|
Как отпустить ребенка в мир?Автор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Воспитание - это наука, научающая наших детей обходиться без нас. Эрнст Легуве Рано или поздно приходит момент, когда собственное чадо подрастает, и его нужно будет отпускать в мир. Как же быстро пришел этот миг! Ведь буквально вчера он был такой маленький, беспомощный, лежал на руках. А сегодня с ним придется на время расстаться, отдав в руки воспитателей или учителей. Момент расставания – вещь неизбежная. И таких моментов будет еще много. Ясли, детский сад, школа, институт. С каждым разом он будет все дальше от нас, но ближе к самостоятельной жизни. Однако если с каждым таким разом мы "словно от сердца его отрываем", то стоит на некоторое время остановиться и задуматься. Что нас больше всего пугает в таком расставании? Скорее всего, неизвестность и отсутствие уверенности в том, что в чужих руках с ним будет все в порядке. Но ведь период, когда ребенок нуждался в постоянной заботе, уже давно за плечами. И мы прекрасно отдаем себе отчет, что первые "ростки" самостоятельности в нем уже появились. Наш здравый смысл говорит, что отпускать важно, нужно и полезно. Что социализация и адаптация ребенка в обществе невозможна без того же детского сада, яслей или школы. Но это только голос разума. Сердце-то болит! Душа не доверяет этим чужим рукам, пусть даже заботливым и внимательным. Кажется, что вместе с ребенком часть себя оставляем в детском саду, яслях или школе. И потом мучаемся от беспокойства и тревоги. Если первые самые ранние случаи расставания вполне "безобидны" и даже, можно сказать, естественны, то с каждым последующим ситуация усугубляется. Продолжая мысленно "не отпускать" своего ребенка в результате таких временных расставаний, мы вводим это в привычку. И когда приходит время серьезного отправления в жизнь, мы до сих пор видим в нем того маленького мальчика или девочку, которых отводили тогда за ручку в ясли или детский сад. Однако приход этапа самостоятельности никто не отменял. Как бы это ни было тяжело, но нужно признать факт того, что маленький ребенок остался в прошлом. Образ маленького человека, который мы вкладывали в ребенка, нужно забрать назад. От этого никто не останется в убытке, наоборот, и ваша жизнь и жизнь вашего ребенка станет значительно спокойнее. Мы снимем «розовые очки» и увидим в ребенке человека, стремящегося к своим целям и живущего своими интересами. А ребенок, в свою очередь, наконец, почувствует, что родители его понимают. Увидеть в своем чаде уже не ребенка, а полноценного самостоятельного человека почему-то не так просто. Мешают здесь не только страхи. На пути стоит все та же привычка оставлять часть себя в нем. Родители часто попрекают этим своих детей фразами типа «я столько в тебя вложила (вложил)». Да, это действительно так. На определенном этапе они вложили в него заботу, ласку, любовь, время, силы. Этот этап закончился, а привычка вкладывать что-то от себя осталась. Поэтому нужно найти какое-то новое занятие или новый объект для заботы и ласки. Если этого не сделать, то развившаяся потребность заботиться о ком-то, не найдя выхода, может вызвать состояние опустошения. После того, как мы перестанем видеть в своем чаде маленького ребенка и найдем новое приложение для собственной потребности заботиться о ком-то, останется сделать последнее, чтобы отпустить ребенка в мир. Это – позволить ему быть самостоятельной полноценной личностью. Когда мы начнем видеть в ребенке личность, он начнет становиться ею. И чем быстрее мы начнем ее в нем видеть, тем лучше для него. Тем больше у ребенка шансов стать полноценным независимым человеком. Ведь именно такую цель преследует или должно преследовать воспитание. Подводя итог, хочу сказать, что отпускание ребенка в мир, помимо всего прочего, должно еще быть своевременным. Ни позже, ни раньше. Причем момент этот будет зависеть в равной степени как от родителей, так и от самого ребенка. В заключение – притча. Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|