Почему непослушные дети не хотят меняться?

Автор статьи: Елена Агеева
Продолжаем разбираться, почему же непослушный ребенок не желает делать то, о чем его просят. Понять это будет легче, если представить себе, что существуют два типа проблем: «чесночные» и «гороховые». Когда вы поели чеснока, его запах вас не беспокоит, потому что вы не чувствуете своего дыхания. Но окружающие почувствуют ваше приближение за версту. Но если вы съели целую миску гороха, то возникает проблема, заметная и вам, и окружающим.

У непослушных детей «чесночная» проблема. Они замечают, что вокруг все идет не так, но убеждены, что затеял это кто-то другой. И в самом деле, если такого ребенка припереть к стенке, он чистосердечно ответит: «У меня нет никаких проблем».

Все упрямые люди, независимо он того, кто они – гиганты бизнеса или дети, заботятся только об удовлетворении собственных нужд, их не волнует, что о них думают другие.

Во время работы школьным психологом мне приходилось сталкиваться с такими детьми и они считали, что у них нет проблем – это учителя плохие и «предки» достали.

Вот пример классического случая «чесночной» проблемы:

Старшеклассник несколько уроков не делает домашнюю работу и не приносит учебник. Учитель ставит двойку. Мама интересуется почему.

Сын – я потерял учебник

Мать – почему не искал, почему не взял у одноклассника пока свой не найдешь?

Сын – почему она сразу ставит два, ну нет у меня учебника!

Мать – кого это волнует?

Сын – да достала она, чуть что, сразу два. Я  что виноват, что у меня учебника нет.

 Чтобы избавиться от «чесночной» проблемы таких детей нужно поставить перед проблемой, которая беспокоит в основном их самих, а не вас.

 Понять, что движет непослушным ребенком, легко, если сравнить двух животных: лошадь и верблюда.

Лошадей относят обычно к животным с позитивной мотивацией в поведении. Им нравится доставлять радость своим хозяевам, они готовы работать за ласковое слово, за кусочек сахара или за другое угощение. Лошади – хорошие рабочие животные, но они неспособны выжить в некоторых условиях. Допустим, вам нужно пересечь пустыню Сахару.  Если вы возьмете с собой лошадь, она не сможет долго работать в экстремальных условиях пустыни. Лошади, скорее всего, начнут страдать от обезвоживания и быстро умрут. «Пролет!» - говорят в таких случаях непослушные дети.

Верблюды обладают поразительной способностью переносить экстремальные условия.

В отличии от лошадей в поведении верблюдов преобладает негативная мотивация. Во время трудного перехода прямо посреди пустыни верблюд может плюхнуться на песок, чтобы передохнуть. Вы будете вставать на колени, умолять и обещать разнообразные награды – бесполезно. Если обещать такому верблюду, что впереди его ждет вода, то и тогда он не поднимется.

Представьте, что верблюд может разговаривать. Вот что он, наверное, сказал бы: «Ха, мне не нужно никакой воды. У меня и так хватит воды. Видишь этот большой горб на спине? Впрочем, спасибо за предложение».

Обещание накормить – тоже неэффективный стимул.

«У меня в горбу и еды полно, - сказал бы, вероятно, верблюд. – Не беспокойся обо мне. Ступай себе дальше по тропе, а со мной ничего не случится».

Если бы этот верблюд понимал вас, его много было бы попробовать испугать рассказами о старших песчаных бурях, случающихся в пустынях, когда воющий ветер поднимает тучи острых как бритва песчинкой и несет их с такой силой, что в кровь исполосует кожу человека.

«Да, но у меня толстая крепкая шкура», ответил бы верблюд, помаргивая многослойными веками, которые защищают его глаза от песчинок, поднятых ветром.

Опытный всадник знает об этом и, когда его верблюд вдруг устраивает сиесту посреди Сахары, не расстраивается. Он просто достает из поклажи немного хвороста, лопатку и заходит животному сзади. Здесь наездник выкапывает ямку, кладет в нее хворост и зажигает спичку. Очень скоро верблюд чувствует, что происходит что-то неприятное, и очень быстрорешает: нужно что-то сделать, чтобы уйти от этой боли.

Многие непослушные дети больше похожи на верблюдов, чем на лошадей. Когда взрослые пытаются найти к такому ребенку подход, аналогичный тому, какой применяют к лошадям: урезонивая его, обещая вознаграждение или подробно объясняя им, почему нужно выполнить то или иное задание, этот ребенок сразу дает вам понять, что «лошадиной» реакции от него не дождаться.

На самом деле такие дети часто предпочитают иметь дело с негативными реакциями. Когда они видят, как родитель или учитель выходит из себя или ставит плохие отметки в дневник, то получают от этого больше удовлетворения, чем от самого выполнения дела, о котором их попросили.

Кроме того, как уже говорилось, способность непослушного ребенка вынести заряд отрицательных эмоций значительно выше, чем у любого взрослого. Непослушный ребенок спокойно вынесет все уничижительные замечания, какие вы только бросите ему.

Баланс положительных и отрицательных стимулов

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал себя вести как верблюд, вам нужно найти какой-то способ развести под ним костер. В фигуральном смысле такой огонь можно разжечь, если разумно использовать возможные отрицательные последствия, чтобы они дополняли те вознаграждения, которые вы обычно используете для мотивации ребенка.

Такая система положительных и отрицательных стимулов приносит свои плоды, потому что она основана на двух главных обстоятельствах, которые заставляют вести себя по другому: на стремлении избежать боли и желании получить удовольствие.

Вообще мы, люди, меняемся только по двум причинам: либо потому, что мы чего-то очень сильно жаждем, либо потому, что мы чего-то очень сильно хотим избежать.

Если мы хотим денег, статуса, образования или чего-то еще, мы сделаем все возможное, чтобы это получить. Но если мы сталкиваемся с неприятными ситуациями, у нас может возникнуть стимул к переменам потому только, что нам не нравятся такие ситуации и хочется выйти из них. Сочетание позитивных и отрицательных стимулов имеет успех.

Непослушным детям, как правило, для изменения поведения недостаточно того, что кто-то другой хочет этого. Именно этого не понимают многие родители и учителя. Они машут «морковками» перед носом ребенка, пытаясь заставить его вступить в разговор, наставить его на путь истинный. Но такой подход не срабатывает, потому что непослушные дети и так уже знают, как добиваться желаемого без всяких положительных стимулов.

Эти дети и так чувствуют себя вполне комфортно, им незачем хотеть перемен в собственном поведении.

Следует помнить, что хотя непослушные дети больше походят на верблюдов, они не станут реагировать только на одни негативные стимулы. Им нужно сочетание положительного и отрицательного. Если вы будете давить одними лишь положительными (или отрицательными) стимулами, ничего, кроме досады, вы не добьетесь, а ребенок не изменится. Понимание этого – ключ к переменам.

Непослушный ребенок, поняв, что его родители больше, чем он сам, беспокоятся о его поведении и успехах, выбирает путь наименьшего сопротивления. Если кто-то другой будет больше переживать и больше стараться найти решение, дети с радостью позволят этому человеку обо всем позаботиться.



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.
  • Готовимся к 8 марта. Или что нужно сделать, чтобы получить в подарок то, что хочешь
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Если вам кажется, что вы вкладываете в отношения гораздо больше, чем ваш мужчина…
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что такое время и почему его нужно тратить с умом
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь