Мак - что это ?

МАК карты - что это ?

Применение Метафорических ассоциативных карт настолько обширно , что для каждой колоды и описания  ее значения и области применения  понадобиться  целый обучающий семинар .

Предлагаю в качестве примера  рассмотреть технику применения карт  через рассмотрение Шести карт - Ресурсов .

В этой технике используется колода « Соре» , что означает в переводе - Преодоление и предназначена для работы с психотравмирующими ситуациями.

Немного о самой колоде:

Создатели этой колоды, состоящей из 88 картинок – психотерапевт  из Израиля Офра  Аялон, художница из Санкт Петербурга - М. Лукьянова и издатель немецкий психотерапевт Моритц Эгетмейер..

Колода  « Соре» создана на основе эффективного мирового опыта применения МАК в лечебной практике для преодоления кризисных ситуаций и травм. Сами авторы этой уникальной колоды являются представителями тех стран , которые знают не понаслышке что такое война и являются , или свидетелями военных действий ( Израиль) , или  потомками тех, кто испытал на себе множество   психологических и физических  травм в великой отечественной войне ( Россия, Германия)

Авторы сознательно не используют на картинках кричащие газетные изображения войн, терактов, насилия или катастроф.

Они изображены в символическом и метафорическом видах.

Одновременно карты предлагают символы и образы облегчения, успокоения, уверенности и исцеления.

В основе использования карт «Соре», как инструмента  кризисной помощи, лежит подход  М. Лаада и О. Аялон, базирующейся на Шести измерениях, которые описывают пути преодоления  человеком кризисного события.

В данном мультимодальном подходе рассматривается модель, состоящая из шести видов «исцеляющих Ресурсов» и именуемая BASIC  Ph.

Эти внутренние стратегии преодоления и исцеления символически представлены в колоде «Соре» шестью картами с изображением на них рук. Остальные 82 карты символически и метафорически олицетворяют травматические события и эмоциональные реакции на них, предлагая рядом с ними образы облегчения, успокоения и исцеления.

Итак , рассмотрим каждую карту из шести по отдельности:

                          Вера

      Способ преодоления кризиса базируется на присутствии Веры – будь то вера в :

      Создателя, в людей, в Чудо, и , главная - в самого себя.

Клиенту задается вопрос – « В кого , или во что Вы –Верите?»

Чаще всего ответ звучит так –« В бога , в родителей» и так далее.

При следующем вопросе –« А где же ваша Вера в себя?» , возникает некоторое замешательство и клиент осознает , что как то на самого себя давно не опирается и не верит в свои силы и возможности.

Когда  Ресурс Веразаблокирован у клиента  , работа   последующая уже должна строиться на  ее активацию в жизни клиента . Как же это можно сделать?

Предлагается клиенту вспомнить какие то ситуации из его прошлого , где именно он сам ,своими  силами  и знаниями смог, например, хорошо или на отлично закончить школу, поступить в какой то ВУЗ и успешно сдавать каждый раз экзамены, и так далее.  При этом , задавать проясняющие вопросы , такие как :      

  « Кто сдавал экзамены при поступлении? Вы сами , или ваши родители , или это все за вас сделал Всевышний?»

Ответ обычно звучит так :-« Нет, это я сам».

Психолог помогает вспомнить многие моменты из прошлого клиента , до его травмирующей ситуации,  где он вполне  многое решал  и делал самостоятельно и показать ему , что когда человек имеет Ресурс и Веритв первую очередь в себя , у него все получается намного лучше и быстрее.

После того, как Вера в себя ,  вновь активна у клиента ,  можно переходить к следующей карте .

              Общество ( Социум) 

Этот способ преодоления кризисов использует нашу способность к общению. Мы можем обращаться за поддержкой к семье, к друзьям, к психологам, и можем оказывать помощь другим, находить  реализацию себя  в работе, в совместных проектах и бизнесе.

Ресурс определяет  насколько клиент умеет Давать сам  и Брать от других помощь, умеет Просить о помощи и  охотно сам помогает другим.

Моя  практика показывает, что чаще всего клиенты умеют давать и помогать другим в довольно большом количестве , а вот с умением Просить о помощи , или умению Принимать помощь от других - есть проблемы.

При прояснении , почему же Давать и Помогать им легче , звучат разные ответы . Например , для кого то Проситьо чем то – это быть сразу Должным. Для других , это про неудобство беспокоить других своими просьбами ( обесценивание себя) , или это о том , что обращаться за помощью это унизительно .  

  Этой информации более чем достаточно, чтобы начать проводить коррекцию в его шаблонных представлениях о себе и о других          Творчество, или игра воображения:

Этот  Ресурс обращается к нашим творческим способностям.

  Благодаря воображению мы можем мечтать, развивать интуицию и психическую гибкость, постоянно трансформироваться, искать решения в мире игры и фантазии.

Как часто во время сессии , клиенты на вопрос –« Какие виды творчества вам интересны?», я  слышу один и тот же ответ –« Я не умею рисовать, я не умею петь, я не умею танцевать».

Клиент убежден , что он совершенно не творческая личность и недоумевает, почему же это является одним из шести Ресурсов человека.

В этот момент я задаю следующий вопрос –« Скажите , а чем вы хотели заниматься в детстве , на какой кружок хотели бы чтобы вас записали родители?».И тут выражение лица у клиентов совершенно меняется – у кого то загораются глаза и он начинает перечислять все те свои детские желания, которые так и не  реализовались у него по разным причинам:

– не было возможности у родителей, некому было водить на эти занятия и так далее.

У других клиентов наоборот , появляются слезы и он делится тем , что вырос в неблагополучной семье и у него даже не было возможности куда то ходить , ведь его главной задачей было- защищать свою маму от дебошира отца и практически уже с детства забыть о себе и своих желаниях, и фокус внимания держать только на тех значимых людях , от которых зависело каким будет его новый день или вечер .

В обоих этих случаях , задача психолога помочь одним найти возможность для реализации своих детских желаний , а другим наконец то , впервые в жизни , начать познавать и узнавать себя и свои желания методом проб и ошибок и впоследствии , выбора именно тех направлений , которые были наиболее интересными для него .

В процессе своей терапии , клиенты уже начинают посещать какие то студии , где обучаются различным творческим направлениям , они  с радостью делятся своими успехами и в моей практике еще и дарят к концу терапии поделки , которые они сделали своими руками.

Недаром в книге моего любимого автора Виктора Франкла « Сказать Жизни –Да!» ,   отдельная  глава посвящена  значению творчества в стенах концлагеря, где заключенные живущие одним днем , не зная, будут ли они еще живы завтра , несмотря на холод, голод и усталость,  собирались в одном из бараков , чтобы послушать стихи, вместе спеть какую то песню и даже станцевать под  аккомпанемент губной гармошки . И эти небольшие тюремные концерты возвращали заключенным  надежду , веру и силы,  для того чтобы выжить в не человеческих условиях и мечтать о долгожданной свободе.                                                   Ум. Интеллект

Способ преодоления кризисов, использующий наши ментальные способности, умение логически мыслить, оценивать ситуацию, постигать новые идеи, планировать, анализировать проблемы  и решать их.

Саморазвитие и самопознание так же является основным Ресурсом , ведь недаром есть выражение « Знание –это Сила».

Работая с этим Ресурсом нужно соблюдать особую тактичность и сказать о том, что конечно понятно , что клиент является умным и образованным человеком и что тому подтверждение его высшее или среднее  образование и все остальное.  Клиент должен понимать, что мы с ним совместно сейчас проясняем насколько Ресурс в нем задействован в настоящем времени , или в силу опять же каких то обстоятельств  и проблем у клиента он в стадии блокировки и он им перестал пользоваться. Это поможет прояснить простой вопрос –

« Когда вы последний раз брали в руки книжку и читали?».Обычно клиент честно признается в том, что действительно давно уже не брал в руки книгу и не интересовался другими видами доступной и полезной информации. Может быть и другой ответ например –« Я не люблю читать». И здесь у психолога должен быть резервный список книг, которые наверняка могут вызвать интерес у клиента своим содержанием. Обычно это короткие истории людей, которые смогли преодолеть трудные периоды на жизненном пути . Это реальные истории и такой литературы достаточно в книжных магазинах. Предлагаете в качестве домашнего задания начать одну из таких книг и это часто приводит к тому , что клиент меняет свое мнение и о книгах и о чтении и уже при следующей встрече сообщает , что купил еще несколько книг той же серии , или приобрел другие , которые сам выбрал.))

И в этот момент , и сам клиент и вы понимаете – чтение и саморазвитие присутствует в его жизни вновь , или впервые , а это значит ,что  Ресурс «Ум. Интеллект» - разблокирован и задействован                               Физическая деятельность :

Способ преодоления кризисов, обращающийся к деятельности нашего физического тела.

Этот способ направлен к таким способностям нашего тела, как восприятие сигналов окружающего мира с помощью соответствующих рецепторов  и органов чувств:

Слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, тепла и холода.             Ощущение боли и удовольствия, внутреннего напряжения, или    расслабления. Этот способ включает в себя  физические занятия   различного рода ,как то:

Выполнение физических упражнений, спорт, работу, требующую физических усилий, прогулки на природе и контакт с землей.

Проясняя этот Ресурс , узнаю насколько физические упражнение и спорт присутствует в жизни клиента.

Обычно ответ также несет в себе информацию, что когда то он занимался и тем и другим и что у него был даже абонемент в фитнес зал.

Вопрос-« Как вы себя чувствовали после занятий на тренажерах, после плавания в бассейне ,или в открытом водоеме любом?» , большей частью приводит к активному рассказу о себе в прошлом .

Клиент очень охотно делится  своими воспоминаниями о  состоянии энергичности и легкости на душе и говорит с большим энтузиазмом о том периоде в своей жизни, когда спорт был ее неотъемлемой и приятной частью.

Этих  воспоминаний порою достаточно , чтобы клиент вновь вернул в свою жизнь физические нагрузки и при следующем его визите он уже с гордостью делится своими сегодняшними новостями и достижениями – купил абонемент , уже сходил на тренажеры, записался на плавание и взял себе инструктора.                                Чувства, эмоции , любовь

Сердце – это ларец  наших чувств: любви и ненависти, мужества и трусости, радости и печали, ревности и сострадания, и многого другого.

Этот способ  преодоления кризисов требует от нас, прежде всего умения распознавать различные чувства и называть их своими собственными именами.

Затем уже следует попытка выражения этих чувств наиболее подходящими для каждого человека способами:

При помощи слов – будь то в устной беседе, или письменно;

В танце, в рисунке, в лепке, в музыке, или пантомиме.

Клиенту задается  вопрос –« Кого или Что вы любите ?»

И тут , как говорится , « Остапа понесло))».

-Любит детей, жену ( мужа) , родителей ( одного из них) . Список любимых может быть другим , но самый важный момент в его рассказе – клиент  не называет себя. И это уже показатель заблокированности данного важного Ресурса и прояснения почему же любовь к себе так и не появилась в его жизни.

Как известно , все начинается с самого человека, и чувства здесь тоже не исключение.

Фраза « Что во мне- то и вовне»как раз о том, что только тот, кто умеет Любить себя, может Любить других.

Без Любви к себе , все слова клиента и его убежденность в Любви всех вокруг, кроме себя ,  является своего рода зависимостью от других и их расположения к нему .

Тема Любви к себе – отдельная ,большая и именно этот Ресурс из шести я  рассматриваю в самом конце и он становится уже новым материалом для работы с клиентом на следующей сессии.

Вот такую  глубокую диагностическую   работу можно  проводить    с шестью картами Ресурсами из колоды «Соре» .

Можно только представить весь спектр возможностей , когда в арсенале психолога  есть все остальные  колоды  МАК , каждая из которых специально разработана для различных проблемных ситуаций , с которыми может столкнуться человек.

Знакомство с каждой колодой из семейства классических МАК –это отдельная история, удивительная и волшебная ,которая мягко, тактично ,  через образы, помогает увидеть проблему как бы со стороны и удивляет своим 100 процентным попаданием в ее первопричину . Клиенты и удивляются, и задаются вопросами –« Как такое может быть?».

Особенно мужчины , более скептически относящиеся к коробкам с картами на моем столе, но…. когда предлагаю задать им вопрос –« В чем проблема, что делаю не так, на что обратить внимание, что уже  пора изменить?»и        в слепую , методом случайного выбора , вытащить по одной карте из колоды « ОН» , которая в переводе означает  междометие   восклицания –удивления , скептицизм куда то испаряется, и вместо него появляется выражение  удивления и восторга на лице .

Комбинация двух карт – карта слово, и карта картина в своем изображении рисунка и слова , обычно соответствует той теме и запросу, которую клиент проговаривал и это попадание вызывает и этот самый звук удивления «Ох»  и другие не менее сильные реакции .

Из 88 карт картин и 88 карт слова клиент вытаскивает именно те две, что напрямую тематично связано с его озвученной проблемой.

Не перестаю удивляться и я , с каждым новым клиентом , сама жду с интересом , какие же карты он вытянет закрытым способом  из колоды   .

Карты вновь ,с математической точностью , в очередной раз попадают в саму суть проблемы, в озвученную тему клиента и возглас « Ох» вновь звучит в моем кабинете.

На семинаре Моритца Эгетмейра ,  психотерапевта , который с этими картами работает уже с 1985 года , я услышала его слова о том, что за все эти десятки лет карты попадали в суть проблемы каждого его клиента и проявление этого волшебства , как обратный отклик поля коллективного бессознательного ,  происходило  и с нами, более 70  участницами

 То же самое происходит и на моих авторских семинарах , таких как « Мак в работе психолога. Базовый курс» и на  -«Мак в работе с психотравмой».   

Работая с картами Ресурсов можно получать так много информации о своем клиенте и уже выстраивать терапевтическую стратегию своей работы с ним – это и повышение самоценности, это и работа с личностными границами , это про умение выстраивать коммуникации из позиции на Равных и многое другое.

Разбирая все эти моменты поочередно , клиент начинает видеть себя и свои взаимоотношения с окружающими как бы со стороны и уже может вносить свои коррективы и использовать новые алгоритмы своего поведения – как к себе , так и к другим.

Метафорические ассоциативные карты – это волшебный мир , о котором можно говорить очень долго и много. Они прекрасно воспринимаются как взрослыми, так и детьми, как женщинами, так и мужчинами, несмотря на их некоторое сопротивление и отрицание при первом знакомстве с ними.

Иногда , только благодаря применению карт , клиент может наконец то приоткрыть  давно закрытую часть своего прошлого, которая напугала когда то , принесла боль и так и осталась внутри в виде застарелой занозы, которая  продолжает о себе знать в повседневной жизни в настоящем.

Картинки и слова  помогают лучше сформулировать проблему, выразить то, что сложно сказать словами, помогают осознать первопричину своей проблем и начать поиск ее решений.

Использование МАК позволяет увидеть целостную картину  о самом себе, отношении как к себе ,так и к окружающим, а так же о субъективном образе ситуации с точки зрения самого клиента. Многие незавершенные процессы ( незавершенный гештальт)  удается наконец то увидеть под другим углом восприятия и наконец то отпустить.

Конечно  МАК не заменяют собой другие психотерапевтические методы, но они помогают более ярче и творчески раскрыть потенциал клиента и внести  в совместную работу больше красок и воображения ,а это как вы уже знаете активирует один из важнейших Ресурсов человека – творчество, игра воображения, возможность поиска различных способов для решения своих проблем, развитие способности к нестандартным  подходам , и разрешение себе выйти за пределы своих привычных способов действий , ограничений и запретов.

Впервые, клиент берется за кисти и краски, впервые сочиняет свою первую сказку о себе  с хорошим концом , пишет стихи, создает композиционные картинки , открывает мир Оперы и балета , участвует в марафоне забега , учится игре на различных инструментах и многое многое другое.  И ты понимаешь , что это уже другой человек сидит перед тобой, что у него раскрыты все основные Ресурсы и с этими Ресурсами он уже многое может видеть по другому, и у него выросли за спиной его крылья и сейчас он точно понимает – « Жизнь- самый главный подарок Вселенной, и я в этой Жизни – самый важный и значимый для себя человек»

Хочу завершить свою статью словами Будды: –« Ты можешь обойти весь земной шар  и так и не найти человека ,который был бы больше всех достойным Любви – чем  ты Сам» .

 



Просмотров: 143
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Иногда оказывается, что тот, кого мы так долго искали уже давно был рядом с нами...
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь