|
Парацельс – исследователь и раб элементалейАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, маленький мужчина полутораметрового роста, с несоразмерно большой головой, кривыми ногами, короткой верхней губой и широким женским тазом, носивший крупный меч с шаровидной ручкой для хранения пилюль с опием, проживший 48 лет и называвший себя при жизни Парацельсом Парацельс (лат. para – около, рядом) - врач, естествоиспытатель, философ Природы (натурфилософии), астролог, алхимик, маг и один из прародителей современной науки. Парацельс много путешествовал, лечил, исследовал, проводил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения и писал свои многочисленные труды: «Великая астрономия» (1531), «Парамирум» (1532), «Лабиринт заблуждающихся врачей» (1533), «Потационная философия» (1533), «Философия» (1534), «Парагранум» (1535), «Хроника Картины» (1535) и натурфилософская работа «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах »(1536). В рамках нашей Игры в связи с Парацельсом мы встречаемся с природными силами материального мира, влияющими на нас через первоэлементы четырех Cтихий. Первоэлементы составляют их грубый материальный план, предшествующий психическому или душе, которая может стать бессмертной, а может выродиться, подчиняясь силе элементалей. Природа для Парацельса «в человеке и вне его. Она как зеркало, которое состоит из четырех стихий, ибо в стихиях отражается микрокосм» («Парагранум»). Человек Парацельса познаваем через свою «мать» - через материю стихий. Система «Metropolis» составлена с учетом соотношения Стихий представленных в человеке и доверившись воображению Парацельсу, мы можем посмотреть на них как на духов Природы и даже как на живые сущности. Помня, однако, что они представляют собой низкий план бытия и скорее склонны использовать человека для своего развития, чем помогать нам. Оно это они В фольклорном произведении «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536) Парацельс стихийные сущности, являющиеся духами, иногда видимыми, но чаще скрывающимися от глаз человека. Спиритуализируя Природу и описывая жизнь сказочных существ, Парацельс оживляет ее. В то же время он в проективной форме рассказывает нам о той части нашей собственной бессознательной психики, к которой не обладая магией парацельсовской науки мы не имеем прямого доступа. Благодаря Парацельсу естествоиспытателю, отрабатывавшему и проверявшему свои идеи на больных, мы можем относительно безопасно, играя познакомиться с первозданными духами Природы.
Сродство с людьми
Все четыре стихии и описанные Парацельсом сказочные персонажи присутствуют в нас и от их представленности мы обладаем той или иной конституцией и определенным врожденным характером. На базовом материальном уровне стихии характеризуют нас, формируют наш характер, отражаются в нем, возможно, определяют особенности наших комплексов, но не определяют нас как людей. Мы не только результат сложения 4-х природных стихий, но и 5-я сущность мира – квинтэссенция. И потому мы природны, но не принадлежим Природе, мы подвержены влиянию элементалей, но можем противостоять ему, и хотя тело смертно, мы не только тело. Уникальность человека в отличие от жителей стихий, олицетворяющих животный дух в том, что у нас есть душа. И т.н. разумная душа - anima intelligens и духовная душа - anima spiritualis. Следующие рассуждения Парацельса указывает, что случается, когда мы пытаемся разорвать «брачные узы» со своей природной стихийной частью и лишаемся животного духа.
Видимо, если это наш ведущий животный дух, выражающий стихию, которая в наибольшей степени характеризует нас, то дело может закончится смертью. Если же мы утрачиваем или не можем установить связь с тем или иным факультативным духом, то живем с дефицитом тех или иных качеств и вынуждены компенсировать их. Тема Парацельса в Игре Важное дополнение к теории Игры и пониманию ее природной составляющей – ее натурфилософии. Движение по Станциям «Metropolis» есть путешествие по стихиям Земли, Воды, Огня или Воздуха, которое может показывать, во-первых, что характеризует нас и, во-вторых, что нам не достает в жизненном поиске. Парацельс как средневековый врач пишет о «лекарствах», имеющихся в стихиях или мы могли бы сказать про энергию той или иной Стихии, которая способна возвращать нам здоровье и саму жизнь. Станция «Парацельса» расположена на радиальной ветке, называемой путь Магии и находится в ведении архетипа Алхимика поскольку мы имеем дело с самым настоящим средневековым алхимиком, благодаря которому мы обладаем знаниями о влиянии среды на физическое и психологическое здоровье и также о целебных свойствах материи и химических веществ.
Послание Станции в том, что если кому-то из нас все еще не хватает позитивных знаний, мы можем попробовать как Парацельс доверять своим интуитивным прозрениям и воображению. Иррациональное и невыразимое словами порой приходит в виде образов элементалей, которые могут придать нашей жизни нужную полноту и импульс к развитию. Мы привыкли обращаться с просьбами к старшим - к учителям, наставникам, святым и богам близкой нам религии. Но, что с нашими младшими - гномам, ундинам, вулканам и сильфиям. Если сохранять осторожность, то и их помощь может оказаться действенной для укрепления тела и животного духа. Главное угадать, к кому обращаться и как часто.
Парацельса называют предтечей современной фармакологии, и широко известна его фраза: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». При этом забылось, что он верил в живую Природу и с полной серьезностью относился к влияниям элементалей, которые могут вызвать водянку, жар, избыток сухости или холода. Но также могут быть и целебными в нужной пропорции. Как силы, они носятся во вселенной в поисках дела. Все находящееся на их пути служит им орудием и поскольку мы не свободны от материи, элементаль если не знать дозу его присутствия в нас - наш враг. Даже бессмертная душа или в особенности она может быть истерзана и разбита материальной природой элементаля. Но если знать дозу яда, он может быть и целебным. В своей земной жизни мы окружены элементалями, которые могут дразнить нас и искушать. Лишь проявляя психическую силу, силу духа, посредством науки и искусств мы можем господствовать над нашей материальной природой и контролировать элементалей. Станция «Парацельс» в Игре предупреждает, что встреча с элементалем и своей животной частью души близко. Хорошо если эта встреча случится в рамках Игры и сможет быть осмыслена. Желательно, чтобы это произошло в психическом пространстве, а не виде короткого замыкания, пожара или прорыва системы водоснабжения как иногда могут проявлять себя элементали во внешнем мире. Если вдохновленные Игрой мы понимаем элементаля, может вообразить, что под грубой материей скрывается существо, смотрим ему в лицо — мы обладаем силой знания и управляем им. Если мы наивны и не знаем природу элементалей в себе, мы будем сталкиваться с их проявлениями и порой чудовищными образами вовне. Новые болезни, захватывающие людей, массовые психозы, войны, стихийные бедствия, безумные правители – это проявления энергий вышедших из-под контроля элементалей. С другой стороны, если вы не алхимик и не ученый, то не стоит увлекаться магическими опытами. Вместо исследователя элементаля можно стать его рабом, отдать ему свою силу и оказаться затянутым в теневые игры с последствиями в виде телесных проблем или психической нестабильности. Такая опасность тоже присутствует. Небольшой справочный материал, призванный уберечь от передозировки, которая может идти от той или иной стихии и практические рекомендации: Животный дух стихии Воздуха – Сильфы Прозрачны и едва видимы. Сильфы никогда не опускаются на землю, и парят в воздухе в образе вечно молодого юнца или девушки. Обладают на редкость веселым и шаловливым нравом. Их избыток приводит к поверхностности мышления, легкости и неудержимости мыслей, невозможности сосредоточиться, недостаток - к развитию навязчивых и сверхценных идей. Полезны для выхода из депрессии. Животные духи стихии Огня – Саламандры (Вулканы) Это существа, внешне похожие на ящерку, только состоящую из сплошного полыхающего огня. Зачастую от саламандры веет нестерпимым жаром. Именно саламандры являются источником пожаров и возгораний. Их функция — как разрушение, так и обновление. Саламандры своенравны и трудно управляемы. Нехватка этих элементалей проявляется как леность, вялость, недостаток целеустремленности и настойчивости. Избыток – в эгоцентризме, упрямстве, вспыльчивости, конфликтности и разрушительности. Полезны для завершения отношений. Животный дух стихии Воды — Русалки (Ундины, Нимфы, Сирены) Прекрасные девушки, которые могут жить как в воде, так и на суше. Лунными ночами они выходят из воды, расчесывают свои великолепные длинные волосы и поют. Избыток проявляется в излишней эмоциональности, «текучести», невозможности сосредоточиться на конкретной задаче, накоплении большого количества незаконченных дел, в которых вы «тонете». Недостаток – застревание в чем-либо, упертость, ощущение непреодолимого препятствия, нехватка гибкости и такта. Полезны как живая вода, в поиске обтекаемых формулировок. Животный дух стихии Земли – Гномы (Цверги) Сердитое бородатое низкорослое существо. Прерогатива гнома – умение, ремесло, искусство делать и творить. Всё, что делает гном — не просто хорошо, а идеально и совершенно. Но он не лезет в тонкие сферы отношений. Создает только то, что можно пощупать и потрогать. Традиционно, Гномы были кузнецами и ремесленниками. Избыток проявляется в виде приземленности и жадности. Недостаток в невозможности получить определенность в выборе, нехватки уверенности в себе, в своей ценности и востребованности. Полезны когда нужно получить конкретный, очевидный результат и проявить мастерство в прикладной сфере.
Смотреть по теме: Парацельс (1943) Вход в лабиринт (1989) ____________________________________________ Материалы к трансформационной Игре «Metropolis». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|