Знакомство с "внутренними детьми"

В каждом из нас, сколько бы лет нам не было, живут наши «внутренние дети».

Иногда они занимают достаточно мало места: внутреннее пространство оккупировано «родителем» - теми правилами, долженствованиями, нормами, оценками и способами «заботы», которые мы впитали с раннего детства.

Иногда много места занимает кто-то один из «детей», а другие находятся в Тени. И между «внутренним родителем» и «внутренним ребенком» зачастую разыгрываются настоящие драмы. Например, «внутренний ребенок» очень боится не соответствовать ожиданиям своего «родителя», и делает все, чтобы быть хорошим ребенком. Для такого «ребенка» важнее всего то, что от него ждут, а не то, чего хочет он сам. Или, наоборот, много места занимает такой «ребенок», который все делает не так, как диктует ему «родитель». И тогда тоже, важнее не его истинные желания, его потребности, а лишь бы наоборот, не так как говорят «родители».

Чаще всего никаких своих «внутренних детей», никакие «голоса» мы и не замечаем, и не осознаем. И тогда эти внутренние драмы, эти конфликты переносятся наружу. Человек не осознает своего внутреннего «ожидающего родителя» и «послушного ребенка», а внимательно сканирует ожидания окружающих, старается быть хорошим, милым, приятным для них. Так может всю жизнь и прожить, стараясь, «на цыпочках», съедаемый тревогой, страхом, стыдом и виной за несоответствие чьим-то ожиданиям. Или не осознает своего внутреннего бунта, его причин – и борется со своими вредными привычками, со своей «ленью» и с другими внешними проявлениями этого бунта.

Знакомство со своим «внутренним населением» - важная часть процесса психологического взросления. Умение отделяться от «родительских» голосов, умение слышать «потребности детей» - это то, что, в итоге, позволяет человеку быть самим собой, заботиться о себе, осуществлять свои желания, встречаться и выдерживать инаковость других людей.

Несколько месяцев назад я делала ворк-шоп про «Внутренних детей» на психотерапевтической конференции. Текст, который я вставила ниже, был написан мной тогда. В нем немного больше о том, кто они, Внутренние дети, и как их узнать.

«Когда мы родились – мы были Спонтанными детьми. Мы чувствовали радость, грусть, страх, боль, злость. Чувства сменяли друг друга, и это было естественно. У нас, у Спонтанных детей было очень много желаний, было много интереса к миру: хватать, смотреть, хлопать дверцами, вешать черешню на уши, танцевать, петь, смеяться, плакать, смотреть как ползают муравьи. Нам столько всего хотелось! Жизнь была очень насыщенна! Этот спонтанный ребенок жив в нас, даже когда мы его совсем не ощущаем.

  • Где, в каких ситуациях вы позволяете быть этому ребенку?
  • Что вам можно хотеть? Что можно чувствовать?
  • Что можно выражать вовне? Какой голос у вашего спонтанного ребенка: громкий, тихий? Сколько места он занимает?
  • А что – нельзя? За какие чувства, желания, фантазии вам стыдно? Это уже место Послушного ребенка.
  • Послушный ребенок занимает частично (мало или много) место Спонтанного ребенка. Когда мы росли, постепенно мы узнавали, что не всегда важным для нас людям нравятся наши желания или наши чувства (Наши мамы и папы не были психологами, не отделяли действия от чувств и желаний). А нам было так важно нравиться маме и папе или другим важным людям! И для того, чтобы они нас любили, мы готовы были жить не так насыщенно, готовы были уменьшить себя и быть такими, какими нас хотели видеть. В нашей жизни помимо наших чувств и желаний появились «нельзя» и «должен». Иногда это были очень полезные «нельзя»: нельзя переходить дорогу на красный свет, нельзя писать там, где нужда застанет. Но не все «нельзя» были такие полезные. И рядом со спонтанным ребенком, частично заняв его место, появился Послушный ребенок. Послушному ребенку было очень страшно, что мама или папа отвернутся от него, и он останется один. Больше всего на свете он хотел, чтобы мама и папа его любили! Так как не всегда было понятно, каким надо быть, чтобы папа и мама любили – появилась тревога. Иногда совсем не получалось быть таким, как хотят мама и папа – и появлялись стыд и вина. Появилось много боли от того, что нельзя быть собой.

  • Что вам нельзя?
  • Что вы должны и перед кем?
  • Стыд, ощущение собственной плохости – что заставляет вас чувствовать себя таким?
  • Кто во внешнем и во внутреннем мире до сих пор выдвигает требования, условия любви, «хорошести» для вашего ребенка?
  • Как звучат эти слова: «будь…» - каким?
  • Как вам их слышать?
  • Как вам не выражать себя, давиться чувствами? Чем вы платите за это?
  • Но совсем отказаться от себя – невыносимо. И в защиту спонтанного ребенка, отстаивая право быть собой, появляется бунтующий ребенок. Бунтующий ребенок пытается отстоять себя. Это он говорит: «не нравится», «не хочу», «не буду». Но он не взрослый, у которого есть власть, он всего лишь ребенок. И от этого, от того, что есть кто-то сильнее и главнее, кто-то от кого он зависит – ему очень страшно.

  • Какой у вас бунтующий ребенок? Если его «кормят чем-то лишним», что-то ему навязывают, как он сопротивляется: пассивно, саботируя (вяло «ест часами кашу, доводя до исступления родителей»), или активно («выплевывает ее»)? Давите ли вы свою злость? А может, напротив, вы нападаете на тех, кто вас пугает?
  • Можно ли вам бунтовать? Поддерживает ли кто-то внутри вас ваши «не хочу» и «не буду»?


  • Просмотров: 419
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Хотите быть счастливым? Тогда вам придется отказаться от всего, что делает вас несчастным.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Что нас не убивает, делает нас сильнее… или не совсем так?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Наш внутренний ребенок: кто это и как он влияет на наши отношения с реальными детьми.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь