Что помогает чувствам клиента в терапии.

 

У одного из авторов, по-моему, у Джендлина, я прочла перечисление проблем в терапии, связанных с чувствами:

  • Чувств в терапии нет.
  • Чувства есть, но они не меняются, сохраняют своё качество и интенсивность.
  • Терапевт не знает, что с ними делать.

Так что же помогает чувствам в терапии?

Безопасность.

Не так уж просто быть открытым своим чувствам, проявлять их рядом с другим человекам. И это вполне естественно и понятно: ведь, чувства – это интимная территория, и для их проявления необходимо безопасное пространство. Теоретически, именно таким пространством и должна быть терапия. Но нельзя что-то объявить, назвать и верить в то, что оно таковым будет всё последующее время. О том, чтобы было именно так, мы заботимся. Априори мы гарантируем нашим клиентам конфиденциальность. Даже, если и обсуждаем это в начале, то вполне нормально, если у клиента могут появляться  сомнения. Важно дать место им проявиться. Заметив напряжение, скованность и т.д. стоит провериться, спросив, например, насколько клиенту безопасно, как он переживает наше пространство прямо сейчас. Так, одна из моих клиенток в Центре, где мы с ней встречались, вдруг увидела свою знакомую, которая была моей коллегой. Тогда клиентке стало важно знать, насколько безопасно для неё наше пространство: может ли видеть эта коллега карточку,  которую я веду; супервизирую ли я нашу работу и у кого и т.д.

Хороший контакт.

Когда мы говорим о контакте с клиентом, то в этом, без сомнения, две стороны.Что зависит от терапевта, чтобы контакт был? Назову некоторые характеристики терапевта или его пребывания рядом с клиентом, которые влияют на контакт, как и на терапию в целом:

1. Искренность и естественность терапевта: важно, чтобы терапевт не играл в терапевта и терапию, а был как можно более настоящим - человеком со своими чувствами. Если у терапевта нет чувств, то это похоже на манипуляцию. Терапевту, без сомнения, важно быть живым. Чувства терапевта – это инструмент: «горячо-холодно», «есть контакт - нет контакта», как идёт процесс? Чувства помогают осознать общее ощущение: ну, как здесь нам; ну, как нам там было? За ролью, маской, «белым халатом» терапевт может скрывать свою некомпетентность, свои страхи. Роль является определённым спасательным кругом, но истинной терапия при этом вряд ли может быть.

2. Направленность на клиента: внимание и внимательность; важно слушать и слышать, смотреть и видеть.

3. Безусловное уважение клиента. Это то, о чём говорят все, но быть по-настоящему в этом не - так уж просто. Профессионалы развиваются в этом, проходя личную терапию и супервизии. Прерывает контакт любая оценка, хорошая она или плохая. Когда терапевт «без оценки» находится рядом, вместе с клиентом, то чувства меняются, движутся, проживаются.

Компетентность терапевта в своих чувствах.

  • Важно учитывать собственные чувства, убеждения и ценности при работе с клиентом.
  • У терапевта должны быть развиты, по крайней мере, три способности относительно своих чувств: сдерживать, определять и анализировать. Или же определять, сдерживать, анализировать – в таком порядке. Но в обоих случаях это значит - определённую эмоцию в самом себе соотносить с текущим моментом в терапевтическом процессе. Именно эти способности позволяют терапевту интегрировать свои аффективные резонансы в терапевтический процесс с клиентом. Т.е. откуда чувство пришло, туда же вернуть пользу от него.
  • Сразу стоит сказать, что способность терапевта сдерживать не должна переходить в способность подавлять, тем самым, обедняя и даже искажая терапевтический процесс, лишая его реальных чувств.
  • Умение переживать тревогу. Тревога терапевта вполне естественна в начале: «кто придёт? справлюсь ли? не поврежу ли?» Помогают установки: терапия-дело двоих; терапевт готов – клиент желает; мы не всё можем. Важно не упрощать процесс. Некоторым терапевтам тревоги не хватает. Её не может не быть в терапии, ибо это чувство, которое возникает, когда открывается новое. Конечно, тревога должна быть умеренной, адекватной неопределённости, характерной для терапии.
  • Все чувства, которые мы испытываем к клиенту, важны: раздражение это или симпатия -  знак не имеет значение. Важно определить, на что они указывают, что значат, как с ними быть в терапии.
  • Наши чувства могут быть связаны и с нашим личным миром, и с миром клиента, и с пространством терапии. Мир терапевта и клиента соприкасаются, образуя мир терапии. Терапевт сам или с помощью супервизора ориентируется преимущественно «откуда чувство».Связано же оно может быть со всеми тремя мирами.
  • Способность работать «здесь – и теперь». Открытость терапевта настоящему, свобода и спонтанность, но в терапевтических целях.
  • На мой взгляд, важна способность терапевта быть уязвимым, выдерживать кризисы. Именно эта способность поддерживает открытость терапевта.

Интенции относительно чувств клиента

 

  • Молчание и паузы влияют на чувства. Важно замечать как.
  • Отражение чувств важный терапевтический навык, который основывается на эмпатии и интуиции терапевта. Через отражение терапевт помогает клиенту идентифицировать свои чувства, побуждает его говорить о переживании.
  • Когда клиент нам говорит о ситуации в прошлом и о чувствах в прошлом, важно соединять рассказ с настоящим: «А сейчас, когда вы это говорите, что чувствуете?»
  • Оживить чувства клиента можно через вопросы, проясняющие контекст.
  • Фокусирование на чувстве, состоянии помогает чувству жить своей жизнью. Парадоксально, когда мы ничего не делаем, а остаёмся с тем, что есть, то происходит движение, перемена.
  • Терапевт помогает увидеть, как клиент избегает чувств. Например, мы обращаем внимание клиента на его быстрый темп, спрашивая «от чего бежишь», или на то, что он «со стороны внешнего наблюдателя критикует себя».
  • Чувства сразу появляются, как только мы начинаем работать в зоне «здесь-и-теперь».
  • Если как сложность клиент приносит своё чувство, то важно прояснить контекст самого чувства: когда оно возникло впервые? его история? что является пусковым механизмом чувства? в чём раздражитель?
  • Важно помочь клиенту распознать сообщение чувства, его смысл: что защищает чувство? ради чего оно? Эмми ванн Дерцен пишет: «Терапевт должен противостоять искушению перевести клиенту сообщение его эмоций до тех пор, пока он сам не начнет активно участвовать в процессе исследования и обнаружения. Терапевт вдохновляет клиента на то, чтобы вдумчиво изучать настроение и эмоции, указывая продуктивные способы исследования, и иногда подскажет, что конкретно нужно искать, но не форсирует при этом вопросе и не предложит ответов».
  • Помощь в описании клиентом своих телесных ощущений при переживании чувства даёт представление, как это чувство проживается. Клиент знакомится с ним, осваивает его.
  • Порой можно предложить клиенту идентифицироваться с чувством, стать как бы его частью, слиться с ним, чтобы прожить его и лучше понять его интенцию.
  • Есть моменты, когда терапевт по каким-то причинам хотел бы снизить накал чувств. Тогда задаются вопросы на понимание ситуации, предлагается посмотреть на неё из вне, из другого времени и т.д. Важно, чтобы терапевт знал, чего ради он это делает.

Начало этой темы можно посмотреть здесь:

http://www.psyoffice.ru/article/chyvstva_v_terapii/

С уважением, Татьяна Иванова.

 

Опоры и литература:

  1. Лекции Римантаса Кочюнаса.
  2. Эмми ванн Дерцен «Экзистенциальное консультирование и психотерапия на практике»
  3. Альфред Ленгле «Эмоции и экзистенция»
  4. Д. Якобс «Супервизорство»

 

 



Просмотров: 592
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Что такое счастье? И почему так важно понимать свои чувства?
  • Что такое чувства? Взгляд гештальт-терапевта.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Не важно, ЧТО ты видишь, важно, КАК ты на это смотришь! (тест внутри)
  • Не важно, что ты видишь, важно, как ты на это смотришь. Часть II.
  • О том, почему так важно переживать свои чувства
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • О самораскрытии терапевта. Что стоит рассказывать о себе клиенту, а что - лучше не надо?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как происходит работа терапевта? Когда психолог отказывает в терапии?
  • А ведь это так важно - «здесь и сейчас»!
  • Что может быть важно ребенку
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Быть занятым, Насколько это важно для детей. Рекомендации родителям
  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Личная терапия или как это, быть клиентом психолога?
  • Что можно сделать, чтобы не подавлять возникающие чувства?
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь