Психологические факторы эффективности замещающих семей

Психологические факторы эффективности замещающих семей

 

 В последние годы произошло изменение приоритетов в социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 21 марта 2007 года № 172 «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 гг.». Целью данной программы является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одна из задач программы – постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В программе обозначены основные направления социальной политики, которые призваны повысить эффективность системы государственной поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

 Психологические факторы эффективности замещающих семей

Таким образом, институт замещающих семей (т.е. семей, в которых детей воспитывают не кровные родители), включающий усыновителей, опеку и попечительство, приемные и патронатные семьи, призван создать благоприятные условия для полноценной социализации детей-сирот посредством включения их в систему семейных отношений.

Наряду с проблемами защиты прав ребенка – сироты в замещающей семье, психологической комфортности ребенка в новых условиях, эффективности различных форм семейного воспитания детей-сирот, актуальна проблема возврата приемных детей в учреждения интернатного типа.

Следует отметить, что проблема возврата приемных детей актуальна не только для российского общества, но и для экономически более развитых стран. Например, в США было проведено лонгитюдное исследование П.Котли по изучению эффективности приемных семей. (Котли П. Новые приемные родители: Первый опыт / Под общю ред. Т.Г. Соломоник. Спб.: Изд-во Общественного благотворительного фонда «Родительский мост», 1999, 115 с. (Серия «Это-я»). Данное исследование показало, что из 115 изучаемых семей 74 вернули детей в детский дом. Возврат ребенка несет вторичное сиротство и влечет за собой ряд негативных последствий для ребенка – недоверие уже ко всем взрослым, усугубление его психических проблем. Наличие частых отказов от приемных детей дискредитирует всю систему государственной социальной поддержки детей-сирот в целом.

Палиевой Н.А., Соломатиной Г.Н. выявили факторы, определяющие эффективность функционирования замещающей семьи. Выявленные факторы позволяют создать благоприятные условия для успешной адаптации ребенка – сироты и приемных родителей к совместной жизнедеятельности, предотвратить распад замещающей семьи.

В научной литературе эффективность (effectivus – дающий определенный результат, действенный) рассматриваются с точки зрения соотношения затрат и результатов деятельности. В случаях изучения замещающих семей под затратами понимаются силы, время, средства, затраченные на приемного ребенка, а под результатом – благодарность ребенка, его послушание, позитивное развитие. Одной из причин распада приемных семей П. Котли называет переживания приемных родителей несоответствия вкладывания в чужого ребенка труда и получаемой ими при этом «отдачи». Под «отдачей» понимаются какие-либо результаты воспитательной деятельности приемных родителей, например, любовь или привязанность, которые ребенок демонстрирует по отношению к ним; чувство удовлетворения от того, что они действительно помогли ребенку. Автор отмечает, что в каждой семье есть «взлеты» и «падения». Как только замедляется и уменьшается число «взлетов» в приемной семье, у приемных родителей наступает разочарование и упадок духа. В этот период приемным родителям особенно требуются помощь и поддержка со стороны социальной службы (П. Котли).

Значительным исследованием в этом направлении явилась монография В.Н. Ослон «Жизнеустройство детей – сирот: профессиональная замещающая семья». Автор в течение двух лет проводила наблюдение за развитием 27 патронатных семей, из них 19 семей оказались эффективными, 8 – неэффективными. На основе анализа полученных материалов ею были выделены следующие факторы эффективности / неэффективности замещающих семей:

 - способность семьи приспособиться к новым социальным ролям, возникающим в процессе включения в семейную систему новых членов;

 - чувство вины приемных родителей по отношению к приемным детям за то, что они не могут любить их так, как собственных детей;

 - личностные особенности приемных родителей, в частности гибкость ролевого поведения;

 - возможность или отсутствие удовлетворительного информационного обмена по вопросам воспитания детей-сирот;

 - длительность институционального пребывания (стаж пребывания ребенка в детском доме);

 - невключение замещающей семьи в систему социально-психологической помощи, особенно сельских семей.

 В.Н. Ослон делает также интересный вывод о том, что возвращение ребенка в детский дом, несмотря на негативный опыт приема, оказывает некоторое позитивное влияние на компенсацию депривационной симптоматики ребенка-сироты: расширяется его социальный опыт, он начинает понимать эмоциональные связи в семье, ориентируется на дальнейший патронат, в образ своего будущего включает брачную семью.

Таким образом, под эффективностью функционирования замещающей семьи мы будем понимать интегральную способность замещающей семьи компенсировать утраченные функции семьи по социализации, воспитанию и развитию личности ребенка-сироты. А под результатом   – благодарность ребенка, его послушание, позитивное развитие.



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • Работа с перинатальными утратами и травмами потери кровных детей у потенциальных приемных родителей
  • Адаптация приемных детей в семье
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Проблемы функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
  • Психологические особенности семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Как преодолеть давление социума при воспитании детей. Своих и приемных.
  • Как создавать "Книгу жизни" для приемных детей разного возраста.
  • Правильно ли в детском лагере смешивать детей из социальных и нормальных семей?
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Проблематика возвратов приемных детей в детские дома и пути ее решения
  • Процесс психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РДА
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Значение экскурсией для детей – сирот , воспитывающихся в государственных учреждениях
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Психологическая поддержка и сопровождение семей, имеющих ребенка с сахарным диабетом 1 типа
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • Представления об идеальной семье у детей-сирот
  • Терапевтическая сказка для приемных детей "Сказка о Славном Мальчике"
  • Как работается педагогу-психологу в учреждении для детей сирот
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Некоторые особенности детей из неблагополучных семей на примере сериала "Бесстыжие"
  • Психологическая поддержка семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
  • Животные лучшие воспитатели, врачи и друзья для детей-сирот. Почему? Читайте.
  • Консультация для родителей. Поощрение и наказание детей в семье.
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Профнавигатор для детей 9-14 лет. Кружки и секции для ребенка. Представляем реальный профиль
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Одаренность детей: проблема или радость для родителей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь