Стили привязанности и их влияние на психологическое здоровье человека

Стиль привязанности – это стиль отношений, который мы формируем в детстве со значимыми взрослыми. Стиль привязанности может оказывать влияние на всю нашу жизнь, последующие отношения с окружающими нас людьми и в целом на психологическое благополучие человека, поэтому эта тема интересная и очень важная.

Впервые о привязанности заговорил Джон Боулби в 50ые годы 20 века. Позднее Мэри Эйнсворт провела свой знаменитый эксперимент «Странная ситуация», по результатам которого она описала три основных стиля привязанности.

Так как исследования привязанности проводились на детях, я хочу рассмотреть несколько стадий формирования привязанности в первый год жизни человека:

Стадия, предшествующая привязанности – длится от рождения до трёх месяцев. На этой стадии дети никак не выделяют и не отдают предпочтения кому-то из тех, кто о них заботится. Кто бы ни пришёл их успокоить, накормить или поменять им подгузник, это их успокоит. То есть, до трёх месяцев, нам не важно, кто о нас заботится, важно, чтобы заботились.

Вторая стадия – смешанная привязанность. Начиная от шести недель и до 7 месяцев (все дети разные, поэтому всё индивидуально) ребёнок начинает показывать своё предпочтение тому, кто о нём заботится. Чаще всего, это мама или папа. Но также это может быть няня, бабушка или ещё кто-то из близкого окружения. На этой стадии закладывается чувство доверия к тому, что тот, кто о нём заботится, реагирует на его нужды и потребности. Также ребёнок учится отличать близких от посторонних и лучше успокаивается, если рядом близкие люди.

Третья стадия длится примерно с 7 по 11 месяц. На этой стадии ребёнок показывает сильную привязанность и отдаёт ярко выраженное предпочтение одному из близких опекунов. Дети сильно протестуют, если их попробовать разлучить со значимым взрослым, они демонстрируют сильную тревогу в окружении незнакомцев.

Четвёртая стадия начинает формироваться примерно с девятого месяца жизни. На этой стадии ребёнок формирует эмоциональные связи с людьми из близкого окружения, а не только с мамой. Это могут быть старшие братья и сёстры, папа, бабушки и дедушки.

После того, как мы рассмотрели стадии формирования привязанности, давайте посмотрим на стили привязанности, которые получаются в результате.

Первый стиль – безопасная привязанность. Если у ребёнка сформировался этот стиль привязанности, то он чувствует себя в безопасности рядом с близкими заботящимися о нём людьми. Если ребёнок расстроен или подвергся стрессу, он будет тянуться к своим родителям, искать у них поддержки. Этот стиль привязанности формируется, когда ребёнок знает, что он может рассчитывать на родителей, когда он плачет и ему плохо, что они успокоят его и позаботятся о нём. В этом случае ребёнок может использовать эту надёжную привязанность как безопасную базу, отталкиваясь от которой он будет чувствовать себя свободным исследовать окружающий его мир.

Второй стиль – небезопасная избегающая привязанность. Этот стиль формируется, если ребёнок не чувствует, что он может рассчитывать на своих родителей. Обычно это означает или то, что родителей физически нет рядом, когда ребёнку нужна поддержка, или в случае, если родители отвергают его или пренебрежительно относятся к его потребностям. Я хочу обратить внимание на то, что потребности имеются в виду не только и не столько физиологические, но и эмоциональные. Этот стиль привязанности можно наблюдать, когда ребёнок в стрессе, он расстроен, но он не ищет контакта с теми, кто о нём заботится. Или он не будет отдавать очевидного предпочтения своим родителям, а может искать утешения у совершенно незнакомого человека. Потому, что он толком не знает, кто о нём позаботится лучше.

Третий стиль привязанности – небезопасная противоречивая. Дети, у которых сформировался этот стиль привязанности, будут цепляться за своих родителей и чувствовать слишком сильную потребность в них. Когда мама приходит, чтобы успокоить такого ребёнка, он не успокаивается, он может отталкивать её. Некоторые дети могут даже ещё больше расстраиваться, когда мама приходит на помощь.

Четвёртый стиль – дезорганизованная привязанность. Дети, сформировавшие этот стиль привязанности, могут комбинировать разные модели поведения из предыдущих стилей. Этот стиль формируется в случае, если родители ведут себя противоречиво и непоследовательно. Иногда они могут быть поддерживающими и утешающими, а иногда – отвергающими и внушающими страх.

После того как мы рассмотрели разные стили привязанности, которые формируются в детстве, давайте посмотрим, что это значит для нас взрослых.

Исследования подтверждают связь ненадёжных стилей привязанности с большим количеством психологических проблем: посттравматическое расстройство, низкая самооценка, расстройства поведения, тревога и депрессия. Также ненадёжный стиль привязанности может привести к тому, что во взрослом возрасте человек не сможет строить и поддерживать близкие и безопасные отношения с окружающими его людьми.

Это значит, что большая часть всех психологических трудностей сейчас может быть связана с тем, какие отношения были у нас в детстве со значимыми взрослыми, а также с другими важными людьми на протяжении нашей жизни.

Поэтому если вы чувствуете, что у вас не получается справиться с трудностями в вашей жизни, особенно если вы замечаете, что одни и те же ситуации повторяются и не проходят сами по себе, это значит, что вам будет полезно поработать с психологом. Полезно вспомнить, какие отношения и травмы были у вас в детстве, попробовать найти взаимосвязи и закономерности с настоящим. Всем нам нужен кто-то, кто внимательно слушает нас, кто учит нас быть более бережным и поддерживающим для самого себя. Нам нужен кто-то, кто без оценки примет нас, кто-то, с кем мы можем выразить всё, что мы чувствуем. Этот опыт сам по себе может быть целебным.

Конечно, невозможно заново прожить детство и получить всё, что нам нужно было тогда, но возможно научиться получать заботу и поддержку от окружающих сейчас и, рано или поздно, научиться быть самому себе поддерживающим и безопасным взрослым.



Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Узнай Свой Стиль Привязанности в Близких Отношениях
  • Кто-то находит, кто-то теряет... Про ценность потери и страх привязанности
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • О том, что «мешает» нам жить и как с этим «бороться» (часть 2. Пристрастия и привязанности)
  • Когнитивный стиль, что это?
  • Долгожданный «Ангел» -  орущий «Монстр», или еще кое что  о привязанности.
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • Стиль жизни ожидание или что такое перекур
  • Влияние стилей привязанности на отношения (часть I).
  • Задачи психотерапии привязанности в диаде мать-ребёнок"
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Кто может быть загипнотизирован и что такое гипноз?
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Влияние типа привязанности на личные отношения во взрослом возрасте
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Что такое травма привязанности? Причины возникновения и симптомы. Записки_психотравматолога
  • Проективная идентификация, или может ли нас кто-то обидеть?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Что делать, если вас не "долюбили" в детстве. Кто сможет долюбить?
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.
  • Значение привязанности для человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь