детский психолог

Автор статьи: Сергей Мостиков

Нарушение ролевой и структурной модели в психологических отношениях в семье зачастую находит свое выражение в детском поведении. Приведу примеры неконструктивных психологических ролей, которые могут неосознанно брать на себя дети (может быть, в некоторых из них находились Вы или ваши близкие в детстве). Все эти случаи требуют психологической помощи.

«Семейный герой» 
Почти в каждой разрушенной или нездоровой семье бывает ребенок, часто старший, который берет на себя обязанности отсутствующего или перегруженного родителя. Этот ответственный, заменяющий взрослого ребенок готовит еду, заботится о финансах, обеспечивает благополучное существование младших братьев и сестер и пытается поддержать, насколько возможно, нормальное функционирование семьи. Иногда этот ребенок психологически выступает в роли советчика, разрешая споры между родителями и пытаясь наладить испорченные отношения.

В школе семейный герой обычно является сверх-успевающим. Он может получать повышенные оценки, выполнять какие-то обязанности в классе или быть тренированным спортсменом. Он много работает над достижением целей и завоевывает одобрение учителей. Часто он является одаренным организатором, или же он пользуется необычайным авторитетом среди своих одноклассников.

Сверхуспевающие дети становятся взрослыми, пробелы в своем эмоциональном и психологическом развитии они обычно прикрывают интенсивной работой и самодисциплиной.
Хотя внешне эти интенсивно работающие мужчины и женщины кажутся умелыми и самоуверенными, внутренне они страдают от низкой психологической самооценки и неуверенности в себе.

«Козел отпущения» 
В большинстве дисфункциональных семей есть, по крайней мере, один ребенок, имя которому — хлопоты. Для этого ребенка правила существуют лишь для того, чтобы их нарушать. Он так постоянен в том, чтобы причинять хлопоты, что, в конце концов, становится семейным «козлом отпущения», отвлекая внимание от психологических затруднений в паре.

Непослушный ребенок открыл для себя важный принцип детского развития: отрицательное внимание лучше, чем отсутствие всякого внимания вообще. Его самооценка даже ниже, чем самооценка его положительно ориентированных братьев и сестер. Свое хрупкое чувство собственного психологического «я» он основывает на знании, что он «плохой», и он тяготеет к друзьям, подобно ему имеющим низкую самооценку.
Поскольку наркотики и алкоголь являются обычным проявлением подросткового мятежа, «козел отпущения» часто в раннем возрасте экспериментирует с наркотическими веществами или злоупотребляет ими. Наследственная предрасположенность может увеличивать развитие пагубного психического пристрастия еще до окончания юношеского возраста.
Во взрослой жизни наследие прошлого проявляется в форме сопротивления руководству, вызывающего поведения и временами неконтролируемой вспыльчивости и неистовства. Часто «козлы отпущения» готовы оскорбить, обидеть других людей. Они часто бросают школу, рано женятся (выходят замуж) или заводят ребенка вне брака, уклоняются от профессиональной подготовки и влезают в долги, которые невозможно выплатить. Несмотря на свое желание быть другими, они становятся психологически очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

«Потерянный ребенок» 
«Потерянные дети» страдают от постоянного ощущения неадекватности в сравнении с другими, потерянности и одиночества в мире, который они не понимают, а в действительности даже боятся. Они даже и не пытаются самостоятельно действовать, вместо этого предпочитают «плыть по течению». Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми и замкнутыми. Они предпочитают оставаться в одиночестве, убежденные в том, что грезы безопаснее и приносят больше удовлетворения, чем непредсказуемые отношения с людьми.

Становясь взрослым, «потерянный ребенок» продолжает себя чувствовать человеком бессильным, не имеющим выбора. Обычно он тяготеет к таким же эмоционально обособленным людям, как и он сам, или вступает в брак с партнером, воссоздающим хаос его детства. Душевную обособленность и апатию «потерянного ребенка» часто ошибочно принимают за безмятежность. Приспосабливающийся ребенок, к сожалению, принимает как факт то, что он никогда и ничего не сможет изменить.

«Семейный шут» или «фамильный талисман» 
Эти необычайно восприимчивые в психологическом плане дети обладают способностью даже самые тягостные моменты обращать в шутку и привыкают с помощью умело использованного чувства юмора нейтрализовать раздражение и гнев.
Взрослея, «семейные шуты» часто превращаются в неспособных остановиться болтунов и необычайно взвинченных людей. Даже в самые мучительные моменты они прикрывают свои глубочайшие чувства шуткой. Лишь самым настойчивым и восприимчивым из их друзей удается прорваться сквозь покров юмора к скрытым за ним ранам.
Они могут быть очень талантливыми, но не умеют радоваться своим успехам даже вместе с другими.

Во всех указанных случаях требуется профессиональная психологическая работа как с ребенком, так и со всей семьей в целом. Чем раньше Вы обратитесь за психологической помощью – тем  легче можно будет помочь!

В детском возрасте закладываются психологические основы развития личности. Оттого, насколько удачно и гармонично будет пройден этот этап в жизни ребенка, зависит его последующая жизнь. До подросткового возраста (а иногда, к сожалению, и дольше) дети находятся в очень тесных отношениях со своими родителями, поэтому, если у ребенка проблемы, первое, на что нужно обратить внимание — «что происходит в семье?»И тогда мы поймем, «что происходит с ребенком». Не нужно лечить ребенка — необходимо помочь быть счастливыми его родителям, и тогда, видя позитивный пример в семье, ребенок сам начнет меняться.



Просмотров: 318
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как часто Вы искренни с близкими или насколько они Вас понимают?
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Они хотели, чтобы я сделала аборт. Что чувствует ребенок? Пренатальная психология
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Почините мне ребенка… Или иногда они возвращаются
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Счастливые мамы – это и счастливые дети, даже если они растут без пап!
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • О чем молчат подростки... Часть 4: о том, что они испытывают чувства.
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Ребенок часто болеет в садике! Что делать?!
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Ваши внутренние границы. Есть ли они у вас и какие они?
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Какие они эти обязанности.
  • Чувства. Что они могут скрывать?
  • Иногда клиентам помочь невозможно, они сами этого не хотят...
  • Ребенок, партнер, родитель: в чем разница, или о разделении ролей в семье
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Зона психологических открытий. Что такое «утренние страницы» и для чего они нужны?
  • Козел отпущения: «Чтобы быть нужным, я должен быть плохим или больным»
  • Что такое “сексуальные забастовки” и чем они опасны для семейных отношений?
  • Бесценные сокровища Женщины. Где они? Есть ли они?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь