МАНТИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШИТЬЯ В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ



 «Можно уподобить жизнь вышитому куску материи,

лицевую сторону коего

человек видит в первую половину своей жизни

а изнанку – во второй;

изнанка, правда, не так красива,

но зато более поучительна,

так как по ней можно проследить сплетение нитей.»

Артур Шопенгауэр [5]

     В современном мире очень популярно быть уверенным в себе. Об уверенности слышно на каждом шагу. «Чтобы стать успешным, нужно быть уверенным в себе!» «Ты что такой не уверенный? У тебя что, комплекс неполноценности???» «Мой ребенок такой неуверенный в себе!! Надо с этим что-то делать!!» Сейчас, даже как-то стыдно быть неуверенным. Считается, что уверенность обязательно приводит человека к успеху. Понятие уверенности больше похоже на внутренний стержень, на который человек опирается, на который потом и накладывается состоятельность. А  состоятельность как бы покрывает, окутывает человека, его жизнь, как мантия. Но вот про состоятельность говорить не принято. А что вообще такое состоятельность? На чем она базируется, из чего состоит?

Состоятельность часто ассоциируется с деньгами, и находиться в подполье, это табуированная тема. Как часто люди чувствуют себя состоятельным? Об этом не говорят. Хотя наличие богатства далеко не всегда говорит о том, что человек им владеющий является состоятельным. Но вот состоятельный человек обязательно будет богатым, ибо состоятельность подразумевает самореализацию человека, его постоянное развитие, раскрытие собственных достоинств… А в таком случае, богатство будет неотъемлемой составляющей жизни человека. Вспомним древние славянские традиции, когда людям свойственно было рукодельничать – и мужчинам, и женщинам. Через это они творили, самовыражались, получали почет, уважение и, зачастую, деньги.

В славянских традициях очень было развито  не только рукоделие и всякого рода творчество. Люди вершили повседневные дела с творчеством, проявлялись и реализовывались через него.  Во время рукоделия человек вплетает, вшивает настроение, эмоции, мысли, которые думает в процессе. Поэтому в плохом настроении к шитью, вышивке даже не подходили – ведь рукодельничали почти всегда «на щастя, на долю». Занимаясь творчеством, человек вкладывает частичку себя! Не секрет, что и сейчас люди выражаются через одежду и украшения, не только когда делают их своими руками, но и когда одевают уже готовое. Через одежду можно выразить свое настроение, свои эмоции, обозначить свою приверженность каким-то взглядам и т.п.

Именно поэтому  шитье предоставляет необыкновенные терапевтические возможности, позволяет человеку самовыразиться, проявить, показать свой внутренний мир, свое сокровенное другим. К тому же творчество всегда сопровождается позитивными эмоциями, что смягчает и облегчает работу с травматическими ситуациями и переживаниями.

Тема состоятельности на сегодняшний день не изучена в арт-терапии.  В психологии затрагиваются смежные с состоятельностью темы: например, в социальной психологи – тема уверенности в себе, в юнгианской психологии – работа с самостью. Но состоятельность остается в тени.  Работа с шитьем, лоскутками, нитками в арт-терапии встречается довольно редко (методика «Ковер судьбы» Вознесенской Е.Л.). Хотя вышивка и шитье присуще нашему менталитету и сами по себе являются гармонизирующими, успокаивающими занятиями, арт-терапия пока не использует это в работе.

Так стоит ли сегодня вообще говорить о мантиях и уж тем более их шить? Здесь уместно процитировать слова Мэрион Вудман: «Многие … оказываются в подобной ситуации, символически надевая на себя мантию Королевской Власти, но не имея присущего этой власти внутреннего благородства. Не может быть никакого благородства и великодушия там, где разорваны отношения с Самостью, т.е. где отсутствует любовь между человеком и божеством. С точки зрения психологии, это означает отсутствие связи между Эго и Самостью, ибо Эго слишком напугано, чтобы чувствовать бессознательное и взаимодействовать с ним. В отсутствие такой связи Эго пытается установить собственную власть». [2]

     Целью статьи является презентация использования арт-терапевтичес­кой методики «Мантия состоятельности», а так же шитья (как метода арт-терапии) в работе с образом Я, самостью, уверенностью, личной успешностью, гармонизацией личности.

     История возникновения мантии. Одежда у древних народов сильно связывалась с творчеством и самовыражением. Чуть позже одежда стала не просто необходимостью или предметом творчества, но и статусным атрибутом: бедные люди носили одну одежду, одни ткани, богатые – другую. В какой-то момент, когда установились уже сильные классовые отличия, появились мантии. Этот вид одежды был привилегией очень знатных и очень родовитых дворян.

МАНТИЯ (от лат. mantelum – плащ: man us – рука и tela – ткань) – верхнее одеяние без рукавов, набрасываемое на плечи, поверх всей остальной одежды и покрывающее (скрывающее) руки. Одежда типа мантии была известна всем народам древности задолго до появления феодализма в Европе и до появления самого термина “мантия”. У древних греков это были химатион, хламида, у римлян – паллиум, палла, лацерна. Именно в силу древности происхождения этой формы одежды она в первые века христианства и возникновения феодализма в Европе превратилась в особую почетную форму одежды, которую имели право носить только сюзерены, владетельные феодалы: императоры, короли, герцоги, князья. Так мантия превратилась в одну из монархических регалий и в объект геральдического изображения с определенным значением как символическим (символ власти, высокородности), так и эмблематическим (наличие мантии в родовых гербах указывало на определенное феодальное достоинство, титул – от князя и до императора). В восточно-римской, византийской традиции мантия называлась порфирой, а императоры Византии именовались порфирородными и порфироносными. [3]

В новое и новейшее время под термином “мантия” (который не следует путать с геральдическим) стали понимать также служебное почетное одеяние должностных лиц высших судебных инстанций в разных странах. В России с мая 1992 года мантии введены для членов Конституционного суда РФ.

Наряду с коронованными особами мантии, но под иными наименованиями, как почетную отличительную одежду-символ, стала использовать и христианская церковь. В католической церкви мантия под названием “паллиум” присвоена только папе римскому, который может ее носить всюду. Митрополиты же могут носить ее только в своей епархии. Паллиум принадлежит только определенному лицу и погребается с ним.

В России цари стали носить мантию как почетный наряд при коронации и больших выходах лишь с XVII века. Она носила русское название “платно”. С XVIII века императорская мантия стала входить в число главных регалий России и официально называлась уже мантией. Она стала исключительно коронационным одеянием и употреблялась практически один раз.

В геральдике мантию как определенный атрибут гербов ввели довольно поздно, лишь с конца XVII века. Она изображается в виде занавеса, вверху которого укреплена соответствующая корона, и который ниспадает так, что видны его тыльная, исподняя сторона, подбитая горностаевым мехом, и два отворота внешней стороны – красного цвета. Это изображение используется как фон для гербов коронованных особ, а также для княжеских русских гербов и гербов дворян, являвшихся потомками древних, но утративших княжеское достоинство фамилий. [4]

Помимо коронованных, знатных особ, священников и судей мантии также являются неотъемлемым атрибутом магов.

Так же есть смысл еще упомянуть и о Мантии Земли (от греч. Mantion - покрывало, плащ). Мантия Земли – геосфера, окружающая ядро Земли. С внешней стороны мантия Земли контактирует с земной корой. Мантия составляет 83% объема Земли и около 2/3 ее массы. Различают верхнюю мантию Земли и нижнюю мантию Земли. Несомненно, что земная кора выделилась из Мантии Земли. Есть предположение, что и земное ядро разрастается за счёт Мантии Земли. Процессы в земной коре и Мантия Земли тесно связаны; в частности, энергия для тектонических движений земной коры, по-видимому, поступает из Мантии Земли. [5]

Рассмотрим символическое значение мантии. Наличие атрибута мантии в гербе сразу указывает на высокое аристократическое положение гербо-владельца. Цвет гербовой мантии – темно-малиновый. Меха также имели символическое значение: беличий означал благородные и полезные занятия, горностаевый – высокородность, “породность” происхождения.

Царские мантии как регальный знак обладали единым регальным цветом – красным или пурпуровым (порфировым), независимо от того, государю какой страны и какого ранга они принадлежали. Платно представляла собой трапециевидное полотнище (атласное, бархатное) красного цвета, расшитое золотом, украшенное жемчугом, драгоценными камнями, золотым кружевом по краям и подбитое горностаевым мехом, размером в плечах до 1 м и внизу до 1,5 м при длине 2,5– 3 м. Мантия, как царская одежда символизировала  благоустройство, благосостояние и мир. Мантии императора и знати украшались цветными нашивками (клавус). Причем мантия императора отличается от мантий сановников не только цветом, но и нашивки сделаны из более дорогой ткани.В Китае мантии императора и сановников символизировали вселенную и ее совершенство, мощь Неба и императора как представителя Неба на Земле. У даосов и буддистов символы мантии различались, однако ее форма имела следующее значение: округлость рукавов символизировала утонченность манер, прямота швов – неподкупность при свершении правосудия, нижний край – горизонтальность коромысла весов, твердость воли и спокойствие сердца.

В христианстве пурпурная мантия символизирует страдания Христа, белая – невинность или торжество духа над плотью, мантия без швов - страдание, а также милосердие и единство. Принадлежность облачения архиерея и архимандрита – лилового цвета с тремя белыми с красным полосами (так называемыми источниками) и с нашитыми скрижалями – четырехугольными платами с изображениями креста или серафимов. Верхнее облачение монахов малой и великой схимы, иначе называемое паллием, – черного цвета. В православии мантия является верхним одеянием для всех мона­ше­ствующих как имеющих церковный сан, так и простых монахов. Она представляет из себя длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, у архимандритов и архиереев — со шлейфом, (у архиереев шлейф длиннее), покрывающую подрясник и рясу. Мантия символизирует отрешённость монахов от мира, а также всепокрывающую силу Божию. Архиерейская мантия не чёрная, как у всех остальных монашествующих, а цветная: у Патриарха – зелёная, у митрополита – голубая, или синяя, у архиепископа и епископа – фиолетовая. [1]

Монашеская мантия в основном, чёрная. Имеет сорок складок, по числу дней поста Господня, символизируя постническую жизнь монаха, смирение монашеской жизни. Она изготовлялась из легкой, простой и грубой ткани. Церковные иерархи с IV века признали мантию из белой шерсти (символ пастыря, несущего на плечах овцу) отличительным знаком глав епархий, а с VIII века — только знаком митрополичьего достоинства. В чинопоследовании пострига мантия называется одеждой нетления и чистоты. Благодаря своему свободному покрою, мантия символизирует, ангельские крылья, знаменует полноту Божественной благодати, силы и премудрости, которыми облекает Царь Небесный своих подражателей. [3]

     Маги тоже часто используют мантии. Они обычно спереди и сзади украшается различными смысловыми символами, которые будут помогать волшебнику. После нанесения символов краской, иногда поверху знак вышивается нитками или бисером, покрывается тесьмой или аппликацией, повторяющей все его контуры, мантия служит часто защитной оболочкой, куда маг вкладывает часть себя, своей силы. Края мантии обрабатываются контрастной лентой или чем-либо подобным. Предполагается, что это оберегает носителя от вторжения чего-то негативного извне. Цвет мантии соответствует роду занятия – маги огня одеваются в красное, а маги воды – в синее. Если это манипулятор - он станет одеваться в серый, как наименее заметный. Если магия зависит от мощной воли – в чёрный. Чёрный – это цвет силы, кроме того, он обеспечивает дополнительную защиту. Яркие цвета, скорее уместны для прямых боевых магов. Белый – для волшебника, манипулирующего чистой энергией. Ткань часто – бархат или велюр, либо плотное сукно, которое сохраняет тепло даже при неподвижности. Маги часто подпоясываются кожаным поясом. Магам частенько нравятся драгоценные камни (они лучше всего чаруются, кроме того, почти живые, каждый со своим характером), деревянные украшения, золото. Мантия мага также может украшаться изнутри - для того, чтобы уравновесить ауру или закрыть ту или иную уязвимость в обороне мага. Кроме того, со внутренней стороны мантии носится некий амулет – обычно это драгоценный камень, своеобразный энергетический центр ауры, напрямую связанный с магом.

     Арт-терапевтическая работа имеет целью осознание клиентом своей состоятельности, своего достоинства, а также своих ограничивающих развитие установок, взаимосвязь своей состоятельности со своими качествами, характером, а не с другими людьми, наличием денег и т.д. В ходе терапевтической работы у клиентов появляется возможность осознать то, на чем базируется их состоятельность, из чего состоит, с чем связана; что ограничивает их в реализации собственных задач. Предполагается выбор различных изобразительных материалов для творческой активизации. Работа идет с образом мантии, как образом «Я», образом личной успешности. Сохраняется также символизм мантии, заложенный историей возникновения мантии, ее использования, как символа благородства, высокородности, знатности.

     Методика состоит из двух частей: 1 (диагностическая и терапевтическая часть) – направленное воображение после расслабления, рисование эскиза мантии и собственно работа с нарисованным образом; 2 (терапевтическая часть) – непосредственно пошив мантии из материалов клиента, в процессе – работа со свободными ассоциациями.

     Вопросы для обсуждения после творческой деятельности: Первая часть: какие образы вам представлялись? Как вы видели свое королевство? Сколько было у вас помощников? Какого размера была мантия, какого цвета, из какой ткани, чем украшена? Было ли на ней что-то изображено? В чем вы были одеты? Сколько людей было на балу? Что это за люди? Как вы себя чувствовали на балу, когда были в центре внимания? Как вам было в своей мантии, показывать ее и свою состоятельность? Что вы еще делали на балу? Плюс еще вопросы к рисунку: что вы чувствуете, глядя на рисунок, какие у вас возникают ассоциации, что на нем изображено и пр.?

Вторая часть: легко ли было найти ткань? Хотелось ли шить накидку? Какие возникали сложности? Какие мысли мешали или помогали осуществить деятельность? И в процессе шиться – работа со свободными ассоциациями клиента.

В среднем вся методика от рисования до готовой мантии занимает 40 часов (от 2 месяцев до года).

Терапевтические и диагностические возможности методики «Мантия состоятельности» – примеры из практики





     Случай первый.

     На терапию обратилась девушка О. 30 лет, замужем, ребенку 5 лет,  работает секретарем-референтом, обучается заочно по специальности экономист, живет в достатке (муж обеспечен, есть собственная 3х-комнатная квартира, машина, строится дом).

В процессе рисования выяснилось, что клиентка за всей роскошью своей жизни потеряла себя, стала как бы «прозрачной» (см. рис. № 1 (файл 0798)). Она не чувствует себя хозяйкой в своем доме, в своей жизни, ее место – встречать гостей и только. Принимать почести королевы на своем балу – об этом даже не может быть и речи. (см. рис. № 2 (файл 0801)) 

     Первая сессия показала, что клиентка ощущает себя несостоятельной в собственных позициях жизни (ей не хватает знаний, уверенности, она зависима от мужа). О. преуменьшает свою значимость, свои знания, собственную ценность («Я урезаю себя всегда», «Моя жизнь менее ценна, чем жизнь моего ребенка»). Клиентка поняла, что не любит свою работу, свою профессию, не знает, чего хочет. Она думает, что ее ситуация безысходная. Чувствует себя маленькой девочкой, обвиняет окружающих во всех своих бедах. Так же вскрылась детская обида на родителей, на себя (отрицание собственной женственности (хочу быть мальчиком – им все позволено), нераскрытые таланты). Клиентке свойственно самонаказание и жертвоприношение, чтобы самой возвыситься и самоутвердиться, чтобы чувствовать себя полноценной («Я ценна только, когда нужна для других»). Так же у клиентки обнаружилось непонимание, что такое для нее состоятельность вообще и запрет на ощущение себя состоятельной («Когда я состоятельная, другим скучно»). Для О. быть состоятельной – это тяжелая ноша! Клиентка хочет от жизни все и сразу, если не получается – бросает начатое. Она блокирует свои удовольствия и перестает стремиться к целям, что-либо делать вообще.

     Вспоминая свое детство, О. нашла в нем ощущение состоятельности («Я была состоявшаяся – я делала то, что мне запрещали – я добилась внимания со всех сторон, я была раскована, я была сконцентрирована на себе»). Она поняла, что для нее быть состоятельной – иметь то, о чем она всегда мечтала – быть бизнес-леди. Так же она осознала, что «нести состоятельность» – тяжело, а быть состоятельной – легко.

     В процессе работы с мантией О. стала чувствовать энергии и настроения других людей, ощущать себя женщиной (приняла свою женственность), взяла ответственность за свою жизнь на себя, чужую – вернула другим. Стала стоить планы на будущее. Она осознала свои страхи и избавилась от них. О. поняла, что ей «нужно научиться завершать дела самой» («я быстро теряю интерес к делу, из-за этого не завершаю его»). Состоятельность для нее стала ассоциироваться с самостоятельностью, сознательностью, осознанностью. Клиентка осознала, что состоятельность – не конечный результат, а процесс. Свою мантию она пошила за месяц, в результате было ощущение неудовлетворенности и желание пошить еще не одну мантию.

Для глубокой проработки необходимо время на усвоение осознанного в процессе шитья. Встреча с самостью (Юнг) возможна только при глубинном, постепенном погружении. Если шить в короткие сроки, то работа идет на более поверхностных уровнях, не затрагивая самость (Юнг), решая лишь наиболее актуальные проблемы, «лежащие на поверхности».

     Одев свою мантию, О. чувствует себя в ней царственно (см. рис. № 3, 4 (файл 0842, 55)). Ее мантия выглядит очень энергетической и магической.

За время пошива мантии клиентка избавилась от ненужных в доме и гардеробе вещей (вплоть до обуви), выкорчевала собственноручно старый сад на даче и посадила новый (5 деревьев, 10 кустов и т.п.), уволилась с работы… В настоящий момент (прошел год после пошива мантии) она работает заместителем директора, получила диплом, финансово независима, благодаря ее вкладам дом на даче почти достроен.

Клиентка в течении 8 лет страдала от болезни почек – у нее был неоперабельный камень шипообразной формы в правой почке. О. стояла на учете, проходя профилактический осмотр один раз в три месяца. Прейдя на подобный осмотр в первый раз после пошива мантии, врачи удивились: след от воспаления есть, но ни камня, ни песка от него (если бы он раздробился) обнаружить не удалось. Лечащий врач развела руками со словами: «Если бы не я вела ваш случай и собственноручно заполняла вашу карточку, то ни за что не поверила бы!!»

Клиентка в своем развитии сделала резкий скачок «со дна мира на его вершину», в запредельное для себя состояние, уровень жизни.

 

Отзывы О. о «Мантии»: С момента пошива мантии у меня начался новый этап в жизни, более сознательный, наверное... какой-то осмысленный. Видимо мантия захватывает гораздо большее, чем от неё ожидаешь в начале работы над собой. Теперь от себя не утаишь и не скажешь, что я не понимала или я не осознавала, из за чего все со мной происходит ..... Наоборот, все понимаешь и все осознаешь на более осмысленном уровне (если, конечно, быть до конца честным с самим собой), и теперь в большем ответе за совершаемые поступки и принимаемые решения...

     Случай второй

     На терапию обратилась девушка Т., 28 лет. Не замужем, работает, снимает квартиру, детей нет. В процессе рисования выяснилось, что свои успехи, свою ценность, свою состоятельность клиентка не принимает, не ассоциирует с собой (см. рис. № 5, 6 (файл 0802, 1084)). Обнаружилась горизонтальная диссоциация ( голову и остальное тело клиентка воспринимает отдельно, они как бы «не стыкуются» - нет целостного образа тела), а так же проблемы взаимодействия внутреннего мужского и женского аспектов личности.

     К первой сессии  Т. подготовилась основательно: придумала выкройку (по ней потом и шила), прочитала о том, как правильно кроить и шить мех (ее мантия из меха). Выяснилось, что клиентка к любому делу в своей жизни подходит по-мужски: все долго взвешивает, просчитывает, примеряет, продумывает. А делает потом все по-женски: на интуиции, по ощущениям («У меня есть план, но делать буду не по нему»). Так ей тяжело двигаться, она устает. Но все равно придумывает себе дополнительные трудности («Я слишком много думаю, а состоятельность у меня берется не оттуда. Состоятельность берется от того, что я делаю так, как чувствую»).

     Т. осознала то, что она боится быть успешной. А так же, что  добавляет себе трудностей, чтобы было интересно жить («Я делаю дела на импульсе, потом себя останавливаю, потом прикладываю кучу энергии, чтобы дальше двигаться. Иначе не интересно. Я не дохожу до результата. Это про страх, а вдруг получиться. Пауза – это отдых. Остановка – путь в никуда. Отдых – путь в никуда. Успех – это остановка. Прийти к успеху – это путь в никуда.»). Т. полнеет, набирает лишний вес дабы увеличить свою значимость для других, попутно выстраивая этим для себя защиту от внешнего мира.  Она придумала себе идеальный образ, который будет всем нравиться («Я вырезаю красивую форму, форму красоты (ровная, правильная)»), и сама злиться на себя. Ведь «форма не соответствует идеалу. Идеал нужен маме». Таким образом, мы вернулись в детство, чтобы найти корни непринятия себя и ощущение состоятельности. Тут же актуализировалась тема неидеального, полного тела («Тело выполняет функцию буфера – чтоб не подумать, что я себя не принимаю (неправильная и некрасивая)»). Клиентка осознала, что из-за страха быть ненужной и нелюбимой, она отказывается от своего естества, от своего истинного Я. Из-за этого в ней много противоречий, которые и останавливают ее в жизни, и мешают наладить личную жизнь, выйти замуж («Приоритетный вопрос – от чего избавиться, а не что приобрести или как бы получить удовольствие. Если я буду получать удовольствие, то я буду радоваться, а если я буду радоваться – то буду счастливая, а когда я счастливая, я – ранимая, меня легко обидеть, мне будет больно. Следовательно, когда мне больно, я радуюсь, потому что есть с чем бороться»). Так же Т. задалась вопросом, кому же нужен ее успех: родителям, друзьям или ей самой? И решила поискать свои истинные желания и цели (для себя, а не для других). Ее состоятельность символически разделена на несколько частей: образ для других, самость, мужское, женское.

     В процессе работы с мантией были проработаны темы взаимодействия мужского и женского, Т. обрела целостность по всем параметрам, приняла свое тело, осознала детские обиды и последствия изнасилования, поняла, что ей больше не нужно усложнять себе жизнь. Она поняла, что так пряталась от других, что совсем потеряла себя! За время подшивания подкладки Т. прошла в своих ощущениях жизнь от момента рождения до взрослого состояния. И, пройдя через ярость и страх, встретилась со своей самостью (Юнг), со своим истинным Я («Я» стало осознанно и получило развитие)». Клиентка ощутила себя по-новому («я так себя не чувствовала никогда!»).

Мантия Т. получилась красивая, богатая  (см. рис. № 7,8 (файл 1026, 1023)). Последние несколько сессий клиентка ожидала завершения процесса шитья, но обнаруживались дополнительные темы, мешающие этому. А когда она все-таки закончила шить, то поняла, что это произошло неожиданно быстро. Это дало ощущение легкой грусти («как когда провел лето в лагере, и вот уже пора уезжать, и такое больше не повторится»).  Клиентка ощутила, что состоятельность – это процесс длинной в жизнь, и она на пути, где назад дороги нет. Одев мантию, она ощутила состояние мягкости, текучести («как мохнатые водоросли в воде или когда длинное перо, как у павлина»), прохладу внутри, а снаружи жар.

     Свои ощущения описала так: «Я счастлива. Состояние целостности. Ничего лишнего и ничего ненужного и все есть, всего достаточно.»

За время пошива мантии Т. избавилась от ненужных в доме и гардеробе вещей. Начала консультировать (о чем мечтала давно), путешествовать, поменяла место жительства. Разработала несколько своих интересных теорий и проектов, занялась выпуском сборника стихов. Через полгода получила предложение выйти замуж.

     Отзывы Т. о «Мантии»: «Я НАШЛА СЕБЯ! Я ЕСТЬ! Я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ СЕБЯ.  Я не позволю никакому из страхов повлиять на то, чтоб я потеряла себя, у них все равно не получится. Сейчас Я ЕСТЬ! Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ! И так будет всегда! Моя сила во мне! Моя Любовь – это Я! Она свободна от ранимости. Меня любят потому, что я есть! Я благодарна тебе, что ты помогла мне найти себя – самого любимого и дорогого для меня человечка, столь восхитительную женщину».

Эти примеры дают возможность увидеть терапевтические и диагностические возможности методики „Мантия состоятельности”.

Для диагностики рисунка „Мантии состоятельности” используются арт-терапевтические критерии оценки рисунка: здесь важен процесс рисования (вербальное и невербальное поведение клиента), рассказ клиента о рисунке,  процессе рисования и визуализации, собственно рисунок, использование пространства листа и т.п.

В частности, когда человек рисует мантию без тела или она смотрится отдельно от тела, это возможно указывает на то, что он не принимает свою состоятельность или проявляет ее только в редких случаях. Здесь можно задать уточняющие вопросы, типа: а как вы узнали, что это мантия ваша? Почему вы не нарисовали себя (не одели ее на себя)?

Второй момент: если рисунок не выглядит гармоничным (например, кажется, что тело принадлежит одному, а голова другому, не соответствуют размеры, нарисованы две правые руки), это может говорить о том, что у клиента не согласуются эмоции и мысли, желания и действия, мужское и женское  и т.п.

Если какая-то часть тела не помещается на рисунок (например, ноги), это, возможно, связано с тем, что клиент «не чувствует почвы под ногами», не реализует свои мечты, идеи, а только мечтает об этом.

Рисунок может напоминать шапочку или бабушкой вязаный носок или колпак для сна, тогда это может указывать на взаимосвязь состоятельности с родственником (например, бабушкой) или родом деятельности (состоятельность приходит только во сне).

Если сам рисунок яркий, а человек и мантия выглядят прозрачными, это может говорить об ощущении клиента себя не на своем месте или о полной финансовой (и не только) зависимости от кого-то другого (мужа, сестры, родителей и т.п.).

Если клиент говорит, что мантия у него длинная, а нарисована мантия короткая (или наоборот), то это может свидетельствовать о занижении или преувеличении собственной ценности и значимости.

Некоторые взрослые люди рисуют «детские» мантии, тогда есть смысл вернуться в «возраст мантии». Возможно, в этот период жизни клиента произошли травматические события, заставившие его отказаться от проявления и принятия себя.

В процессе шитья применяются те же критерии оценки полотна ткани. Важна работа со свободными ассоциациями клиента. Так же можно анализировать символы на мантии и обращаться к символизму мантии вообще, описанному выше в этой статье.

Мантия – это возможность весь свой новый опыт и всевозможные варианты собрать в ресурс и принять себя истинного.

Методика «Мантия состоятельности» позволяет:

  1. прояснить, что такое состоятельность для клиента, определить, с чем она связана (воспитание, детские переживания и т.п.), почувствовать  себя состоятельным;
  2. восстановить контакт между своими внутренними частями (например, между внутренним мужским и женским), восстановить контакт со своей самостью (Юнг);
  3. свободно, без страха самовыразиться и получить целостное видение ситуации;
  4. принять ответственность за свою жизнь на себя;
  5. освободиться от старого, изжитого, ненужного (паттерны, стереотипы, вещи, работа и пр., вплоть до смены партнеров и квартиры);
  6. открыть таланты и способности (в том числе паранормальные: притягивание металла, видение ауры, чувствование других людей);
     Выводы:

Таким образом, шитье помогает актуализировать травматические переживания, проблемные ситуации и пережить их безопасно для клиента, способствует раскрытию творческого потенциала личности, а так же способствует приобретению навыка реализации своих идей в конкретную форму, изделие. Методика «Мантия состоятельности» позволяет проработать глубинные аспекты, паттерны, влияющие на успешность человека. Благодаря ей происходит принятие и воссоединение со своей самостью (Юнг); личность становиться целостной, гармоничной, уверенной в себе, успешной, способной реализоваться в жизни в полной мере.

Я могу! Я это знаю.

Мой Успех не за горой.

Я душою понимаю,

Мое счастье уж со мной.

Мне лишь стоит прикоснуться,

Только руку протянуть,

В это счастье окунуться

И вступить на этот Путь.

Пусть Успеха и Признаний,

Путь желаний и Любви,

Путь самой себя познаний,

И исполнятся мечты!

Октябрь 2008,  Любовь Вселенская

:

 

Литература.

  1. Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковного служителя. – Х.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 1794 с.
  2.  Вудман М. Страсть к совершенству. Юнгианское понимание зависимости. – М.: Независимая фирма "Класс",  2006.  – 272 с.
  3. Калитин П.В. Из глубины воззвах к тебе, Господи…(православный образовательный портал), http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
  4. Леонтьева Г. А. Палеография, хронология, археография, геральдика. Практическое пособие для ВУЗов. М.: Владос, 2000. - 200 с.
  5. Магницкий В. А. Внутреннее строение и физика Земли М.: Недра,  2006 – 379 с.
  6.  Шопенгауэр А. Parerga  и Paralipomena. - Л.: Издательство

    Ленинградского университета, 1990. –  288 с.


Просмотров: 292
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Зачем себя обманывать, что похудение - это для здоровья?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Когда что-то не получается, или Что такое принятие себя
  • Почему психологам не нужны мантии и погоны?
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь