Садизм — мазохизм, садомазохизм; sadism-masochism, sado-masochism

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 6638



Садизммазохизм, садомазохизм

Нем.: Sadismus — Masochismus, Sadomasochismus. — Франц.: sadisme — masochisme, sado-masochisme. — Англ.: sadism-masochism, sado-masochism. — Исп.: sadismo—masoquismo,   sado-masoquismo. —  Итал.:   sadismo — masochismo, sado-masochismo. — Португ.: sadismo — masoquismo, sado-masoquismo.

• Выражение, которое подчеркивает симметрию и взаимодополнительность двух разновидностей извращения — садизма и мазохнзма, а также представляет их как пару противоположностей, имеющую фундаментальное значение как в процессе развития, так и в конкретных проявлениях жизни влечений.

Именно в этом смысле термин "садомазохизм", обозначающий в сексологии смешанные формы обоих извращений, был заимствован психоанализом — во Франции, прежде всего, Д. Лагашем: этот термин подчеркивает взаимодействие обеих позиций как в межличностных конфликтах (господство — подчинение), так и в структуре личности (самонаказание).

В статьях о мазохизме и садизме обсуждаются основные терминологические вопросы; в данной же статье рассматривается лишь пара противоположностей садизм — мазохизм, а также отношение между этими двумя полюсами и его роль с точки зрения психоанализа.

Мысль о взаимосвязи между садизмом и мазохизмом как разновидностями извращения выдвинул уже Крафт-Эббинг. Фрейд впервые обратился к ней в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905), представляя садизм и мазохизм как разновидности одного и того же извращения, которое в различной форме (активной или же пассивной) и степени встречается у каждого индивида: "Садист — это всегда в то же время и мазохист, причем преобладание активной или же пассивной стороны этого извращения позволяет определить господствующую форму сексуальной активности" (1а).

В ходе дальнейшего развития идей Фрейда и психоаналитической мысли внимание все больше сосредоточивалось на двух моментах:

1) эти два термина столь тесно взаимосвязаны, что невозможно изучать порознь ни их возникновение, ни конкретные проявления садизма и мазохизма.

2) Значение этой пары противоположностей выходит далеко за пределы извращений: "Садизм и мазохизм занимают особое место среди других извращений, поскольку активность и пассивность, лежащие в их основе,— это всеобщие свойства сексуальной жизни" (1b).

*

Мысли Фрейда о возникновении садизма и мазохизма менялись в зависимости от пересмотра теории влечений. По поводу первой теории (она находит свое законченное выражение во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915)) обычно говорится, что садизм возникает раньше мазохизма и что мазохизм — это садизм, обращенный на себя. Фактически садизм понимается здесь как агрессия, направленная на другого человека, не учитывающая его страданий и не связанная с сексуальным удовольствием. "Как показывает психоанализ, причинение боли другому вовсе не составляет изначальной цели влечения. Ребенок-садист не отдает себе отчета в том, что он причиняет боль, и делает это непреднамеренно" (2а). То, что Фрейд называет в данном случае садизмом, свидетельствует скорее о влечении к овладению*.

Мазохизм — это не только обращение* на себя, но и одновременно превращение активности в пассивность. Лишь в связи с мазохизмом динамика влечений приобретает сексуальный смысл, и причинение страданий становится ее сутью: "... чувство боли, а также другие ощущения неудовольствия вызывают сексуальное возбуждение, порождая приятное состояние, ради которого субъект готов вытерпеть даже неудовольствие от боли" (2b). Фрейд вычленил два этапа такого обращения на себя: на первом субъект причиняет страдание самому себе, что особенно ярко проявляется при неврозе навязчивых состояний; на втором, или собственно мазохистском, этапе субъект ищет боли, причиняемой другим человеком. Иначе говоря, прежде чем перейти в страдательный залог, глагол “причинять” боль принимает возвратную форму (2с). Наконец, садизм в собственно сексуальном смысле слова предполагает новое преобразование мазохистской позиции.

В этих двух последовательных превращениях Фрейд подчеркивал роль (само)отождествления с другим в процессе фантазирования при мазохистской позиции: "... пассивное Я вставит себя в своих фантазиях на свое прежнее место, которое отныне отдано постороннему человеку" (2d). Подобно этому, "причинение боли другим людям позволяет садисту мазохистски наслаждаться ею, (само)отождествляясь с жертвой" (2f, a).

Любопытно, что сексуальность появляется в этом процессе одновременно с интерсубъективностью и фантазированием.

Хотя позднее Фрейд, сравнивая этот этап с последующим, утверждал, что вывел мазохизм из садизма, не допуская никакого первичного мазохизма, мы видим, однако, что если понимать мазохизм в собственном (т. е. сексуальном) смысле слова, тогда именно мазохизм окажется первичным и определяющим.

Вводя понятие влечения к смерти, Фрейд как раз и утверждал существование так называемого первичного мазохизма. Он полагал, что на первой, мифической, стадии влечение к смерти целиком обращено на самого субъекта, однако это покамест не был первичный мазохизм в его фрейдовском понимании. Задачей либидо является обращение влечения к смерти главным образом на внешний мир: "Часть этого влечения подчинена сексуальному влечению и играет важную роль в его удовлетворении. Это садизм в собственном смысле слова. Другая его часть не присутствует в такой экстериоризации: она остается внутри организма и посредством сексуального возбуждения достигает либидинальной связанности. Это и есть первичный, или эрогенный, мазохизм" (3а).

Если не углубляться в терминологические неувязки, вполне осознаваемые и самим Фрейдом (Зb), то окажется, что первичное состояние — с направленным на самого индивида влечением к смерти — не соответствует ни мазохистской, ни садистской позиции.

Связывая себя с либидо, влечение к смерти единым махом расщепляется на садизм и мазохизм. Кстати, садизм и сам в свою очередь может обернуться против субъекта, "в виде вторичного мазохизма, добавленного к первичному" (3с).

*

Фрейд описал роль садизма и мазохизма на различных стадиях детской либидинальной организации. Прежде всего Фрейд усматривает их действие на анально-садической*, но также и на других стадиях (см.: Стадия орально-садическая; Каннибализм; Соединение — Разъединение). Как известно, Фрейд считал пару противоположностей активность — пассивность*, которая воплощается, прежде всего, в противоположности садизма и мазохизма, одним из главных полюсов сексуальной жизни субъекта: она разветвляется далее на фаллическое — кастрированное, мужское — женское.

Фрейд открыл и внутрисубъектную роль садизма — мазохизма: она проявляется главным образом в диалектике противопоставления между садистским Сверх-Я и мазохистским Я (3,4).

*

Фрейд обратил внимание на взаимодействие садизма и мазохизма не только в явных извращениях; он отметил взаимообратимость этих позиций в фантазиях и во внутрисубъектных конфликтах. Вслед за Фрейдом Д. Лагаш видел в садомазохизме стержень межсубъектных отношений. Психический конфликт и главная его разновидность — Эдипов конфликт — это конфликт запросов (см.: Конфликт): "Позиция запрашивающего—это потенциально позиция преследуемого — преследующего, поскольку сам запрос необходимо предполагает садомазохистские отношения типа господство—подчинение, которые скрыто присутствуют при любом вмешательстве инстанции власти" (5).

а) О структуре взаимодействий между садизмом и мазохизмом см. "Ребенка бьют" (Ein Kind wird geschlagen, 1914).

б) О роли понятия "садомазохизм" в концепции Д. Лагаша см. в тексте, упомянутом в (5).

(1) Freud (S.). a) G.W., V, 59; S.E., VII, 159. — b) Добавл. в 1915 г.: G.W., V, 58; S.E., VII, 159; франц., 45.

(2) Freud (S.). a) G.W., X, 221; S.E., XIV, 128; франц., 46. — b) G.W., X, 221; S.E., XIV, 128; франц., 46. — с) Cf. G.W., X, 221; S.E., XIV, 128; франц., 129; франц 46.

(3) Freud (S.). Das okonomische Problem des Masochismus, 1924. a) G.W., XIII, 376; S.E., XIX, 163—164; франц., 216. — b) Cf. G.W., XIII, 377; S.E., XIX, 164; франц., 217. — с) G.W., XIII, 377; S.E., XIX, 164; франц., 217. — d) Cf. Passim.

(4) Cf. Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. Глава V: G.W., XIII, 277—289; S.E., XIX, 48—59; франц., 205— 218.

(5) Lagache (D.). Situation de l'agressivite. In: Bull. Psycho., XIV, 1, I960, 99-112.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.  Словарь по психоанализу




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мазохизм; masochism
  • Садизм; sadism
  • Пара противоположностей; pair of opposites
  • Влечение к разрушению
  • Догенитальный; pregenital
  • Активность—пассивность
  • Замещение; substitute
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • Аллоэротизм
  • Влечение к агрессии
  • Интериоризация
  • Восприятие-сознание (вс-сз); perception-consciousness
  • Амнезия инфантильная
  • Бегство в болезнь
  • Деформация (сна); distortion
  • Давление (влечений); pressure
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Танатос; Thanatos
  • Влечение к овладению
  • Афанизис
  • Садо-мазохизм; sado-masochism
  • Автопластический — аллопластический; autoplastique — alloplastique
  • Идеализация; idealisacion
  • Потребность в наказании; need for punishment
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Инстанция; instancia
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Возврат вытесненного
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Воображаемое; imaginary
  • Влечения к жизни
  • Влечение частичное
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido
  • Эрогенный; erogenic или erotogenic
  • Принцип нирваны; Nirvana principle
  • Истерия неотреагированная; retention hysteria
  • Влечение сексуальное
  • Бисексуальность
  • Испуг; fright
  • Импульс влечения; instinctual impulse
  • Эгоизм; egoism
  • Влечения к самосохранению
  • Застой либидинальный; damming up of the libido
  • Аппарат психический
  • Эрогенность; erogeneity или erogenicity
  • Сверхнагрузка; hypercathexis
  • (Само) отождествление первичное; primary identification
  • Беспомощности (состояние)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь