Как мы пишем сценарий жизни: размышления психолога

Опыт моей работы показывает, что довольно частыми проблемами клиентов являются чувство беспомощности в авторстве построения собственной счастливой жизни, беспричинные проявления печали, озлобленности на мир или себя.

Многие люди находятся в тисках детского опыта и во взрослой жизни часто воспроизводят сформировавшиеся еще в далеком детстве модели реагирования в отношениях с другими.  

Так, одна моя клиентка, будучи на восьмом месяце беременности, говорила о том, что вполне могла бы справиться сама. Так, при внешне благополучных отношениях она высказывала готовность взять весь груз заботы о ребенке на свои плечи. Мой вопрос о том, насколько она осознает решение "Будь сильной" поставил ее в тупик. А буквально месяц спустя такая ситуация возникла в ее жизни. 

Опыт работы с ней показал, что она находится в Драйвере "Будь сильной" и бессознательно внедряет его в жизнь, подбираяя соответствующего партнера на эту роль.

Наша жизнь представляет собой череду сменяющих друг друга контекстов. И порой создается впечатление, что человек сам заранее запрограммировал себя на неуспех. 

На самом деле  так оно и есть. 

Ни для кого не секрет, что в первые пять лет мы строим свой первый эскиз будущей жизни. Как это происходит? Общение ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. 

Американский психотерапевт Э. Берн считал, что ребенок строит собственную модель мира в первые 5 лет жизни, вносит изменения в возрасте 12-15 лет и в последующем реализует в отношениях с собой и другими. 

В процессе общения с близкими ребенок переживает чувства в связи с удовлетворением или неудовлетворением собственных потребностей. Например, потребность быть значимым является базовой человеческой потребностью и ребенок всячески стремится ее удовлетворить. Наиболее сложно это бывает сделать ребенку, в семье которого появляются братья или сестры. Так, одна моя клиентка испытывала чувство печали в связи с недостатком внимания со стороны матери. Работа с ней показала, что одним из запрещенных чувств в этой семье являлось чувство гнева в связи с появлением нового члена семьи. В силу создавшейся ситуации девочка подавила чувство гнева и заменила его печалью. 

Таким образом, будучи еще совсем маленькой она сформировала сценарное убеждение "Я не нужна" и ее маленький Профессор принял решение о необходимости заботиться о братьях и сестрах как способе поддержания собственной значимости в ущерб собственному Я. В результате она нашла себе применение в помогающей профессии и довела себя практически до полного истощения. 

Следует отметить, что родители передают ребенку определенные предписания  (например, «Не взрослей», «Не будь важной», «Не доверяй» и т.д.), а ребенок выносит на основе этого ранние решения и подбирает для их подтверждения определенную стратегию жизни («Победитель», «Побежденный» или «Не-победитель»).  

В ситуациях последующего общения ребенок проверяет ранние решения, проигрывая определенную роль, закрепляет их, отрабатывая при этом, определенный стиль взаимодействия со взрослыми. 

В последующем ребенок накапливает воспоминания и использует их в качестве трафарета, создавая в своей жизни ситуации неуспеха, беспомощности и нереализованности.

Таким образом, формируется сценарий жизни. 

Переформулировка ранних решений возможна при оказании профессиональной помощи либо в индивидуальном консультировании, либо в условиях групповой психотерапевтической работы.  

 



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Что такое интуиция и почему она так помогает в жизни?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Как формируется самооценка и на что она влияет в жизни?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • "Позитивная" психология, инструкция к жизни или что такое Невроз?
  • Женские и мужские роли в отношениях и семье. Что это такое в реальной жизни?
  • История моей жизни, такая как она есть...
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Сценарий жизни и решение "не быть здоровым"
  • "Женщина на всю кровать"- но что она в ней делает?
  • Что значит следствие для причины, или роль женщины в жизни мужчины.
  • Она. Еще одна зима или "Слезы счастья".
  • Кому ты что должна в этой жизни и почему так вышло?
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь