Я же взрослая уже?

Все мы родом из детства, часто травматические события этого периода забываются, но, оставляют неизгладимый след в душе. Вырастая, травмированный человек по – прежнему чувствует себя ребенком, от которого мало что зависит. Одна из задач терапии – возвращение ответственности за свою жизнь. Сделать это можно по – разному. В данной статье я предлагаю пример работы с моделью Э.Берна, согласно которой мы имеем три состояния: Родителя, Взрослого и Ребенка.

Пример из практики.

Муж предлагает Оксане поездку в Таиланд, но, при одной мысли о путешествии, ее охватывает необъяснимый страх. Затем она вспоминает одно из событий детства.

Оксана было пять лет, когда мама уехала с шестилетним братом на море, а ее оставила с отцом. Девочка чувствовала себя наказанной. Что она такое сделала, в чем провинилась, что ее не взяли? Она вынуждена находиться в душном жарком городе одна. Даже отца дома нет, он целыми днями на работе. Наверное, мама с братом купаются в теплом море, наблюдают за рыбами, греются на солнышке, в самую жару прячутся в тени пальм, а брат строит замки из песка. Оксана чувствовала себя маленькой, незаметной и никому не нужной. Она много плакала и у нее образовалось свое море – «море слез».

Свои переживания Оксана отразила в рисунке, с которым пришла на консультацию.

Я же взрослая уже
Мы обсудили каждый элемент рисунка. Оксана на рисунке – маленькая фигурка внизу в потоке слез, рядом – отец. На лице девочки изображены только глаза, того же цвета, что и слезы. Она может только плакать. От мамы и брата ее отделяет черная непреодолимая стена.

 
- Сейчас пятилетняя Оксана является твоим Внутренним Ребенком. Или, другими словами, отражает твое детское состояние. Что она хочет?
- Она очень хочет поехать на море.
- Представь своего Внутреннего Родителя, что он чувствует к пятилетней Оксане?
- Из роли Внутреннего Родителя мне хочется ругать, пугать Оксану, предостерегать ее об опасностях. «Ты – маленькая никчемная девчонка! С тобой вечно что – то случается. Ты можешь перегреться на солнце, отравиться, ты заболеешь от перелета и смены климата, и ДАЖЕ можешь утонуть!»
- Что чувствует твой Внутренний Ребенок?
- Мне страшно. Примерно такие слова говорила и моя мама.
- Да, наше родительское состояние – это копирование реальных родителей или тех, кто занимался нашим воспитанием. Но, кроме детского и родительского, мы имеем еще и взрослое состояние, которое помогает принять разумное решение. Представь своего Внутреннего Взрослого, какой он?
- Мой Внутренний Взрослый какой – то незначительный, мне трудно его представить и почувствовать.
- Предлагаю сказать из его роли: «Оксана, ты сейчас взрослая и можешь сама принимать решения».

Оксана робко повторяет предложенные слова.

- Я говорю, и сама себе не верю. Нет, я не чувствую себя взрослой. Я - маленькая испуганная девочка.
- Что бы, слыша это, мог сказать Внутренний Взрослый?
- Тебе тридцать шесть лет. Сейчас ты уже сама отвечаешь за себя.
- Что мог бы сказать Взрослый Родителю?
- Ты – хороший Родитель, потому что дал Ребенку жизнь. И ты заботишься о нем так, как умеешь.
- Как на эти слова реагирует Внутренний Родитель?
- Он слышит Взрослого. И ему трудно не согласиться с его словами. Родителю хочется сказать Оксане: «Ты действительно выросла. Ты можешь ехать туда, куда хочешь. У тебя достаточно умений и навыков, чтобы позаботиться о себе».
- Оксана, сейчас ты познакомилась со своими тремя состояниями: родительским, взрослым и детским. В каждый момент времени ты сама выбираешь, в каком из них находиться. Например, когда ты нуждаешься в поддержке, ты можешь дать ее себе из состояния Заботливого Родителя. В состоянии Взрослого ты принимаешь решения и ответственность за свою жизнь. Из состояния Ребенка ты можешь выражать свои желания, испытывать всю гамму чувств, легко доступную в детстве.
- Я поняла, что мой Внутренний Родитель излишне критичен, а взрослое состояние слабо развито.
- Ты можешь сказать из роли Взрослого: «Я принимаю, что я взрослая женщина. Я принимаю, что я отвечаю за себя и только за себя».

По словам Оксаны, весь вечер она проговаривала эти слова. На следующий день Оксана приняла решение ехать в Таиланд, ее муж очень обрадовался этому.



Усиливая состояние Взрослого, мы становимся увереннее и спокойнее. Это состояние дает нам ответственность за свою жизнь, и позволяет выйти из пресловутого Драматического треугольника.
Другие статьи о работе с частями личности:
Как вернуть части личности, когда – то потерянные «Внутренним ребенком».
Как Внутренняя женщина влияет на щедрость мужчины.
Человек — словно зеркало, он — многолик.


Просмотров: 261
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Я знаю все, что ты можешь мне сказать…
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Представь, что ты это можешь!
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Самое лучше , что ты можешь сделать - это относиться к себе с любовью.
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Что такое контаминация. Как она влияет на жизнь человека.
  • Кукла детства Оксана
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Что делать, когда хочешь и не можешь помочь?
  • Она что, не видит себя в зеркале?
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • "Я отказываюсь ждать от тебя то, что ты не можешь мне дать...."
  • Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.
  • Метафора. Любить то, что делаешь. Радоваться тому, что можешь.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что сказать, когда к тебе пришел родитель бунтующего подростка…
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Что нам мешает сказать «нет» и как это изменить
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь