Что такое шутка, и что такое смех? В жизни и психотерапии.

Смех - одна из форм отреагирования "безопасной опасной" угрозы. Безопасной - фактически, опасной - символически. Безопасная угроза потому, что фактически жизни и здоровью ничего не угрожает. А опасная - потому, что на уровне отождествления с символическим - она опасна.

А шутки, сарказм и юмор - такая же "безопасно-опасная" условно приемлемая форма выражения неразрушающей агрессии.

Например, ребенок выпрыгивает из-за угла навстречу другому с криком "бу" и растопыренными или поднятыми вверх руками - на символическом уровне это отыгрывание опасного нападения, но фактически он не собирается никого уничтожать (разрушать). Если тот, навстречу кому он прыгал, поймет эту разницу (между опасно-безопасными уровнями) - он сможет воспринять произошедшее как шутку. А иначе - он просто испугается как от реальной угрозы, или не поймет что это было и проигнорирует (аки робот-пылесос, навстречу которому выпрыгнул этот ребенок).

Или другая ситуация - любящий родитель "грызет" своего маленького ребенка, несильно кусая его за руки-ноги-живот. Если это шутка и ребенок понимает, что он в безопасности - он будет заливаться от смеха. Но если то же самое будет делать отнюдь не безопасный родитель, то шуткой это не будет, и крики будут звучать совсем в другой тональности.

Третий, классический пример Чарли Чаплина - смотрим на экране, как человек идет-идет и падает, поскользнувшись на банановой кожуре. Фактически ему ничего не угрожает - он актер и снимается на камеру и мы это знаем. Но если бы это было в реальности, а не на экране? "Зеркальные нейроны" дадут нам, социальным животным, почувствовать то, что чувствует человек, который вот тут прямо перед нами растянулся на банановой кожуре - мы будем переживать его боль как частично свою. Т.е. произойди падение не на экране, а в жизни, то и на символическом и на фактическом уровне эта ситуация - опасна. На экране же видим комика, и понимаем, что фактически все не так, как символически - ситуация "безопасно опасная", и реагируем на нее - смехом.

Четвертый пример, хорошо заметный в групповой работе психотерапевта, но проявляющийся не только там - когда в группе присутствует некое напряжение (обычно, когда группа не знакома, или когда появляется новый феномен/человек, или происходят события, на которые неизвестно кто и как отреагирует или любые другие причины), то происходит "сброс напряжения" через смех. Т.е. ситуация на символическом уровне социальных взаимоотношений - опасная, но фактически - никто ни на кого с ножом не бросается. И смехом можно отреагировать на эту ситуацию, с максимальной утилизацией накопленного напряжения (не всегда полезной для групповых процессов, за исключением формирования сплоченности).

Пятый пример - клиент психолога со смехом, шутками-прибаутками рассказывает о своих перипетиях и жизненных ситуациях. И чем больше смеха/юмора реализуется - тем больше было напряжение от разности потенциалов опасности и безопасности. Т.е. представляя события несущественными, не значимыми (фактически безопасными), но внутренне переживая их символически опасными - вот эту разницу с успехом можно спустить на смех. Соответственно смех в подобных ситуациях будет говорить о степени символической опасности описываемой ситуации. В чем именно опасность – тут есть варианты, от «опасных» чувств и «опасных» желаний до «опасных» оценок и фантазий и многого другого.

 В общем получается, что шутка становится шуткой только в момент осознания разницы символической опасности и фактической безопасности.  А смех – способ отреагирования избыточного (невыносимого, не помещающегося в «контейнер» переживаний) напряжения вызванного различием состояний этих двух уровней. В частном случае получается, что смех нивелирует специфическую тревогу. И, выходит, не зря особое признание заслужили комики/сатирики, игры типа КВН и передачи «вокруг смеха» во времена, когда тревога у советских людей зашкаливала в момент развала СССР.  В те времена людям, буквально палец покажи, и они заливались от смеха – настолько высока была потребность удержать себя в рамках и безопасно отреагировать это внутреннее напряжение, когда на символическом уровне все рушилось, хотя фактически ничего особого не происходило, а даже наоборот – угроза ядерного конфликта снижалась с каждом новым договором о нераспространении ЯО.



Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Ресурсы, что это такое, и "с чем их едят".
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • Что делать, если ничего не получается, или как снять напряжение и расслабиться.
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Зачем учиться слушать или «Что случилось?" - "Ничего!"
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь