Антропофагия (каннибализм): этиология, размышления

В СМИ то и дело появляются упоминания о преступлениях, совершенных каннибалами (и не только). Общественность поднимает резонанс, вызванный вопросами «как могли на протяжении нескольких лет на глазах у десятков людей происходить такие события?». Вроде бы справедливый вопрос, адресованный правоохранительным органам. Но не очень то это и легкий вопрос!? Спросите себя, а знаете ли Вы, чем занимаются Ваши соседи? А каковы сексуальные фантазии Ваших соседей? Думаем, не так то и легко ответить на такие вопросы.

Если анализировать отзывы соседей, знакомых и друзей подобных преступников, то большинство даже предположить не могло, что такое происходит. Напротив, описывая личность каннибалов, соседи указывают на внешнее социальное благополучие,успешность, тихость и пр..

Только вот внешняя сторона жизни любого человека может существенно разниться с внутренним планом – миром иллюзий, фантазий, желаний и стремлений, известных только самому себе. Лица с пограничной психической организацией (психопаты и социопаты) – отлично умеют жить «двойной» жизнью: внешней – успешной, на первый взгляд гармоничной и внутренней – темной и полной фантазий. Кто-то вторую свою жизнь игнорирует, кто-то проживает в голове, а кто-то начинает реализовывать в реальности, переводя во внешнюю. А посещали ли Вас в течении жизни мысли, которые Вас пугали? (это риторический вопрос)

Такие идеи «двойной» жизни подталкивают пытливые умы психологов, врачей-психиатров, антропологов, криминалистов и пр. специалистов на анализ и поиск причин таких явлений, как каннибализм.

Вот и мы не остались равнодушными и решили немного поанализировать. Оговоримся, что все представленное ниже носит гипотетический характер и не претендует на истинность и объективность. Изложенное ниже лишь попытка авторов поделиться своим видением этого феномена. Начнем?

Термин «каннибализм» был введен Х.Колумбом. Научное название  каннибализма – антропофагия. Антропофагия – поедание себе подобных.

В научной литературе выделяют три формы каннибализма:

1. Религиозно-культуральный. Определен идеологическими соображениями. Как правило, представлен в примитивных племенах, некоторых сектанских учениях. Суть его заключается в том, что поедание себе подобных – это средство для достижения каких либо идеологических ценностей или для укрепления веры через жертвоприношение и прочее. Подчеркнем, доминирует «средство для…», а не собственно «желание съесть». История антропологии насчитывает большое количество подобных примеров, начиная с древности и продолжая в современности;
2. Вынужденный. Форма каннибализма, практикуемая в исключительных случаях, когда более сильный инстинкт самосохранения пересиливает нормы культуры. Здесь снова антропофагия – это «средство, чтобы выжить», а не «желание». Блокада Ленинграда, крушение самолета в 1972 году в Андах и попытки выжить в течение 72 дней, отступление французов в 1812 году и нек. др.;
3. Бытовой. Отличается этот тип как раз мотивацией «желания». Это доминирующая мотивация для лиц с сохранным тестированием реальности (пограничный уровень организации психики по Н. МакВильямс и О.Кернбергу). В случаях нарушения тестирования реальности (психотический уровень), например, при шизофрении, возможна дезорганизация мотивационной сферы и тотальная поглощенность «сверхценной идеей». Таких примеров в криминологии и судебной психиатрии не мало.

В рамках данной статьи мы остановимся лишь на рассмотрении «бытового» каннибализма, сосредоточив внимание лишь на лицах с пограничной организацией, которые проходят судебно-психиатрическую экспертизу с пометкой «вменяемый».

Такие случаи, на наш взгляд, представляют больший интерес, так как сохранное тестирование реальности способствует сбору информации для создания баз данных преступников, с последующим извлечением выводов (как это делали в США, что привело к открытию профайлинга и отделов «анализа поведения» при ФБР).

Случаи же психотических антропофагов требуют несколько иного подхода, так как идея «поедания себе подобных» может быть не сопряжена с «желанием», а лишь являться «сверхценной бредовой идеей».  

 ====================================================

Теория этиопатогенеза. Как видится рассмотрение данного феномена? Мы предполагаем, что в своей психологической основе антропофагия – это сложное комплексное образование, зачатки которого кроются в ранних детских отношениях, формируя «ядро антропофага», которое может как «развернуться» в течение жизни и стать образом жизни, так и быть вытесненным в недра бессознательного и не проявиться в течении жизни, ограничившись лишь социально приемлемыми формами – например, сексуальными покусываниями своего партнера во время сексуальных прелюдий.

Чтобы «ядру» развиться, прорасти и пустить корни, важно наличие определенных психосоциальных условий:

  • особенности воспитания;
  • наличие/отсутствие в жизненной истории факта насилия (особенно хронического);
  • пренебрежения взрослыми и родителями;
  • особенности прохождения психосексуальных стадий развития; первичный (дебютный) опыт реальной сексуальной деятельности;
  • личностные диспозиции.
Начнем рассуждение с описания, что же является «ядром»? Для этого обратимся к небезызвестной теории психосексуального развития З.Фрейда .

Поглощение чего-либо через рот отсылает к оральным фиксациям. Постараемся помыслить в психодинамическом ключе.

Самая первая и самая фундаментальная для формирования базовых свойств личности стадия – оральная.

Рот (губы и слизистая рта), как эрогенная зона, у младенца, связана с сосательным рефлексом, за счет которого ребенок получает пищу, что способствует выживанию.

Нейрофизиологи также констатировали, что в головном мозге центры пищевого удовольствия и эрогенные центры находятся рядом и в сопряженной связи. То есть возбуждение с одного центра способно транслироваться и на другой.

Явление сопряженности можно наблюдать у младенцев – при сосании груди отмечается эрективная активность. Этот механизм получения инфантильного удовлетворения сохраняется у многих людей на протяжении всей жизни, проявляясь в фелляции и поцелуях.

В течении жизни удовольствие от приема пищи и секса становятся взаимозаменяемыми – неудовлетворение сексуальности компенсируется пищевым поведением.

При появлении у младенца зубов и продолжении кормления грудью, особенно с покусыванием соска (орально-садистический тип фиксации), возможно объединение трех компонентов в один комплекс:

  • Сексуальное возбуждение;
  • Пищевое наслаждение;
  • Кусание груди.
Таким образом, в единый антропофагический «ядерный» комплекс сливается «кусание+пищевое удовлетворение+сексуальное удовлетворение».

Это первичная база для формирования антропофагии, но не исчерпывающая, так как у многих людей этот комплекс присутствует, но не находит реального воплощения в реальности.

Отсюда можно сделать вывод, что есть еще модуляторы на протяжении жизни. Прохождение остальных стадий развития и, особенно пика подростковой сексуальности, либо усиливают, либо ослабляют антропофагичский комплекс.

Так, например, сексуальные фантазии с покусываниями, не нашедшие своего реального воплощения при одновременной пограничной или психотической организации личности могут трансформироваться в сверхценные идеи «поглощения». Особенно, если есть большие трудности с реальными сексуальными реализациями (в силу разных причин: неумения вступать в отношения, аутизации, ЗПР и пр.). Нереализованные сексуальные желания смещаются в пищевое поведение, «поглощение» и агрессию – антропофагию.

Условия воспитания являются модуляторами, особенно факт пренебрежения и/или насилия со стороны родителей (опекунов, значимого окружения).
Именно психосоциальные условия формируют личностные диспозиции человека. Чтобы пренебрегать социальными нормами (или не понимать, что ими пренебрегают), необходимо быть социопатом и обладать такими качествами, как отсутствие эмпатии, наличие сверхценных идей, отсутствие самокритичности.
Когда множество условий, таких как базовый комплекс антропофагии (о котором мы говорили выше), пограничная или психотическая  личностная организация (по Кернбергу и Нэнси МакВильямс), фрустрирование сексуальной потребности и наличие агрессивно-садистических сексуальных фантазий сливаются в единый комплекс, можно ожидать появления антропофагии.

Что нам дает данная концепция? Можно ли как-то определить по внешним признакам (поведенческим) каннибала? Думаю – нет, если не знать весь жизненный путь потенциального подозреваемого.

В научной литературе уже предполагались попытки выделить признаки, на основе общих черт, выявленных у маньяков-каннибалов. Но эти признаки слишком «широки»:

- замкнутость;

- внешняя социальная успешность;

 - интеллект ниже среднего;

 - нестандартные сексуальные увлечения (фетишизм);

 - агрессор внутри семьи при внешней социальной желательности;

 - заранее сформированный образ жертвы.

Согласитесь, что с таким списком критериев можно «подписать» намного больше людей, чем вычленить каннибалов.

Итак, резюмируя, мы выделили основные ядерные процессы и корреляты, обозначив их схематично. Для более подробного описания нужно писать монографию и проводить масштабные исследования.

 С уважением, Алексей Мосин!

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 273
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Как, критиковать так, чтобы не отбить охоту что-либо делать.
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Переживание Жизни - что это и как?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как сделать так, чтобы Ваши статьи приводили к Вам клиентов в течение многих лет?
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.
  • Про секс: как разобраться что происходит в сексуальной жизни пары, что почитать?
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Что необходимо для полноценной сексуальной жизни
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Когда ситуация в жизни тупиковая – худшее , что можно придумать- замкнуться в себе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь