|
Психологические аспекты восприятия альтернативного мнения.Автор статьи: Терещенко Антон Евгеньевич
«Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения.» Уинстон Черчилль. Вступление: Тема восприятия человеком мнения другого человека является особенно важной в условиях современного постсоветского пространства. В эпоху социализма альтернативное мнение воспринималось, как нечто негативное в силу идеологических обстоятельств, поэтому ситуация с восприятием инакомыслия в России и странах бывшего СНГ на сегодняшний день складывается не лучшим образом. Тем не менее, у каждого человека, в виду высокой степени индивидуальности биологических, психических и духовных особенностей (морально-этических ценностных ориентиров, если кому-то не нравится слово духовных), по каждому вопросу складывается своё, индивидуальное мнение, и сила его индивидуальности напрямую зависит от уровня развитости вышеперечисленных качеств. Но для начала давайте дадим определение понятию мнение, каким его видит автор:
Мнение - это вывод, который является основой для позиции субъекта относительно того или иного вопроса, полученный из суммы таких факторов, как: личный практический опыт, теоретические знания полученные из авторитетных (и не очень) источников, слова авторитетного человека, слухи и т.д.. В ряде случаев, мнение может быть навеяно фантазией субъекта.
Вышеперечисленные факторы могут влиять на итоговое мнение субъекта с разной интенсивностью в зависимости от обстоятельств, так же, некоторые факторы могут отсутствовать.
Рассуждая о формировании мнения, мы конечно должны учитывать факторы, которые этому формированию способствуют, но мы так же должны обратить внимание на механизмы, с помощью которых оно формируется. О факторах было немного сказано выше, но теперь давайте попытаемся раскрыть некоторые из них немного подробнее:
Пример: если бы человек пользовался исключительно собственными практическими наблюдениями (не имея при этом специализированных технических средств), он до сих пор бы предполагал, что солнце вращается вокруг земли.
Пример: если бы во всех книгах на земле было бы написано, что солнце вращается вокруг земли, многие люди бы в это верили.
Пример: если телевидение по всем каналам начнёт транслировать людей, представляя их как учёных, авторитетных экспертов и т.д. и они будут утверждать, что солнце вращается вокруг земли, многие люди начнут в это верить.
Теперь мы ясно понимаем, что факторы повлиявшие на мнение человека, могут быть разными и, в зависимости от степени их обоснованности, можно говорить о том, насколько то или иное мнение заслуживает доверия. Степень же их обоснованности мы можем прояснить отследив действие механизмов, которые способствовали его формированию. Чтобы объяснить, что автор имеет ввиду, когда использует термин механизм, давайте рассмотрим два небольших гипотетических примера:
Соответственно, как мы видим из примеров, механизм - это ряд взаимосвязанных факторов, которые формируют конечное мнение. Стоит отдельно упомянуть, что некоторые функции нервной системы также влияют на формирование и восприятие мнения, однако, в рамках данной статьи мы не будем касаться этой темы. В этом разделе мы уже коснулись темы компетентности, из которой вытекает как логическое её продолжение тема уместности. Ведь тот же самый преподаватель, из примера, приведённого выше, прийдя в институт с лекцией на тему биологии, начав высказывать своё мнение например о политике, о которой он осведомлен исключительно из просмотра телепередач, вызовет в лучшем случае недоумение у студента, который в свою очередь в силу интереса к этой теме, потратил большое количество времени на изучение данного вопроса. Таким образом высказывание будет неуместно и продемонстрирует некомпетентность, что может повредить учебному процессу. Более того, преподаватель является авторитетной личностью для студентов и менее осведомленные однокурсники студента увлекающегося политикой могут воспринять некомпетентное высказывание преподавателя, как авторитетную позицию, что в свою очередь повлияет на формирование их собственного мнения. Стоит также отметить, что с течением времени мнение имеет свойство трансформироваться.
Для начала позвольте объяснить, какой смысл автор вкладывает в понятие альтернативное мнение:
Альтернативное мнение - это мнение, отличающееся от общепринятого мнения или же разные мнения в диалоге между двумя и более людьми.
В этом разделе мы рассмотрим вопрос восприятия альтернативного мнения и попытаемся привести несколько примерных способов реагирования на него. Мнение человека является не только субъективной оценкой ситуации, но и в ряде случаев воспринимается, как мировоззрение, политическая или религиозная позиция, следовательно некоторые люди воспринимают того, кто его высказывает, как политического, идеологического, и т.д. оппонента. В связи с таким восприятием может наблюдаться абсолютно разная реакция, которая в свою очередь зависит от культуры слушателя. В некоторых случаях, люди воспринимают мнение отличное от своего, как попытку поколебать их собственное, как агитацию или директиву к действию. Мы, в рамках данной статьи, условно разделим варианты восприятия и реагирования на адекватные и неадекватные. Адекватное восприятие чаще всего присуще людям уверенным в себе, имеющим жизненную позицию и обладающим гибким мышлением. Выражается адекватное восприятие альтернативного мнения в следующих реакциях:
Неадекватное же восприятие, в свою очередь, присуще людям несдержанным, импульсивным и, неосознанно, сомневающимся в своей собственной позиции. Выражается неадекватное восприятие альтернативного мнения в следующих реакциях:
В ряде случаев может наблюдаться смешанный тип реакций, в особенности, если мнение собеседника противоречат общечеловеческим ценностям. В таких случаях способы реагирования классифицированные нами, как неадекватные, перестают быть таковыми и могут считаться частично или полностью оправданными.
Как мы видим, в цивилизованном обществе, неадекватные способы реагирования не должны преобладать над адекватными. Но, к сожалению, на практике все обстоит не так радужно, как хотелось бы. Здесь стоит упомянуть передачи по телевидению и в интернете, которые своим примером способствуют распространению позитивного, или нейтрального отношения в обществе к неадекватным способам реагирования. Конечно, способность спокойно воспринимать чужое мнение напрямую зависит от воспитания, культуры и умения вести диалог, но автор считает, что это одна из важных задач, которая стоит сегодня перед психологами стран бывшего СНГ. В последнее время, в этих странах, доверие и интерес к такой науке как психология неуклонно растёт, что повышает авторитет психологов. В связи с этим у нас открывается масса возможностей для изменения данной сложившейся ситуации. Приведём несколько возможных способов, с помощью которых возможно изменение данной проблемы в лучшую сторону:
Это далеко не полный список, продолжить который, при соответствующем желании, автор предлагает Вам.
Заключение: Как мы видим, тема рассмотренная нами в данной статье является важной и требует более тщательного рассмотрения. Автор искренне надеется, что эта статья мотивирует кого-нибудь задуматься над проблемой массового неумения людей воспринимать альтернативные мнения и посвятить этой теме если не усилия по её разработке на поле психологии, то хотя бы уделит время, для того, чтобы подумать над этой идеей. Видное, МРСЭИ. 17 апреля 2019 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|