Инсайт в канун Старого Нового года

 Во время одной из встреч в канун Нового года по старому стилю вспомнила об одном из любимых мною инструментов - об игрушках  🎎. Благодаря наглядности работа с ними часто помогает клиенту взглянуть на систему сложившихся отношений и увидеть то, что не видится, когда находишься внутри этой системы. Причем получение данной информации занимает гораздо меньше времени, чем обычный сбор анамнеза. 

На ходу родилась новая техника "Я у родителей и я сам родитель". Возможно, кому-то из читателей пригодится подобный вариант работы.  С разрешения героини моего рассказа (назовем её Л.) описываю, что мы делали, и что в итоге получилось.

Поскольку Л. испытывала много смешанных переживаний относительно отношений в семье, ей было трудно привести в порядок свои мысли и сформулировать запрос 
на текущую встречу. Нам помогли игрушки, которые "включают" ресурсное детское поисковое состояние бессознательного и свободный поток ассоциаций. 

1. Для начала я попросила ее найти фигурки и расставить их таким образом, чтобы они отражали отношения в ее родительской семье.


- А нужно ли искать образ старшей сестры?" - спросила Л. 

- А как ты видишь, как чувствуешь? 

- Я не хочу!

Подобные ответы сами по себе являются ярким свидетельством нарушений в отношениях и, по сути, важным материалом для дальнейшей работы. 

Инсайт в канун Старого Нового года

 "Запрет на свободу" - так Л. охарактеризовала свое состояние в родительском доме. Папа весёлый, но отстраненный и не принимающий решения, а мама (Фиона в боевой стойке) жёсткая, контролирующая, авторитарная.

Фигурку Л. выбрала с большим щитом, ограничивающим движение и обзор, и поставила ее на самый край стола: впереди обрыв и нет возможности свободно передвигаться. 

Побуждая Л. к анализу того, что она видит, и сопоставлению с ее детской историей, я задавала ей разные вопросы. Что-то она сразу же соотносила с положением в своей родительской семье, а какие-то ответы на вопросы относительно ее жизненных стратегий, она находила внутри себя спустя некоторое время. 

2. Далее, попросив оставить на столе первую композицию, я предложила Л. найти фигурки ее собственной семьи - себя, мужа, детей - и расставить их так, как она чувствует на данный момент.  

"Руки по швам" - вот такое определение своего положения в собственной семье дала Л. Будучи многодетной мамой, Л. осталась послушной угождающей девочкой.

"Всем от меня что-то надо", - упадническим тоном констатирует Л. Действительно, маленькая фигурка её образа находится в конфронтации с фигурами детей и мужа. Маленькая девочка находится на грани (в буквальном смысле) и дальше отступать некуда - Л. снова поставила свою фигуру на край, теперь ещё и спиной к нему. 

Глядя на эту голубоглазую фигурку, возникает ощущение хрупкости и предельного напряжения. Можно предположить, что при таком раскладе ещё немного, дети подрастут и научатся требовать от матери точно так же, как их отец, и точно также, как когда-то предъявляла чрезмерные и порой нелепые требования её мать.




3. Далее было предложено сравнить обе получившиеся композиции и подумать, что в них общего, чем они отличаются и т.п.

"Невероятно! Я выбрала мужа по складу характера, как мать! Даже фигурки обе в боевой стойке!.." - ошеломленная новой для нее мыслью, новым видением, Л.ненадолго задумалась. "Я думала, что сбежала из родительской семьи и больше не будет материнского гнета, но то, что происходит сейчас со мной - это же я из детства!.. Выходит, с отношением к матери тоже важно разбираться."

Так Л. сама, без моей помощи отрефлексировала важные моменты в своих отношениях с близкими, сделала вывод и отчасти определила зону дальнейшей работы.

 4. На завершающем этапе данной работы я предложила Л. внести желаемые изменения в её собственной семье. 

Не сразу она определилась, чего хочет, несколько минут Л. перебирала фигурки, переставляла их на столе так и этак, присматривалась. В какой-то момент, присмотревшись к фигурке мужа, которая, как мы понимаем, конечно же, была выбрана неслучайно, она увидела, что агрессия мужа похожа на защитную стойку, что в его глазах есть неуверенность и даже страх... Поразмышляв над тем, как меняется восприятие одной и той же игрушки, Л. решительно заменила фигуру мужа на другую - с более добродушным видом. 

Далее ей захотелось также заменить и фигурку маленькой девочки на фигуру взрослой дамы. 

"Вот так хочу! Так спокойнее..." - немного алекситимично заявила Л.



Надеюсь, что это замечательное начало её внутренней работы в тот вечер, когда все загадывают желания, приведет Л. к желаемому результату!
Эх, обожаю игрушки и маленькие психотерапевтические чудеса!.. 🤔
С наступившим, дорогие друзья! 



Просмотров: 306
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Нездоровые желания или "Так хочу, что умираю!"
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • Возрастные кризисы и "Когда что-то пошло не так"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Со мной что-то не так. Я какой-то не такой".
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Что не так в популярной идее про "зону комфорта"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Со мной что-то не так" или Преображение гадкого утенка
  • Искажение реальности или "что со мной не так"
  • "Предают близкие люди, что со мной не так?" - вопрос от подписчика
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • "Я так люблю своего мужа..."
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь