современник, недавно ушедший из жизни Стивен Хоккинг — яркий пример человека с вынужденной аутизацией с необитаемым, "замороженным" телом, с компьютерным голосом и великим умом. Его собеседником на протяжении всей сознательной жизни был не просто Космос, а самая страшная и непостижимая в безжизненности пустота Космоса — черные дыры.

О том, как воспринимают жизнь шизоидные люди и те, кто вынужден принять свою обособленность от мира рассказывает С. Хоккинг:

Мы можем связывать мироустройство с именем Господа, но это будет безличный Господь. В законах физики нет никаких личностных особенностей. 
Компьютерные вирусы стоит рассматривать, как форму жизни. Это многое говорит о природе человека: единственная форма жизни, которую мы создали к настоящему моменту, несет только разрушения. Мы создаем жизнь по образу и подобию своему. 
Не могу сказать, что мое физическое состояние помогает мне в работе, но оно помогает мне сконцентрироваться на исследованиях. 
Меня часто спрашивают, как вы себя чувствуете с амиотрофическим боковым склерозом. Ответ простой — не очень-то.

Шизоиды перед лицом непознаваемой пустоты, вечности, коллективного бессознательного отказываются воспринимать жизнь в упрощенном линейном времени прошлого, настоящего и будущего, в котором неизбежно возникает жалость к себе и к другим, обреченным на смерть. Те, кому удается выразить себя из самой глубокой темноты через науку, религиозную веру, эстетическое мировосприятие, музыку становятся гениями, отрицающими жалость. В своей "дороге без начала и конца" они рассказывают нам, нуждающимся в ней о том месте, где обычные для человека жалость и сочувствие не существуют.

Шизоиды ни в коем случае не безжалостны, при всей возможной жестокости к себе они не жестоки как это с психопатами. Они избегают жалости, потому, что не верят, что она что-то изменит лично для них и в целом для этого мира. И именно они нуждаются в этой жалости и деликатности как никто другой.

  

 

 

Еще по теме:

Избегающие жалости: Шизоидная структура характера

Безжалостность и жестокость: Тяжелая жизнь и угроза смерти

Безжалостность и жестокость: Наследство матери

Безжалостность и жестокость: Наследство отца

Безжалостность и жестокость. Что происходит в теле?

Безжалостность и жестокость как патология жалости

Природа безжалостности (II)

Природа безжалостности

Природа жалости

Ваш характер и стиль питания: Избегающие жалости, безжалостные и жестокие



Просмотров: 519
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Безжалостность и жестокость как патология жалости
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что нужно для счастья? История про "неправильную " счастливую жизнь.
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Жизнь-это.... А что для вас жизнь? (Спиральная динамика Грейвза)
  • Способы мышления, как они влияют на жизнь человека. Когнитивная терапия. Часть 1.
  • 6 признаков того, что вы разрушаете свою жизнь и как с это исправить
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • 21 день для жизни. Практика "Отец и Жизнь"
  • 21 день для Жизни. Практика "Мать и Жизнь"
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • Уважение женщины к мужчине - или - О том, как выбрать "своего" человека.
  • "Я для себя" - что это?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Мама, верни мне мою жизнь!" или отношения как борьба



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь