Рекомендации по взаимодействию с пожилыми, имеющими приобретенное слабоумие. Часть 1. Контакт.

В процессе взаимодействия с пожилым родственником, имеющим синдром деменции и схожие заболевания, следует помнить, что основной задачей ухаживающих лиц является создание атмосферы доверия, а также обеспечение больного возможностью сохранить достойное качество жизни и способность к активности максимально долго, насколько это возможно.

 Рекомендации по взаимодействию с пожилыми имеющими приобретенное слабоумие Часть 1 КонтактГлавный вопрос для большинства помогающих родственников заключается в том, с чего начать и как поддерживать коммуникацию с пожилым человеком в состоянии деменции.

В разрешении данного вопроса полезной оказывается схема ABCD.

А – избегайте конфронтации.

Окружающие пожилого человека (родственники, друзья, соседи)  часто не понимают  его поведения. Отношения усложняются трудностями в общении, которые проявляются в следующем:

  • родственник часто меняет тему разговора, переключается с одной тематики на другую;
  • неспособен воспроизводить некоторые имена, названия предметов (что сопровождается большими паузами в его речи, непонятными звуками, «бурчанием»);
  • затрудняется начать беседу;
  • часто повторяет одно и то же;
  • может рассказывать то, чего не было (или достоверность повествуемых фактов родственникам неизвестна).

Зачастую, такие проявления пожилого «раздражают» его окружение.

В подобном случае, воспринимая поведение пожилого человека (подчас кажущееся «неадекватным»), не стоит спорить, убеждать пожилого, что он  «ошибается», «лжет», «плохо ведет себя», «говорит не правду» и т.п. Всегда помните, что главной задачей является СОХРАНЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ с пожилым, а не «утверждение в собственной правоте».

Важно знать, что со временем, у пожилых с синдромом деменции нарушается работа всех концептуальных аппаратов (происходит разрушение системы понятий). В итоге, понятия, образы, ассоциации «перемешиваются». Возникают проблемы в коммуникации: трудности связанны как с забыванием слов, так и с неспособностью соотнести одно с другим (пожилому сложно понять, что до него хотят донести).

Важно принять эти особенности близкого пожилого человека, проявляя терпение к подобным проявлениям.

В – вербализуйте чувства и поведение пожилого родственника.

Важно озвучивать, описывать, называть те чувства, действия, элементы поведения, которые проявляются пожилым человеком.

 Данный компонент выступает главным условием установления контакта, становится «мостиком понимания», сигнализирующим  пожилому человеку о том, что он находится во внимании окружающих людей и его состояние принимается близкими родственниками, а не отпугивает их.

 Вербализация чувств и переживаний способствует, с одной стороны, пониманию состояния  пожилого человека его родственниками, с другой – возникновению ощущения значимости у пожилого.

Вербализация поведения помогает понять некоторые «мотивы» тех или иных действий пожилого родственника, которые, на первый взгляд, могут казаться «бесцельными».

Важно знать, что поведение человека зачастую сигнализирует о его потребностях и  вербализация этого поведения помогает их распознать. Таким образом, данный компонент облегчит вашу задачу в УДОВЛЕТВОРЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ пожилого родственника – а это неотъемлемая часть ухода.

Также регулярная «вербализация» будет выступать своеобразным тренингом для пожилого, поддерживающим его когнитивные функции (память, мышление, внимание и т.д.).  

 С – действуйте целесообразно.

 Создавайте ситуации, когда пожилому легко принять решение или выполнить то или иное действие успешно. Например, в случае, когда пожилой родственник желает совершить какое-либо действие, но «забыл» с чего начать - стоит подсказать, что делать, чтобы достичь желаемого результата (именно «подсказать», а НЕ делать всё действие за него).

Помните, главная цель – ПОДДЕРЖКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ пожилого на максимально долгий, как это возможно, период времени.

D – отражайте действительность.

Важно также вербализовать то, что происходит во внешней среде. Иначе говоря – называть окружающие предметы, вещи, события, места, людей, явления природы и т.д.

Отражение действительности помогает пожилому человеку НАЛАДИТЬ КОНТАКТ С РЕАЛЬНОСТЬЮ.

Все очень просто – отражайте то, что вы наблюдаете «здесь и сейчас»:

  • Я слышу, как дети кричат во дворе…
  • Здесь очень прохладно/душно…
  • Слышно, как разговаривают на кухне…
  • Дождь идет – так часто бывает осенью
  • Мы живем с тобой на нижнем этаже дома…
  • Я слышу, как собака лает/птицы поют…
  • Бабушка смотрит в окно… Что она там видит?

Подобное налаживание контакта пожилого человека с реальностью также поможет вам сориентировать родственника на предстоящие действия: «Тесто поднялось – будем печь пироги» и т.д.

Стоит подчеркнуть важность регулярного отслеживания своих «реакций» на пожилого родственника, ведь именно они создают условия для установления «человеческих отношений».

Помните, главным ключом к контакту с пожилым родственником, имеющим синдром деменции, является «присоединение» и «отражение»:

  • на физическом уровне (сохранение визуального контакта, «отзеркаливание» позы родственника, отражение его эмоций, жестов и т.д.)
  • на вербальном, словесном, уровне (озвучивание проявляемого поведения, чувств, действий пожилого; перефразирование и повторение его слов и т.д.).   


 



Просмотров: 463
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Изменения характера у пожилого родственника. Что делать?
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • Уважение к старшим или что такое кризис пожилого возраста
  • социально-психологические особенности людей пожилого возраста
  • Анализ попыток суицида пожилого человека на примере романа Ф.Бакмана "Вторая жизнь Уве"
  • Работа психолога с клиентами пожилого возраста.
  • сексуальность пожилого возраста
  • Психология пожилого возраста.
  • Особенности гериатрической работы с людьми среднего и пожилого возраста
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что говорит одежда человека о его характере?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • 7 проблем человека, которые зачастую ведут его к психологу
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Про контакт в гипнотерапии и о том, что его разрушает. Часть 2
  • Страх перед будущим: 5 способов как преодолеть его и начать что-то делать
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Внешний мир человека, как отражение его внутреннего пространства.
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Муж ушел, что делать с его родственниками?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Трудоголизм. Как его распознать и что делать?
  • Как выбрать психолога? Что важно знать и на что обращать внимание
  • Про контакт в гипнотерапии и о том, что его разрушает.
  • Не важно, что ты видишь, важно, как ты на это смотришь. Часть II.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Внутренний Критик. Как его распознать и что с ним делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь