Ещё 7 родительских "не". Точки над i

Автор статьи: Инна Гребельная

Ещ 7 родительских не Точки над i


Кроме уже упомянутых мной ранее пяти родительских приказаний, имеющих влияние на формирование жизненного сценария человека - «не живи», «не будь взрослым», «не будь ребёнком», «не чувствуй», «не будь здоровым», в классическом транзактном анализе выделяют ещё семь:

  1. «Не будь собой». Классическая ситуация – родился ребёнок не того пола, что хотелось. Или что-то ещё в нём «не то». Родитель, хранящий в себе образ «желаемого ребёнка», приветствует поведение, соответствующее этому образу и игнорирует не соответствующее: то есть отрицает какую-то часть ребёнка. Во взрослой жизни такого человека обычно ждут сложности с самоидентичностью (гендерной, ролевой, профессиональной).
  2. «Не будь успешным». Такое приказание дают родители, не реализовавшие себя или имевшие тернистый путь к успеху. Успех становится некой сверхидеей, подчиняющей себе всех и вся. Часто «побочным» эффектом усвоения такой директивы становится неадекватно преувеличенное эмоциональное восприятие ребёнком любых экзаменов, конкурсов (вплоть до потери сознания) и отказ от покорения новых высот в страхе перед ними.
  3. «Не делай». Это когда за ребёнка всё делают, потому что у него получается плохо, медленно, некрасиво и т.п. - "дай лучше я!". Такое предписание провоцирует состояние так называемой «выученной беспомощности», отсутствие веры в себя. Такой ребёнок растёт с убеждением «я неудачник», «у меня ничего не получится» и т.п.
  4. «Не думай». Если родители склонны всё решать за ребёнка, игнорируя его мнение («я знаю, как для тебя лучше»), он усваивает запрет на собственное мнение, неумение определить свои цели и желания. Такое приказание определяет зависимость в жизни от чужого мнения и может приводить даже к пристрастиям, изменяющим сознание (психоактивные вещества, компьютерные игры).
  5. «Не будь первым». «Сиди тихо, не высовывайся, молчи…». Эти послания убеждают ребёнка, что быть лидером — опасно. Истоки такого поведения родителей могут лежать и в далёкой семейной истории: например, кто-то из предков принял ответственность за других и пострадал от этого. Сто лет минуло, а предостережение  потомкам исправно передаётся из поколения в поколение.
  6. «Не принадлежи». Этот запрет отражает привычку родителей противопоставлять себя социуму, не принимать его правил и морали. Ребенку при этом с детства внушается, что он не такой, как все. Результат — трудности в общении, самоизоляция.
  7. «Не будь близким». Такие дети выросли в дефиците близости – физической и эмоциональной. Причиной может быть также сильная душевная травма кого-то из предков, полученная вследствие глубокой привязанности к кому-то. Во взрослую жизнь дети с таким приказанием приходят с проблемами доверия другим людям и миру в целом.

Не так всё страшно

Про родительские приказания написано много всего – тема-то очень интересная, как ни крути. Но как-то получается, что практически всё написанное в конечном итоге обретает вид  страшилки типа «…у одной девочки были родители, которые ей каждый день приказывали: «не живи!» (не будь здоровой, счастливой и т.д.). А отсюда не так уж далеко до чувства обиды (у детей) и вины (у родителей). 

Конечно, не так всё страшно. Приказания не звучат громогласно под крышами домов, а день за днём формируются в сознании ребёнка как некое представление о мире и его правилах из вербальных и невербальных посланий родителей, зачастую исполненных «лучших побуждений». Формируются в силу возрастных психических особенностей, благодаря которым ребёнок  воспринимает взрослые указания императивно и окончательно, не подвергая критике (у него до 5-6-летнего возраста ещё не сформировано критическое мышление).

Справедливости ради нужно отметить, что сценарии бывают и удачными. Это сценарий жизни Победителя - «того, кто достигает поставленной перед собой цели» (Э.Берн) «...и в результате этого преобразует жизнь» (Р.Гулдинг).

Родители Победителя, кстати,  сами чаще всего являются Победителями, они дают ребёнку самое важное: разрешение вырасти в отведённое для этого время (ни раньше, ни позже), а также разрешение быть счастливым и успешным ("у тебя всё обязательно получится!").

 Не всё зависит от родителей

Здесь приведу пару цитат самого Эрика Берна:

План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала.

и

Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно.

Эрик Берн разделяет понятия «сценарий» и «курс жизни»:

Сценарий – это то, что человек запланировал совершить в раннем детстве, а курс жизни – то, что реально происходит.

Курс жизни является результатом взаимодействия четырёх факторов: наследственности, сценария, внешних событий и автономных решений. Как видно, сценарий – это лишь один из факторов.

Автономные решения – и есть выбор,  ключ к успешному выходу из неудачного жизненного сценария. Осознание человеком своего сценария и переключает жизненную программу в режим «выбор».

 В заключение – ещё несколько цитат из Э.Берна:

Когда ребенку исполняется шесть лет, его жизненный план уже готов. Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: "Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно".

Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам, тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Истинное разрешение — это простое «можно», как, например, лицензия на рыбную ловлю.

Разрешение не имеет ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами.

Каждый человек сам планирует свою жизнь. Свобода дает ему силу, чтобы осуществлять собственные планы, а сила дает свободу вмешиваться в планы других.



Просмотров: 96
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Всё из детства? Жизненный опыт – это сценарий, начертанный родителями?
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Всё, что ни делается – к лучшему!? Так ли это?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Что делать если всё плохо в жизни и ничего не получается: 5 простых советов
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Прости им все и будь счастлива" - почему это не работает
  • Будь собой! Как это?
  • Живи каждый день так, будто это последний день в твоей жизни
  • Когда вы в спортзале и нет результатов, что происходит и как всё не бросить? Почему ещё не худеется?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • «Не будь таким, какой ты есть! Будь таким, как я хочу!» Нарциссическая травма.
  • "Всё это я сделал с тобой ". Про чувство ответственности за всё.
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Родительские программы длиною в жизнь: "Не живи" (Не будь)
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Всё, что Вам нужно - это полюбить себя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь