Уборка игрушек и манипуляции - какая связь?

В раннем детстве бытовые вопросы и вопросы гигиены часто бывают камнем преткновения в политике воспитания.  Хочу рассмотреть стратегии поведения и стереотипы родителей на примере  уборки игрушек.

То, что меня эмоционально более всего задевает в воспитательных вопросах - это выбор пути хитростей и уловок со стороны родителей. Для меня это выглядит так: вот есть какая-то невиданная зверушка, почти инопланетянин - мой ребенок. Мне нужно, чтобы он делал так, как я считаю нужным. А он не делает И я начинаю выдумывать, как мне-таки добиться своего:

  • Превратить все в игру
  • Заставить силой, наказывать, если не слушается
  • Лишить его чего-то значимого, если не слушает, торговаться
  • Обманывать
  • Шантажировать
  • Подтасовывать факты
  • Играть на эмоциях

и т.д...

А по факту - манипулирование!

Чем опасно? Выигрываем битву - проигрываем войну. У этих уловок есть, к сожалению, далекоидущие последствия, о которых мы не задумываемся, но которые обязательно проявляются, особенно, если эти приемы использовать постоянно.

Запугиваем, шантажируем, наказываем - ребенок начинает боятся. Да, он становится более удобным, но это путь к неврозам, которые обязательно проявят себя. А еще он понимает, что кто сильнее, тот и прав.

Обманываем, хитрим, играем на эмоциях - ребенок учиться манипулировать и обманывать. А обман это то, что увеличивает дистанцию между людьми. Тому, кому мы врем, мы не можем доверять, мы уже не можем быть искренними с ними, потому что камень за пазухой. Почему исповедь и считалась спасением (вместо психологов, которые по той же схеме работают) для грешников - рассказал и душу свою облегчил. 

И в целом, такое отношение к ребенку как к объекту воздействия (а не субъекту взаимодействия), подавляет в нем личность.

Теперь ближе к теме: уборка игрушек за собой ребенком 2-3 лет.

Вначале несколько вопросов: 

 - Зачем мама хочет, чтобы ребенок убирал за собой игрушки?  Думаю, основных ответа тут два:

1. Чтобы дома было чисто.

2. Чтобы ребенок приучался к чистоте, учился убирать на место вещи.

- Кому нужно, чтобы дома была чистота, чтобы игрушки не валялись? Практика показывает, что ребенка валяющиеся игрушки не напрягают, значит это нужно маме. 

Тогда следующий вопрос: почему, если это нужно маме, а не ребенку, мама хочет получать это за счет ребенка? Провокационный такой вопрос... Казалось бы все просто - если тебе нужно, то ты и убирай.

И тогда на сцене появляется тема приучения ребенка к порядку. Дескать, это не мне некомфортно самой, когда игрушки валяются и лень каждый раз их убирать, а я ребенка к чистоте и порядку приучаю, чтобы человеком вырос. 

Давайте, предположим, что ключевой момент именно в этом.

В педагогике есть понятие сензитивных периодов.

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения (Википедия)

И вопрос уборки игрушек как приучение к порядку - это вопрос как минимум среднего, а то и старшего дошкольного возраста. Тогда ребенок начинает познавать законы и правила этого мира и стараться им соответствовать. А в 2-3 и даже 4 года у него мозг еще не дозрел до понимания, что игрушки нужно убирать. А, как известно, если заниматься чем-то раньше, чем мозг ребенка до этого дозреет, можно потратить кучу времени, сил, нервов... и в итоге получить тот же результат, который родители получают очень быстро и практически не заморачиваясь, но чуть позже. Когда наступило время образования этого навыка.

Главное, конечно, не упустить момент. Наверное, лет в 10 уже поздновато обучать убирать за собой игрушки :)

Таким образом, ключевым моментом этого вопроса, я считаю честность родителей в ответе на вопрос: кому нужна чистота в доме? И почему именно вас это так напрягает? Но это уже из раздела жизненных сценариев и интроектов (приходящие извне чужие ценности и установки, которые воспринимаются как свои, то таковыми не являются). Потому что, если бы не было ничего за этим, то не было бы и переживаний. Валяются игрушки - убрала и дальше живешь спокойно. Не злитесь же вы на пыль, которая появляется непременно на всех открытых поверхностях.

И работать родителям нужно с собой Чтобы не цепляло эмоционально. Тогда и действия родителей будут разумными, а не манипулятивными.

Какие могут быть действия родителей в этом вопросе:

1. Расслабиться и отпустить этот момент. Придет возраст, он научится.

2. Если вам важно, чтобы для ребенка, как и для вас чистота в доме стала ценностью, в этом возрасте просто достаточно вашего примера.

3. Можно просить ребенка помочь вам. "Помоги мне пожалуйста, собрать игрушки. Поможешь?". И дайте ему право отказать вам, если он не хочет.  Можно обращать его внимание на то, что игрушки надо убрать, просить о помощи, но не давить, и, ни в коем случае, не наказывать за отказ и не пугать. В идеале, на этом вообще не стоит заострять внимание. 2-3 года такой период, когда ребенок утверждается в своей самости (я сам) и на любое давление он будет еще больше сопротивляться.

4. Ну и решать вопрос уборки в доме, например, ограниченным количеством игрушек в зоне доступа ребенка. Маме тоже должно быть комфортно и она не должна поминутно убирать за ребенком. Такой подход не считается манипуляцией.



Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Как научить ребенка убирать игрушки
  • Как научить ребенка убирать игрушки
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Памятка для родителей, чьи дети не хотят убирать игрушки.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Что нужно, чтобы ребенок вас услышал
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Кому-то нужно захотеть, чтобы что-то было
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Как встретить Новый Год и нужно ли это делать, если он и сам придет.
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Если вы не замужем, значит вам это не нужно!
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Если дети врут, значит это кому-нибудь нужно?
  • Какие игрушки я выбираю для ребенка и почему



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь