Психология познавательного процесса



2 страница


чает как центральный коммутирующий блок, который служит  

для извлечения из долговременной памяти информации, необхо-  

димой для осуществления различных сенсорных, интеллектуаль-  

ных и моторно-речевых операций, а также для передачи в дол-  

говременную память информации о результатах деятельности.  

 

Таким образом, единство саморегулирующейся системы деятельности че-  

ловека обусловлено прежде псего функциями памяти. Осуществляя свои  

специфические функции, нее сенсорные" интеллектуальные ц моторные опера-  

ции в то же время поочередно скя.чаны с мнемичсским блоком и посредством  

!ITO связаны между couoii к единый контур сложной функциональной систе-  

мы. В иерархической структуре целенаправленной деятельности человека па-  

..т, следует pacciai[)iiii;iTi> как базовую функниональную систему,  

 

в которую сенсорные, интеллектуальные и моторные функции включены как  

звенья, осуществляющие различные уровни преобразования информации в со-  

ответствии с содержанием стоящих перед субъектом задач.  

 

Естественно, что представленная структурно-функциональная модель  

и входящие в нее блоки и операции, как и само понятие <блока>, не вполне  

соответствуют реальной природе психических процессов и операций, образу-  

ющих структуру человеческой деятельности. Для этих реальных операций  

характерны не только последовательность во времени, но и параллельность,  

одновременность, повторяемость за счет наличия внутренних частных кон-  

туров обратных связей и т. п. С этим обстоятельством связана, в частности,  

методическая трудность определения четких временных интервалов протекь-  

ння отдельных операций- мнемических, сенсорных, интеллектуальных. Одна-  

кс построение функциональных моделей на основе экспериментальных данных  

остается пока что важнейшим эвристически> методом, позволяющим выявить  

продуктивную организующую роль памяти в осуществлении целенаправлен-  

ной деятельности человека.  

 

Список литературы: 1. Анохин П. К. Кибернетика и интегративная деятель-  

ность мозга. - Вопросы психологии, 1966, № 3, с. 7-11. 2. Бочарова С. IS.  

Структурно-функциональная характеристика и модель памяти человека-опе-  

ратора. Проблемы инженерной психологии. - Материалы Всссоюз. коиф. i".  

инженерной психол. Психологич. и психофнзиологич. характеристики деятель-  

ности оператора.-М.: Наука, 1979, вып. 11, с. 36-40. 3. Зинченю В. П. Про-  

дуктивное восприятие.-Вопросы психологии, 1971, Л> 6, с. 9-13. 4. Спер-  

линг Дж. Модель зрительной памяти. Инженерная психология за рубе-  

жом. - М.: Паука, 1967. 96 с. b.Broadbent D. E. Perception and Communica-  

tion. - New York, 1958.-110 p.  

 

Поступила в редколлегию 28.11.80.  

 

УДК 15.370.153  

 

Г. К. СЕРЕДА, канд. психол. наук  

 

ПАМЯТЬ КАК МЕХАНИЗМ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА  

 

Нами получены данные о закономерной зависимости различных характе-  

ристик памяти ог организации смежных действий [4], что послужило осно-  

ванием для выделения наиболее общего условия высокой продуктивности за-  

поминания. В качестве этого условия выступила организация такой системы  

взаимосвязанных действий с материалом, в которой содержание цели каж-  

дого предшествующего действия становится средством (способом) осуществ-  

ления последующего действия [2].  

 

Мы исходили из того, что высокая продуктивность запоминания в усло-  

виях любой деятельности (познавательной, практической, мнемической) мо-  

жет рассматриваться как показатель наиболее полного проявления определя-  

ющих закономерностей памяти, выявление и анализ соответствующих условий  

деятельности и ость путь, ведущий к установлению этих закономерностей.  

 

На основе теоретического анализа соответствующих результатов была  

сформулирована гипотеза о том, что определяющая функция (закон функ-  

ционирования) человеческой памяти состоит в организации индивидуального  

оныга в систему, назначение которой - интеграция прошлого для програм-  

мирования и реализации предстоящего (будущего) [51.  

 

Дальнейшие исследования были направлены на изучение психологических  

механизмов этой интеграции. В качестве основного системообразующего фак-  

тора мы с самого начала рассматривали <ориентацию на .будущее> [б]. Этим  

определялась принципиальная особенность методической стратегии исследо-  

вания: она предполагала организацию в эксперименте не отдельных изолиро-  

 

10  

 

вапчых деиствнп испытуемого с материалом, а некоторой последователь-  

ности смежных действии, где предшествующие и последующие элементы бы-  

1И по-разному связаны между собой. Задача состояла в том, чтобы изучить,  

как реализуется детерминирующая функция основного системсюбразующего  

фактора на различных уровнях организации элементов опыта в систему.  

 

В исследованиях, связанных с изучением проблемы <память и обучение>  

был выявлен общий принцип рациональной организации учебно-познаватель-  

;ioii деятельности, обеспечивающей высокую продуктивность запоминания.  

Мы назвали его принципом <стратегической ориентировки в материале>. Этот  

принцип предполагает наличие у обучаемого предваряющего общего пред-  

егавлення о конечном результате всего ряда выполняемых действий еще до  

осуществления каждого из них. В обучающем эксперименте данный принцип  

реализовался путем постановки так называемой <стратегической задачи>.  

Па самых начальных этапах работы с новым материалом в условиях систе-  

матического экспериментального обучения нами широко применялись страте-  

гические задачи так называемого практического типа.  

 

Эти задачи предшествовали собственно учебным ситуациям и способство-  

вали осмысливанию последующих учебных задач путем соотнесения их  

с практическими жизненными задачами или путем прямого выведения учеб-  

ных ситуаций из жизненных. Так, специальная система учебных задач по  

табличному умножению предварялась стратегической задачей типа: <Изме-  

рить длину классной комнаты с помощью спички>. Неадеквантность этой  

задачи с практической точки зрения (слишком большое измеряется слишком  

малым) побуждала к поиску более рационального способа измерения (напри-  

мер, к выбору большей <мерки>, представляющей собой группу исходных ме-  

рок-единиц).  

 

На этом практическом уровне фактически уже задавались основные отно-  

шения будущей системы понятий: мерка (множимое), число мерок (множи-  

тель), результат (произведение), а также функциональные зависимости соот-  

нстствующих величин. Так что последующая работа над табличным блоком  

представлялась уже вполне осмысленной и целесообразной: умножение вы-  

ступала как рациональное математическое действие по определению числовой  

.характеристики величины путем соотнесен-ия двух мерок.  

 

Специальной системе собственно <табличных> задач предшествовала стра-  

тегическая задача уже другого, теоретического типа, например: <Как бу-  

дут изменяться все произведения в табличном блоке, если число мерок с каж-  

дым разом будет увеличиваться на одну?> Последующее выполнение соот-  

ветствующей специально разработанной нами системы частных задач обеспечи-  

вало в итоге высокопродуктивное запоминание материала табличного умно-  

жения в самом процессе его усвоения, без всякого заучивания [б].  

 

Принцип организации системы действий с предваряющей их стратегичес-  

кой задачей позднее был широко использован нами в исследованиях лабора-  

торного типа, направленных на изучение психологической природы памяти,  

<;с различных форм (произвольной и непроизвольной, кратковременной и дол-  

говременной памяти) и проявлений (например, таких специфических мнемн-  

чсских эффектов, как интерференция, реминисценция и др.).  

 

При анализе результатов всех этих исследований отчетливо выступило по-  

ложение о том, что в основе организации элементов опыта в систему лежит  

. тношсние более частного к более общему, более близкого к более отдален-  

ному, текущего к предстоящему, прошлого к настоящему, настоящего к бу-  

дущему. При этом детерминация процесса (сама программа мнсмичсской се-  

.1"кцин материала) идет всегда сверху (от будущего), задается мотивацион-  

.io-смысловыми установками на предстоящее. Мы назвали такую установку  

г <целевой>, а <темпоральной> или <футурогенной> (буквально - времен-  

ной установкой на будущее), имея и виду ориентацию на то, что <ждет впе-  

реди>, но, в отличие от цели, выходит за пределы достигаемого в самом  

данном действии.  

 

Согласно нашим представлениям, такая выходящая за пределы непосред-  

-. пенно осуществляемого действия стратегическая цель побуждает  

 

11




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 879
Категория: Общая психология, Педагогическая психология


Другие новости по теме:

  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 4 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 3 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 22 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 1 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 23 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 24 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 25 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 5 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 6 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 7 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 21 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 20 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 19 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 18 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 17 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 16 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 15 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 14 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 13 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 12 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 11 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 10 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь