загрузка...

Влечения к жизни

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1566



     Влечения к жизни
     Нем.: Lebenstriebe. — Франц.: pulsions de vie. — Англ.: life instincts. — Исп.: instintos de vida. — Итал.: istinti или pulsioni di vita. — Португ.: impulsos или pulsoes de vida.
     • Большая группа влечений, противопоставляемых в последней теории Фрейда влечениям к смерти. Они тяготеют к образованию и поддержанию более крупных единств. Влечения к жизни, обозначаемые также термином "Эрос", — это не только сексуальные влечения в собственном смысле слова, но и влечения к самосохранению.
     • Именно в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920) Фрейд ввел то мощное противопоставление между влечениями к смерти и влечениями к жизни, которое отныне постоянно присутствовало в его творчестве. Влечения к смерти направлены на разрушение живых организмов, на полное устранение напряжений, они устремлены к некоему, так сказать, неорганическому состоянию полного покоя. Влечения к жизни направлены не только на сохранение уже существующих живых организмов, но и на создание на их основе более крупных единств. Таким образом, даже на клеточном уровне существует тенденция к созданию и сохранению связи между частями живой субстанции" (1а). Эта тенденция обнаруживается в индивидуальных организмах, стремящихся сохранить свою целостность и свое существование (влечения к самосохранению, нарциссическое либидо). Сексуальность в своих явных формах выступает как основа связи (связи индивидов при половом акте, связи гамет при оплодотворении).
     Чтобы понять, что имел в виду Фрейд под влечениями к жизни, лучше всего рассматривать их по контрасту с влечениями к смерти: эти два противоположных типа влечений, или два начала, предстают в физическом мире (притяжение — отталкивание) как основа жизни (анаболизм — катаболизм).
     Этот новый дуализм влечений порождает ряд проблем:
     1) введенное Фрейдом понятие влечения к смерти было связано с размышлениями о сущности влечения как такового — о возврате к предшествующему состоянию. В эволюционистской перспективе, к которой явно склонялся Фрейд, эта регрессивная тенденция может быть направлена лишь на восстановление менее дифференцированных и менее организованных форм, лишенных, в конечном счете, даже энергетических различий. Эта тенденция выражается, прежде всего, влечением к смерти; напротив, влечение к жизни определяется противонаправленным движением к установлению и поддержанию наиболее дифференцированных и организованных форм, постоянством и даже увеличением энергетических различий между организмом и средой. Фрейд признавался, что не может показать, что именно делает влечения к жизни разновидностью влечения как такового с его консервативностью и даже регрессивной направленностью. "К Эросу (любовному влечению) мы не можем подойти с той же меркой: это означало бы, что живая субстанция, которая поначалу сложилась в единство, затем разложившееся, ныне вновь стремится образовать единство" (2а). И потому Фрейд обратился к мифу, рассказанному Аристофаном в Платоновом "Пире": согласно этому мифу, сексуальная связь восстанавливает утраченное единство существа, которое поначалу, до разделения полов, было андрогинным" (1b).
     2) На уровне принципов функционирования психики сообразно с двумя главными группами влечений вновь возникает та же противоположность и та же сложность: принцип Нирваны, соответствующий влечениям к смерти, определен достаточно четко, а вот принцип удовольствия (и в измененном виде — принцип реальности) как представитель влечений к жизни с трудом поддается вычленению на уровне экономики, так что Фрейд дает ему новое "качественное" определение (см.: Принцип удовольствия, Принцип постоянства).
     Согласно последним формулировкам Фрейда ("Очерк психоанализа" [Abriss der Psychoanalyse], 1938), в основе влечений к жизни лежит принцип связывания. "Эрос — это связь; цель его — создавать и сохранять все более крупные единства, тогда как цель влечения к смерти, наоборот, — в том, чтобы разрывать связи и тем самым разрушать предметы" (2b).
Как мы видим, на уровне экономики влечения к жизни тоже плохо согласуются с энергетической моделью влечения как тендеции к устранению напряжений. Подчас (3) Фрейд даже противопоставлял Эрос другим влечениям с присущим им консерватизмом.
     3) Наконец, увидев во влечениях к жизни то, что он ранее называл сексуальным влечением, Фрейд задумался о том, не связано ли это с переменой места сексуальности в дуальной структуре, В главных парах противоположностей у Фрейда (свободная энергия — связанная энергия, первичный процесс — вторичный процесс, принцип удовольствия — принцип реальности, а также в "Наброске научной психологии" [Entwurf einer Psychologie, 1895] принцип инерции — принцип постоянства) сексуальность как разрушительная сила соотносилась скорее с первьми терминами. C возникновением нового дуализма влечений "первичной", "демонической" силой, основой всякого влечения стало именно влечение к смерти, тогда как сексуальность парадоксальным образом превратилась в объединяющую силу.
     (1) Freud (S.). a) G.W., XIII, 66, n.; S.E., XVIII, 60, n.; франц., 70, n. —b) Cf. G.W., XIII, 62—63; S.E., XVIII, 57—58; франц., 66—67.
     (2) Freud (S.). Abriss der Psychoanalyse, 1938. — a) G.W., XVII, 71; S.E., XXIII, 149; франц. 8. — b) G.W., XVII, 71; S.E., XXIII, 148; франц., 8.
     (3) Cf. Freud (S.). Das Unbehagen in der Kultur, 1930. G.W., XIV, 477, n.; S.E., XXII, 118, n.2; франц., 54, n.2.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Влечение к агрессии
  • Влечение к разрушению
  • Влечения к самосохранению
  • Танатос; Thanatos
  • Догенитальный; pregenital
  • Давление (влечений); pressure
  • Эрос
  • Влечение сексуальное
  • Импульс влечения; instinctual impulse
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Принцип нирваны; Nirvana principle
  • Влечения Я
  • Влечение частичное
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Пара противоположностей; pair of opposites
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Активность—пассивность
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • Я-сообразный; egosyntonic
  • Аллоэротизм
  • Замещение; substitute
  • Источник влечения; source of the instinct
  • Торможение перед целью; aim-inhibited
  • Аппарат психический
  • Влечения к смерти
  • Бегство в болезнь
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Восприятие-сознание (вс-сз); perception-consciousness
  • Амнезия инфантильная
  • Примыкание; anaclisis
  • Репрезентация (-top) влечения (а)
  • Деформация (сна); distortion
  • Сумма возбуждения; sum of excitation
  • Влечение
  • Действие специфическое; specific action
  • Либидо
  • Возврат вытесненного
  • Афанизис
  • Цель (влечения); aim (instinctual aim)
  • Интериоризация
  • Инстанция; instancia
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Конфликт психический; psychical conflict
  • Влечение к овладению
  • Сверхнагрузка; hypercathexis
  • Репрезентация (-top) психическая (ий) (а); psychical representative
  • Инстинкт; instinct
  • Организация либидо; organization of the libido
  • Пролагание пути; facilitation



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь