Рекомендации по взаимодействию с пожилыми, имеющими приобретенное слабоумие. Как выстраивать Контакт?

 

В ходе выстраивания совместной жизни с пожилым родственником, имеющим синдром деменции, следует помнить, что одной из важнейших задач (наряду с вопросами безопасности и минимизации факторов риска самоповреждения у пожилого) для ухаживающих людей все-таки  является и создание атмосферы доверия, обеспечение пожилого возможностью сохранить достойное качество жизни и способность к активности максимально долго, насколько это возможно.

Часто перед родственниками встаёт закономерный вопрос, с чего же начать и как поддерживать коммуникацию с пожилым человеком в состоянии деменции.

В каждодневном решении данного вопроса предлагаю вам обращаться к  схеме ABCD.

 

✔️А– будьте Активны... 

Здесь подразумевается:

1) активность в наблюдении за состоянием пожилого родственника, за "фазами" его настроения, возможно, они зависимы от фазы луны (стоит завести дневник и записывать) 

2) активное наблюдение за тем, как он сигнализирует о своих потребностях;

3) особое внимание к моментам, когда у пожилого  возникают просвет в "сознании", и он нуждается в поддержке в преодолении тревоги от дезориентации, а также в помощи при сильном чувстве одиночества или поддержке в моменты "острой ностальгии". Именно в такие периоды важно поддержать Личность пожилого. 

Активность в наблюдениях поможет дать более системный взгляд на состояние пожилого родственника, снять излишние ожидания, а также позволит предугадать периоды, когда у вас будет возможность безопаснее всего обратиться к своей жизни и спокойно позаботиться о себе (например, когда не предвидится состояния паники или ажитации у пожилого). 

С активным наблюдением рекомендую подключать и Активное Слушание (в интернете про данную технику информации много). 

 

✔️В -  Вербализуйте (проговаривайте) чувства и поведение пожилого родственника.

Важно озвучивать, описывать, называть те чувства, действия, элементы поведения, которые проявляются пожилым человеком.

Данный компонент выступает главным условием установления контакта, становится «мостиком понимания», сигнализирующим  пожилому человеку о том, что он находится во внимании окружающих людей и его состояние принимается близкими родственниками, а не отпугивает их.

Вербализация чувств и переживаний способствует, с одной стороны, пониманию состояния  пожилого человека его родственниками, с другой – возникновению ощущения значимости у пожилого.

Вербализация поведения помогает понять некоторые «мотивы» тех или иных действий пожилого родственника, которые, на первый взгляд, могут казаться «бесцельными».

Важно знать, что поведение человека зачастую сигнализирует о его потребностях и  вербализация этого поведения помогает их распознать. Таким образом, данный компонент облегчит вашу задачу в УДОВЛЕТВОРЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ пожилого родственника – а это неотъемлемая часть ухода.

Также регулярная «вербализация» будет выступать своеобразным тренингом для пожилого, поддерживающим его когнитивные функции (память, мышление, внимание и т.д.).  

 

✔️С – действуйте Целесообразно.

Важно не только понимать цель действий пожилого человека, но и поддерживать эту целесообразность. 

Создавайте ситуации, когда пожилому легко принять решение или выполнить то или иное действие успешно. Например, в случае, когда пожилой родственник желает совершить какое-либо действие, но «забыл» с чего начать - стоит подсказать, что делать, чтобы достичь желаемого результата (именно «подсказать», а НЕ делать всё действие за него).

Помните, главная цель – ПОДДЕРЖКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ пожилого на максимально долгий, как это возможно, период времени.

 

✔️D - отражайте Действительность.

Важно также отражать /вербализовать и то, что происходит во внешней среде. Иначе говоря – называть окружающие предметы, вещи, события, места, людей, явления природы и т.д.

Отражение действительности помогает пожилому человеку НАЛАДИТЬ КОНТАКТ С РЕАЛЬНОСТЬЮ, увидеть, что происходит вокруг, во внешней среде, не "убегать на облако прошлого". 

Все очень просто – отражайте то, что вы наблюдаете «здесь и сейчас»:

🔹Слышно , как дети кричат во дворе…

🔹Здесь очень прохладно/душно и тп…

🔹Слышно, как разговаривают на кухне…

🔹Дождь идет – так часто бывает осенью

🔹Мы живем с тобой на нижнем этаже дома…

🔹Слышишь, как красиво птицы поют…

🔹Бабушка, сейчас ты смотришь в окно… Что ты там видишь?

Казалось бы, простые вопросы, но они очень способствуют налаживанию контакта пожилого человека с реальностью, атакже помогают  сориентировать родственника на предстоящие действия: «Тесто поднялось – будем вместе печь пироги?! » и т.д.

 

👵👴

Стоит подчеркнуть важность регулярного отслеживания и своих собственных «реакций» на пожилого родственника, ведь именно они создают условия для установления «человеческих отношений».

И здесь очень может помочь  правило,  которое, на мой взгляд,  должно пронизывать все   вышеизложенные пункты - это правило "свободы от  конфронтации".  Окружающие пожилого человека (родственники, друзья, соседи)  часто не понимают  его поведения, которое считывает я порой как "неприятное", "угрожающее" и вызывает импульс для конфронтации. Отношения усложняются трудностями в общении, которые проявляются в следующем:

🔺родственник часто меняет тему разговора, переключается с одной тематики на другую;

🔺неспособен воспроизводить некоторые имена, названия предметов (что сопровождается большими паузами в его речи, непонятными звуками, «бурчанием»);

🔺затрудняется начать беседу или дать внятный ответ, при этом желание поддерживать контакт у него может быть сильно (особенно на первых стадиях заболевания);

🔺часто повторяет одно и то же;

🔺может рассказывать то, чего не было (или достоверность повествуемых фактов родственникам неизвестна).

Зачастую, такие проявления пожилого «раздражают» его окружение.

 

В подобном случае, воспринимая поведение пожилого человека (подчас кажущееся «неадекватным»), не стоит спорить, убеждать пожилого, что он  «ошибается», «лжет», «плохо ведет себя», «говорит не правду» и т.п. Всегда помните, что главной задачей является СОХРАНЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ с пожилым, а не «утверждение в собственной правоте».

 

Важно знать, что со временем, у пожилых с синдромом деменции нарушается работа всех концептуальных аппаратов (происходит разрушение системы понятий). В итоге, понятия, образы, ассоциации «перемешиваются». Возникают проблемы в коммуникации: трудности связанны как с забыванием слов, так и с неспособностью соотнести одно с другим (пожилому сложно понять, что до него хотят донести).

 

Важно принять эти особенности близкого пожилого человека, проявляя терпение к ним. 

🌕☀️

Помните, главным ключом к контакту с пожилым родственником, имеющим синдром деменции, является «присоединение» и «отражение»:

🔹на физическом уровне (сохранение визуального контакта, «отзеркаливание» позы родственника, отражение его эмоций, жестов и т.д.)

🔹на вербальном, словесном, уровне (озвучивание проявляемого поведения, чувств, действий пожилого; перефразирование и повторение его слов и т.д.).   

 

Рекомендации по взаимодействию с пожилыми имеющими приобретенное слабоумие Как выстраивать Контакт

Вот ссылка на группу, где есть некоторые видео материалы с моего вебинара 6-летней давности

https://m.vk.com/public67078261?from=quick_search

 

как показывает опыт, актуальность не утратили те принципы, что там разьясняются. Многие отмечают, что подобный подход полезен и в взаимодействии с пожилыми родственниками, которые не имеют подобного заболевания, но также нуждаются в поддержании собственной "личностной значимости"

/в видео есть и про ошибки коммуникации, самоощущение пожилого и его картину мира, "векторы" поддержки на разных стадиях заболевания, принципы работы и др.

Надеюсь, для кого-то  будет полезна эта информация.

 

Ссылка на конкурсную программу, где также есть некоторые материалы 

https://psy.su/psyche/projects/1149/

 





Просмотров: 274
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Изменения характера у пожилого родственника. Что делать?
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • Анализ попыток суицида пожилого человека на примере романа Ф.Бакмана "Вторая жизнь Уве"
  • Уважение к старшим или что такое кризис пожилого возраста
  • социально-психологические особенности людей пожилого возраста
  • Особенности гериатрической работы с людьми среднего и пожилого возраста
  • сексуальность пожилого возраста
  • Психология пожилого возраста.
  • Работа психолога с клиентами пожилого возраста.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • Что скрывает жалость? или "Делай добро и бросай его в воду".
  • Самооценка и перфекционизм. Или "что важно знать о перфекционизме".
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Почему важно понять "про что плачешь"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь