Аутентичность лидера

Лидером быть хорошо. Это аксиома сродни тех, когда говорят о том, что хорошо быть здоровым и богатым, нежели больным и бедным. Лидерство – это очень важно для каждого, который мыслит себя «кем-то из немногих (А. Макаревич). И поэтому нужно учиться становиться лидером. Об этом сейчас огромное количество рекламной продукции (типа, как стать лидером»). И  многие «раскрученные» брендовые тренеры зарабатывают хорошие деньги  в первую очередь именно на теме лидерства. То есть   серьёзный есть запрос на знания о природе лидерства и запрос на способы обретения   лидерских качеств  персонально для самого себя.

            Однако существуют ли лидерские потребности или в чём суть потребности в лидерстве? Если воспользоваться широко известной пирамидой А. Маслоу, то мы окажемся в затруднительном положении при попытке соотнести лидерские качества  с обозначенной там типом  потребности или инстинкта. Получается, что для самоактуализации вовсе не обязательно быть лидером. Самоактуализация как аутентичный процесс эволюции личности  вообще не нуждается ни в каких лидерских качествах. Она строится, как я писал и говорил об этом ранее, на генеративной позиции, на актуализации генеративных форм мышления, восприятия и поведения.

Лидерство есть явление не личное, а социально-психологическое. «Лучше быть первым парнем на деревне, чем никем в городе». Лидера рождает группа и даже толпа – вспомним совсем недавние события на киевском майдане, где малопривлекательные особы становились вожаками толпы националистов. От человека, маркированного окружением в качестве лидера, требуется только одно: соответствовать. Нет соответствия (ожиданиям, ценностям, настроению и пр.) – нет и лидера.

            Понятно, что далеко не всякое соответствие социальной среде или группе есть благо для личности человека, который выделился как лидер этой среды. Но всякий лидер – это пример такого соответствия как группового принуждения. Лидер – это всегда лидер только определённой социальной группы, которая в известной мере ставит его в зависимость от своей психологии. Это, конечно, лишает лидера свободного персонального  выбора.  Группа априори «знает» какие именно мысли и чувства должны быть у их вожака. Интересы лидера – это всегда интересы окружения. 

            Следует констатировать единство и диалектическую противоречивость отношений лидера и окружения. С одной стороны, лидер не может принципиально отклониться от   групповых  интересов. Но с другой стороны он должен как субъект быть наиболее активным и энергичным (пассионарным), чтобы соответствовать более чем кто ни было в группе её же интересам. Иначе говоря, любой лидер содержит в себе изначальный парадокс: для самого факта лидерства он должен быть наиболее ярким – в персональном отношении – воплотителем чаяний и ожиданий среды.

            Этот парадокс – есть парадокс между индивидуальностью и средой, между частью и целым, между элементом и системой, в которую он встроен. Этот парадокс  может существовать и благополучно разрешаться в феномене лидерства только в случае достижения «критической массы различия» группы и лидера. Группа как аморфная и в известном смысле единообразная ценностно-эспектационная среда обитания её членов   обнаруживает выделение на этом фоне некого  яркого воплотителя её интересов. Соответствие интересов окружения свойствам «наиболее яркого из воплотителя» - наиболее гибкого элемента системы как раз и является гарантом её целостности. Лидер как яркая индивидуальность в плане данного соответствия есть  г а р а н т  целостности группы.

            Скажем так, далеко не всегда такое положение дел – быть наиболее ярким воплотителем и гарантом – соответствует реальным аутентичным интересам самого лидера. Я бы так сказал, практически никогда полностью не соответствует. Проще говоря, на каком-то этапе это соответствие начинает напрягать, - становиться неконгруэнтным. Ибо, как было отмечено ранее мною из предыдущих рассуждений относительно природы аутентичности человека, каждый из нас имеет свой изначальный эволюционный проект. Каждый приходит в этот мир не для соответствия, каким бы то ни было ожиданиям, а для раскрытия, самоактуализации и тем самым воплощения этого изначального эволюционного проекта. Только в момент раскрытия – самоосуществления – человек естественен, аутентичен.

            Лидер должен избыть (изжить) себя как таковой. «Мавр сделал свой дело – Мавр должен уйти».

            Если рассмотреть обозначенную выше парадоксальную динамику взаимоотношений «Лидер – Группа» с позиции её существенных этапов, то открывается следующее:

            - на начальном этапе происходит выделение лидера из группы как наиболее яркого выразителя её интересов и гаранта целостности и комфорта функционирования. Лидер в это время становится вожаком;   оказываясь в групповой системе  интересов и требований, он учится интенсивно, быстро  и качественнее других;  Это есть этап аутентичного лидерства. Этот этап есть форма «зоны ближайшего развития» (Л. Выготский).

            - возрастание противоречий и разногласий в силу освоения лидером свои функций и развития личностных качеств и в силу групповой динамики интересов. Для лидера становится неинтересным момент соответствия групповым нормам и ценностям. Происходит своеобразное «завершение гештальта» и потеря лидером пассионарности -  автоматизмы и привычки противоречат эволюции. Этап рутины.

            - более или менее драматичное совместное разрушение позиции лидера. Это этап автономизации. 

            Опираясь на выделенные закономерности динамики лидерства как функции социальной группы легко прогнозировать перспективы любого лидера (безотносительно к типу деятельности и природе группы).  Во всех случаях эти перспективы оптимистичны, когда лидер не просто соответствует групповым интересам и эспектациям, но и задаёт их группе в соответствии со своими интересами, в соответствии с  требованиями своего аутентичного бытия.  Тогда группа или социальная среда лидера становится необходимым условием осуществления его аутентичного эволюционного проекта, его самоаутуализации.



Просмотров: 414
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секреты воспитания, или Как вырастить лидера
  • Как воспитать в себе лидера: Развитие уверенности
  • Как воспитать в себе лидера: Инициативность и целеустремленность
  • Развитие навыков лидера для оптимизации работы организации
  • У лидера нет пола, или Женщина управленец?
  • Двадцать отличительных качеств лидера
  • Как воспитать лидера. Часть 1. Психолог (Киев) Данил Протас
  • Как воспитать лидера (видео). Часть 2. Психолог (Киев) Данил Протас
  • Принципы новой эры или становление Лидера
  • Функции лидера в местах лишения свободы
  • Психотерапевтическая группа. Что это, и как в ней быть?
  • Лекция 1: Лидер, группа и успех
  • Кто вы в мире конфронтации: от Изгоя до Лидера
  • Харизма лидера
  • Обаяние харизматичного лидера
  • Тайны лидера в тени мифа.
  • Важное умение Лидера . Принцип Паретто в практической технике!
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Позволить любви быть или требовать соответствия своим ожиданиям о том, что могло бы заменить любовь
  • Это нелёгкое звание "Лидер"
  • Памятка. Как стать лидером! Часть 15. Кто мы есть на самом деле?
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Интервизорская группа...как это было...
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Быть богатым или быть бедным — это наш личный выбор! Что выбираете Вы?
  • Кто ты? Лидер или аутсайдер?
  • Я есть - это хорошо. Статья для людей с заиканием.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь