|
Сиддхартха и сансара в юнгианской типологииАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Некогда в одной далекой стране жил принц со своей прекрасной супругой и юным сыном. Звали его Сиддхартха Гаутама… Как утверждают буддисты, все существа без исключения желают избежать страдания и достичь счастья. Цель практической психологии примерно та же - облегчить человеку страдания, что возможно когда он живет своей жизнью, исполняет свое предназначение и благодаря развитой целостной психике разрешает внутриличностные и межличностные конфликты. Пробужденный Сиддхартха - Будда в своей первой проповеди в ночь, наступившую после его просветления, рассказал обо всем, что понял. Проповедь о Четырех благородных истинах и Восьмеричный путь
В вероучении буддизма он представлен как Срединный путь, свободный от крайностей между физическим и духовным миром. Он известен как Восьмеричная благородная дорога, определяемая правилами поведения в мысли, в слове и в действии.
Эти восемь составляющих есть суть учения об освобождения из колеса сансары и обретения себя настоящего. При правильном соблюдении и претворении в жизнь этих установок человек приходит к уравновешенной и гармоничной жизни, приносящей пользу личности и обществу. Все составляющие взаимозависимы; их нужно культивировать одновременно, поскольку каждая из них облегчает развитие других и направляет к духовному развитию. Учитывая многообразие индивидуальных особенностей, для каждого человека свой путь к освобождению от страданий. Юнгианская типология Благодаря исследованиям К.Г. Юнга и созданной им типологии мы можем не только перевести термины буддизма на более понятный и близкий нам язык, но и прояснить ситуацию с поиском индивидуального пути к освобождению от страданий. Зная свою типологию, мы вполне определенно может сказать, что вот этот путь мой, а этот для меня совсем не пригоден. На этом пути мои врожденные склонности разовьются максимально и принесут максимальную пользу, а этот путь будет непродуктивен и мучителен. Пример распределения функций Согласно К.Г. Юнгу есть 4 функции сознания: мышления, чувства, интуиция (бессознательное восприятие) и ощущения (восприятие посредством органов чувств). Кроме того каждая из этих функций представлена в экстраверстной (направленной на внешний объект) и интровертной (направленной внутрь на себя) установке. Всего, таким образом, мы имеем 8 модусов функционирования сознания. С восьмеричным путем буддизма они соотносятся следующим образом:
Это основа юнгианской типологии, позволяющая перевести откровения Будды на более понятный для европейца язык. Тип того или иного человека зависит от того, в какой позиции (ведущей, первой дополнительной, второй дополнительной или подчиненной) будет находится та или иная функция его сознания (мышление, чувства, интуиция, ощущение). Свой тип, согласной юнгианской типологии вы можете определить через серию уже разработанных разными исследователями тестов. Функции сознания и архетипы в Игре «Metropolis» Ведущая функция - архетип Героя, пути Воина и Веры В ведущей позиции находится наше героическое Эго и оно может проявляться как мыслящее, чувствующее, интуитивное или действующее. У экстраверта героическое Эго будет смешиваться с Персоной – социальным посредником в общении с другими и Я этого человека таково, каким его видят окружающие. В свою очередь у интроверта его Я не столь очевидно, так как социальная Персона лишь маскирует его Я от окружения. Архетип Героя и степень его героичности у экстраверта более выражен, чем у интроверта. Героизм же интроверта определяется лишь в особых условиях, когда он сбрасывает персонную маску и отстаивает свою веру. Так или иначе, каждый является потенциальным героем. У каждого есть ведущая функция, развитие которой уготовлено с рождения. Но не каждый может выйти на свой героический путь, одетый в своем собственном облачении, то есть через свою ведущую функцию. Бывает, что предки и окружение, род и семья навязывают ребенку развитие в несвойственном ему русле. Например, тому, кто мог бы достичь максимального роста в понимании и реализации мыслительной функции навязывают стать чувствительным или из чувствительного ребенка пытаются сделать умника. В результате врожденная ведущая функция оказывается недооценена, недоразвита и героическое Эго вместо того, чтобы идти своим путем сходит с предуготованной дороги для обслуживания ожиданий других людей. Первая дополнительная функция - поддерживающие родительские фигуры, архетипы Отца и Матери Для становления героя нужны достаточно хорошие родительские фигуры, поддерживающие ребенка и поэтому вспомогательную первую дополнительную функцию в юнгианской типологии связывают с родительским архетипом. От того, насколько он реализуется через реальных отца и мать, от того насколько хорошо они выполнят свое предназначение будет зависеть степень развитость второй по значимости функции сознания. Она опять же может быть представлена либо мышлением, либо чувствованием, либо интуицией, либо ощущением. Вспомогательная функция показывает, в каком пространстве героическое Эго найдет свою максимальную реализацию, насколько он будет социально успешен, отцовский или материнский архетип окажет ему большую помощь. Если отец окажется деспотичен, а мать холодна, то с первой дополнительной функцией неизбежно возникнут проблемы. Вторая дополнительная функция - архетип Ребенка и путь Игры Это функция, от которой зависит способность порождать нечто неожиданное и новое, художественные наклонности, спонтанность, ощущение счастья, принятие Героя миром и общее чувство удовлетворенности жизнью. Данная функция не нагружена адаптивным значением и поэтому вроде как второстепенна. Но именно от нее зависит, будет ли человек способен к игре и любовным отношениям, будет ли он творческой личностью. В зависимости от индивидуальности и типа личности это творчество может быть выражено опять же либо в мыслительном, либо в чувствующем, либо в интуитивном, либо ощущающем качестве. Подчиненная функция - архетипы Анимы и Анимуса, пути Магии и Власти Эта самая темная и бессознательная функция, но в ней же и самый большой творческий потенциал, который в экстравертном варианте находит выражение на пути Магии и преобразования реальности (Станции на нижней части синей радиальной линии), а на интровертном уровне – через путь Власти и Влияния (Станции на нижней части красной вертикальной линии). Будучи максимальной бессознательной эта функция связана с вытесненными контрсексуальными архетипами (Анимой для мужчин и Анимусом для женщин) и проецируется на людей противоположного пола. Подчиненная функция максимально заряжена либидонозной энергией, которая почти не поддается сознательному контролю - магия власти, магия секса, власть сексуального влечения… Здесь мы говорим о пугающих интуитивных прозрениях, грубой чувственности, эмоциональной нестабильности, злодейских замыслах и все зависит от того, какая функция сознания окажется в этой подчиненной позиции. Все, что мы можем для предупреждения взрыва в этом нашем внутреннем ядерном реакторе, это внимательно присматривать за ним и строго соблюдать технику безопасности. В Тени Станции «Сиддхартха» Здесь мы рискуем встретиться с путаницей, способной окончательно разрушить власть нашего Эго. Но если помнить учение Будды о том, что страдание есть следствие попытки Эго управлять все жизнью, то может это и не так уж плохо. Здесь появляются теневые аспекты ведущей, двух дополнительных и подчиненной функций и мы можем встретить проявления теневой энергии архетипов: Тень Героя – злодейский герой, наделенный явно отрицательными чертами, но, несмотря на это занимающий место протагониста. В Тени первой дополнительной функции мы встречаемся с теневыми аспектами родительских фигур, представленных образами злобного старца, тирана или ведьмы, ужасной матери, паучихи, спрута и пр. В Тени детской части архетипа Младенца живет маленький демон, ужасный младенец, стремящийся все разрушить. Здесь таится огромная трикстерная энергия насмешек и жестоких шуток над потугами нашего Эго сохранить за собой властные полномочия. Если мы сохранимся в Тени детской части, то теперь уже рискуем пропасть в Тени Анимы и Анимуса. Здесь подчиненная функция представлена Демоном и Демоницей - образами обольщающими, иссушающими душу и высасывающими энергию. Но на дне этой бездны, потеряв всяческие надежды можно увидеть свет в конце туннеля и вернуться к светлой стороне Героя – к своей ведущей функции.
Задачи Станции Вы находитесь на пути Веры и все, что будет предложено дальше, имеет смысл при условии, что вы готовы отнестись с доверием и к юнгианской типологии, и к вероучению буддизма. И то и другое есть сопряженные друг с другом способы передачи Истины.
Если вы интроверт, то ваша ведущая функция привязана к иллюзиям, амбициям и страданиям на пути Веры или Власти - красная вертикальная отцовская линия. В случае инровертной установки сознания возможно также, что ваша ведущая функция соединяется с горизонтальной коричневой материнской линией, связанной с рождением, смертью, удовлетворением желаний на пути выживания и поиском наслаждений. Отцовская вертикаль, материнская горизонталь и все Станции на этих линиях будут представлять интровертную установку на овладение внутренними сокровищами, которыми соблазняет жизнь. Поскольку на Станции «Сиддхартха» мы играем в учение Будды, то все с чем мы здесь встретимся также являются иллюзиями, приносящими страдания. Переживать эти иллюзии и наши привязанности мы будем каким-то определенным способом, который зависит от того какая из функций – мышление, чувства, интуиция или ощущение попадут в ведущую позицию. Зная, какова ведущая функция – экстравертная она или интроверная, мы автоматически знаем вертность первой дополнительной функции. У экстраверта она будет интровертной, а у интроверта экстравертной. Игровое поле показывает очевидность этого. При движении колеса за экстравертной линией следует интровертная, а за интровертной экстравертная. Мы знаем также, что если ваша ведущая функция была связана с интуицией или ощущениям, то дополнительная будет связана с мышлением или чувствами. Такова закономерность Игры и юнгианской типологии функций. Про иллюзорность того, что мы видим и с чем встречаемся в Игре, напоминает начальная и центральная Станция (здесь может быть Станция под номером 0 или 10). Это центр колеса, в котором все и ничего одновременно. И чем быстрее крутиться колесо и спицы сливаются до неразличимости, мы очевиднее, что в действительности есть только центр и в этом центре Ничто, пустота, выражающее наше истинное большое Я. Согласно буддийской мысли, в первоисточнике сансары находится невежество и несознательность, которую проявляют в ответ на гедонистические желания наши функции сознания. Чем более осознанными они становятся, тем меньше степень привязанности и уровень страданий. Тем больше наша свобода от иллюзий видимого мира, изображаемого нашей Игрой и всеми прочими, что придумывали когда-то люди. Как говорят буддисты наш заклятый враг — это эгоизм, зажатость Эго самоувлеченностью и самолюбием. Все наши страдания исходят отсюда. Следуя Восмеричным путем или, что тоже, расширяя эгоистические границы через развитие все четырех функций сознания, мы становимся целостными. Анализируя свой игровой опыт от Станции к Станции мы встречаемся с непостоянством привязанностей. На этом ходу одна Станция увлекает или разочаровывает наше Эго, на следующем уже другая. При этом важны, конечно, не сами Станции как таковые, а то, что они актуализируют и делают видимым из прошлого опыта жизни. С этим по-хорошему надо встретиться, чтобы каким-то добродетельным и конструктивным опытом пережить заново то, с чем имели дело бессознательно и невежественно, чтобы ослабить закон кармы и предупредить страдания в будущем.
Читать по теме: Общее представление о типологии К.Г. Юнга _____________________________________________ Материалы к трансформационной Игре «Metropolis» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|