Психология познавательного процесса



1 страница


МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО  

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УССР  

 

ВЕСТНИК  

 

ХАРЬКОВСКОГО  

 

УНИВЕРСИТЕТА  

 

I  

 

№ 224  

 

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ  

 

Основан в 1967 г.  

 

ХАРЬКОВ  

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРИ ХАРЬКОВСКОМ  

ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.  

ИЗДАТЕЛЬСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ  

>ВИЩА ШКОЛА>  

1982  

 

УДК 15.370  

 

Психология познавательных процессов. Вести. Харьк.  

ун-та, № 224 - Харьков: Вища школа. Изд-во при  

Харьк. ун-те, 1982.-65 с.  

 

В вестнике приводятся результаты теоретических  

и экспериментальных разработок проблем памяти  

и обучения, а также данные исследовании в области  

психологии памяти, психологии экспериментального  

школьного и вузовского обучения, некоторых погра-  

ничных проблем.  

 

Для специалистов в области общей, педагогической  

и инженерной психологии.  

 

Редакционная коллегия: Г. К. Середа (отв. ред.),  

Е. В. Заика (отв. секр.), Н. А. Густяков.  

 

Печатается по решению Ученого Совета биологичес-  

кого факультета Харьковского университета (протокол  

№ 11 от 20 декабря 1980 г.).  

 

Адрес редакционной коллегии: 310077. Харьков-77,  

пл. Джсржннского, 4, университет, ка4)едра психологии,  

тел. 40-14-53.  

 

Редакция естественнонаучной литературы  

 

c Харьковский государственный  

университет, 1982  

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПАМЯТИ  

 

Системный подход к изучению памяти позволяет перейти от  

отдельных аспектов ее функционирования, раскрытых традици-  

| иными методами психологических исследований, к пониманию  

процессов памяти как сложной саморегулирующей системы,  

к комплексной оценке количественных и качественных ее харак-  

теристик. На этой основе можно построить структурно-функцио-  

нальные модели памяти, отражающие состав, последователь-  

ность и взаимодействие всех образующих ее операций.  

 

S.".  

 

Канал с ограниченной  

пропускной -  

способностью  

>-  

 

(Р-система)  

 

Эффекторы (выход)  

 

t t t  

Система с изменяю-  

щимся выходом  

 

t  

Хранение минувших  

 

событий  

 

и  

 

Рис. 1. Функциональная схема кратковременной памяти (Д. Бродбент, 1958)  

 

Использование методических приемов, позволяющих регис-  

трировать работу кратковременной памяти в течение десятых  

и сотых долей секунды, показало, что процессы кратковремен-  

ной памяти, субъективно воспринимаемые как мгновенные акты,  

и действительности являются сложной системой операций по  

преобразованию сигналов, поступающих на сенсорный вход  

оловека. Одна из первых функциональных моделей памяти  

ыла представлена Д. Бродбентом [5]. В ней выделено два ос-  

;:o!iiibix блока памяти: кратковременного и долговременного  

хранения (рис. 1).  

 

Развивая теорию фильтра, Бродбент связывает систему  

гратковремснного храпения (S-снстему) с функцией отбора по-  

ступающей извне информации. Эксперименты Дж. Сперлинга  

позволили разделить память на три этапа: зрительная кратко-  

временная память, сохраняющая полный образ только что про-  

исшедших событий; <непосредственная> или промежуточная  

кратковременная память, которая содержит ту ограниченную  

информацию, которую человек в состоянии извлечь из быстро  

разрушающегося сенсорного образа; долговечная память с счет,  

большой емкостью [4].  

 

В модели Стерлинга (рис. 2) отражены операции, гипотети-  

.секи представляющие процессы переработки информации  

в кратковременной памяти: зрительная кратковременная па-  

:;ть (ЗКП) как функция сетчатки глаза: сканирование (счи-  

тывание) информации с сетчатки; буферная память узнавания,  

 

Рис. 2. .Модель кратковременной памяти >,Дж. Сперлннг, 1966)  

 

где строится программа моторных инструкций; блок повторения,  

связанный с внутренней речью; слуховая память, где информа-  

ция преобразуется в звуковую форму и хранится до начала от-  

ветной реакции, реализующей моторную программу.  

 

Соединяя микроструктурный анализ с генетическим подхо-  

дом к этой проблеме, В. П. 3инченко [3] рассматривает псе  

функциональные блоки кратковременной памяти как этапы прс-  

 

J__L  

О пер а,"!.иск  

 

["мгогмй"-, oSpaSHO-fiOHusnmya-  

[WRJWWT уодй модель  

 

:. 3. Функциональная блок-схема преобразований входной информации  

"в кратковременной памяти (В. И. Зннчепко, 1971)  

 

образования внешней стимуляции в сложный образ. В предло-  

женной им блок-схеме выделены два дополнительных блока,  

имеющих непосредственное отношение к проблеме порождения  

образа: <блок-манипулятор>, расположенный между блоками  

.:|;!!!пння н повторения, <блок ссмантическо!"! обработки>, ко-  

юрый так-ке расположен черед блоком повторения и обеспечи-  

вает преобразование исходной зрительной стимуляции в опера-  

тивные смысловые единицы восприятия и памяти (рис. 3).  

 

Рассмотренные модели позволили выявить микроструктуру  

"атковременной памяти, а также некоторые аспекты ее свя-  

i с долговременной памятью. Однако имеющиеся модели еще  

,. раскрывают взаимодействия всех функциональных уровней  

;;мят;1 с другими психическими функциями в целостной струк-  

 

-,е целенаправленной деятельности человека. Поэтому вопи-  

JCT необходимость отражения взаимодействия всех уровней р;-  

 

.;ы памяти с другими структурными компонентами деятельнос-  

; человека: сенсорными, интеллектуальными и моторными.  

 

: ешение этой задачи требует перехода от изучения отдельных  

лерацнй, входящих в структуру памяти, к уровню ее ана,;::-;.  

 

.:;IK целостной функциональной системы [I]. Принципы талого  

 

.:,рехода рассмотрены в работе [2].  

 

В проведенных нами экспериментах изучалась структура  

еятельности человека-оператора при обнаружении визуальных  

риалов [2]. Цель деятельности испытуемых в эксперименте-  

"..наружение, опознание, классификация световых сигналов, i;i: -  

 

- .яющихся на экране, и измерение их координат. Общее времч  

:,ятельности испытуемых определялось с учетом функциональ-  

ной нагрузки всех составляющих ее сенсорных, мнемических,  

интеллектуальных и моторно-речевы.х операций. На основе по-  

лученных результатов была построена структурно-функциональ-  

ная модель, которая отражает состав, последовательность и вза-  

имодействие всех операций, осуществляющих преобразования  

визуальной информации в промежутке между ее поступлением  

::а сенсорный вход и ответными действиями субъекта, а также  

направление обратных связей, передающих информацию о про-  

межуточных и конечных результатах каждого действия и дея-  

тельности в целом. Данная модель отражает активный характер  

взаимодействия человека с источником информации, показывая  

возможные изменения функциональной нагрузки и пропускной  

 

-пособности отдельных этапов действия в связи с трудность;.)  

.адач. Эти изменения в наших опытах проявлялись в показате-  

лях безошибочности if" быстродействия отдельных операций  

 

деятельности в целом. В структуре данного вида деятельиос-  

:[, как показывает модель, можно выделить четыре основных  

 

-блока>: мнемический, сенсорный, интеллектуальный и мотор-  

ный, каждый из которых представляет собой определенную  

 

-стсму операций (рис. 4).  

 

1. Мнемический блок, включает работу долговременной памя-  

;; (ДП) и оперативной кратковременной памяти (КП), нераз-  

рывно взаимосвязанных, но обладающих специфическими  

г-рсмсннымн и функциональными характеристиками. Дол-  

| .жрсмеиная память обеспечивает хранение ии.ювого и ин-  

дивидуального приобретенного опыта субъекта. В ней сохраня-  

ются усвоенные в процессе обучения образы объектов, стерео-  

типы движений, мотивационные установки поведения, алфавиты  

сигналов, принципы отбора н ориентиры поиска релевантной  

 

 

 

сеисор-И коин-Сками--> Узнава--и-  

- ная па--> ческая-+ роBaisiicние  

м;|ПЪпамять  

1234  

- с[opsт-.Мат1-Смыс-Повто  

Fзовани- I! V.I Я- ловаяренне  

iipo-тор0бра-  

iраммUотка  

?.отоз-/  

ныхПН  

сrpvn  

ци и  

06iи  

Г-Сенссурный-1  

бiflO К  

П о и с fн7"  

Cusчал  

ViiflCC!  

-4-3 К ПI  

:ХиллпР  

J  

Цели Мотивы (| Эталоны<с; аt-iОбраз целиГ~-JИнт И0eеллентуальный блокчтисринаци.я  

Поды с. Способыiu.

декодиро- банияg1иХранение-- -Кпи-Г1Г~-CUQ.J.JH!iiift  

ч КонцЕпту-cuQСтиранЦС-ггз=-  

i с; альнысследаi  

,- мсдели с5ъеь;:г.об01Грогнои--.-i-L1есиения , ~A.EIZ"  

с-Е; Cmepecrriu-nbi йби ..не-0Ц.:>:рованис?-"Ир со?,л?,.?л-с ~1 ейст/Лия  

нииi,  

AO/TW/LJHti/Ц ---- - ---...-"-".Jг-1  

б л аН  

|Метopt10С LАИзмерение координат1г}  

LiTf". FI  

DАЗапись}--  

ч1 "Ц Чр- деиелcmiic vбие ГЛ-УстноеI --  

сообщение  

L--J  

. . Структурнo-ф)ПКЦlOlia.lbIL1ЯМОД(.ЛЬпамяти (С. П. Воi;ро:|, 1977)  

 

информации. Время хранения информации в ДП человека прак-  

тически не ограничено, ее объем определяется средней величи-  

ной 1015 б"10 Посредством оперативной кратковременной па-  

мяти ДП осуществляет постоянную связь со всеми другими  

функциональными блоками деятельности субъекта.  

 

Оперативная краткопременная память выполняет отбор  

,i ввод информации в долговременную память. Эта информация  

.хранится в К,П несколько секунд или минут, необходимых для  

ее использования в решении конкретных задач. Образы долго-  

временной памяти выступают как системы интериоризованных  

операций, лежащих в основе программ предстоящих действий.  

Эти программы актуализируются посредством оперативной КП,  

включающей необходимую дозу информации из ДП в процесс  

решения актуальных познавательных или практических задач.  

Информация о промежуточных результатах деятельности цирку-  

лирует только в пределах оперативной 1<П п затем стирается,  

информация о конкретных результатах поступает в долговремен-  

чую память для более продолжительного храпения. Объем опе-  

ративной КП определяется в пределах/-+2 (<закона Миллера>),  

однако практически ее пропускная способность может быть уве-  

личена вследствие рациональной организации предъявляемых  

сигналов и усвоения субъектом приемов их переработки, сохра-  

няемых в его долговременной памяти. Оперативная КП функци-  

онирует весь период протекания любого действия, включаясь  

i)o все операции, поэтому общее время ее работы равно сумме  

лсех временных интервалов каждой из операций, образующих  

.действие: iov,n=ti+ti...tn-  

 

Реализуя указанные представления о структуре, функциях  

и взаимосвязи кратковременной оперативной и долговременной  

памяти, мы изображаем динамику всех других блоков преобра-  

зования входной информации на фоне непосредственной связи  

каждого из них с долговременной и кратковременной памятью,  

выступающими в роли стимуляторов, мотивационно санкциони-  

рующих каждую операцию, и регистраторов, фиксирующих ее  

результат.  

 

2. Сенсорный блок в условиях изучаемого нами вида дея-  

тельности включает несколько операций: поиск, обнаружение,  

зрительную фиксацию и отбор (фильтрацию) поступающей  

информации. Зрительная фиксация, или сенсорная (иконичес-  

:<ая) намять, есть функция сетчатки глаза, обладающая способ-  

ностью сохранять очень большой объем информации в течение  

очень непродолжительного промежутка времени (от 0,050 до  

1,0 с). В течение этого времени зрительная память осуществля-  

ет отбор входной информации в связи с инструкциями, храня-  

щимися в долговременной памяти субъекта.  

 

3. Интеллектуальный блок модели включает следующие опе-  

рации: идентификацию, опознание, классификацию, принятие  

решения и прогнозирования, построение программы действия.  

 

Все указанные операции образуют в совокупности процесс инт?-  

риоризованной переработки информации и осуществляются  

в минимальные временные интервалы (0,050 с). В иерархичес-  

кой структуре ансамбля психических функций интеллектуаль-  

ный блок выступает как наиболее сложный этан переработки  

информации в условиях высокой неопределенности. Функцио-  

нирование этого блока обеспечивает создание мнемо-когиитгв-  

ных сетей в процессах хранения и поиска информации. Интел-  

лектуальный блок может редуцироваться при снижении и;л;",-  

деленности ситуации и при автоматизации действий.  

 

4. Моторный блок включает речемоторныс операции, которое  

в экстерооризованном плане завершают действие в соответствии  

с поставленной целью и принятым решением. Информация о ре-  

зультатах каждого действия поступает по линии обратной связи  

в мнемический блок, который во взаимодействии с интеллекту-  

альным и сенсорным блоками выполняет функцию <акцептора  

действия>, сопоставляя сохраняемый в оперативной и долго-  

временной памяти образ цели с полученным результатом. Такгм  

путем осуществляется акт самоконтроля и действие либо за-  

канчивается, либо совершается повторно, пока цель не будет  

достигнута. <  

 

Внешнее действие протекает в иной модальности, чем интс-  

риоризованные сенсорные и интеллектуальные операции, и зан;-  

мает значительно более длительные периоды времени. Среднее  

время наведения визира на объект в наших опытах составлял;  

 

2 с. Время осуществления речемоторных операций остается ста-  

бильным на всех обзорах.  

 

В реальной деятельности не все указанные в нашей моде.::::  

 

операции по переработке зрительной информации проявляют; л  

в указанном составе и последовательности. В зависимости от ц>  

лсй деятельности, сложности задач, условий индикации итренир >  

ваиности человека изменяется, т. е. усложняется или упроща-  

ется, операционная структура каждого блока и вследствие этог  

изменяются временные периоды протекания действия. В паи? ;  

 

опытах ирн повторных обзорах общее время действия сокрап ;-  

лось путем выключения отдельных операций, сенсорных ц инт, :-  

лсктуальных. Так, если на первом обзоре общее время этих си,;  

 

раций составляло в среднем 1,500 с, то на втором и третьем об-  

зорах оно сокращалось, составляя 0,700-0,650 с, приближаясь  

к времени простой зрительной сенсомоторной реакции.  

 

Представленная нами структурно-функциональная модель яг,-  

лястся универсальной для деятельности данного вида, паириму-;)  

..я деятельности операторов-наблюдателей разных уровнен, т  

как изменение характера оперативных задач вызывает лишь с. -  

щеиие нагрузки на одни функциональные блоки (операции) .;  

счет редуцирования н выключения других. Так, у оператор  

г, режиме слежения основная нагрузка падает на сенсорш..  

блок, у оператора-диспетчера возрастает нагрузка на интелл;ч:-  

 

ТУПЛЬНЫЙ блок и т. п. При повторных,-обзорах экрана ЭЛТ  

происходит автоматизация действия, при которой сигнал пдсч  

юспедствепно из сенсорного блока, минуя интеллектуальны!".  

",::,сз канал оперативной памяти на моторный выход. Таким о-  

iJ.jOM, происходит рациональная перестройка, адаптация и c.-i-  

(|;)СГУЛЯЦИЯ деятельности.  

 

Изучение информацпонно-преоб;разующих операции в цело-  

стной структуре деятельности человека показывает, в частнос-  

;, что имеющее место в <теории действий> противопоставление  

. :;сшиих (экстсрооризованных) и внутренних (интериоризозан-  

i;b!x) действий, а также представление об их взаимопереходс  

i/K. Пиаже и др.) в процессе обучения не является вполне осо-  

с:;ованным ц требует пересмотра на основе системного аналИза  

и построения моделей конкретных целостных актов деятельнос-  

т;!. Анализ структурно-функциональных моделей наглядно СБИ-  

.тельствует о том, что всякое действие включает в свою струк-  

/ру последовательность янтериоризованиых и экстерооризо-  

,(знных операций, образующих единую саморегулирующуюся  

систему. Поэтому можно говорить лишь об изменении С1рукг."-  

ры деятельности за счет изменения состава, последовательности  

;i доминирования экстерооризованных или интериоризовапных  

операций, которое обусловлено уровнем развития, обученности  

субъекта и характером поставленных перед ним теоретических  

или практических задач.  

 

Представленная структурно-функциональная модель пока-  

зывает, что память человека не проявляется как изолированная  

.функция, она всегда включена в целостную деятельность, вза-  

имодействует со всеми ее компонентами. В структуре всякой  

деятельности память представлена тремя взаимосвязанными  

уровнями: долговременной памятью, оперативной кратко-  

временной памятью, сенсорной (зрительной) памятью.  

 

Долговременная память выступает как базовый блок дея-  

тельности человека. Субъект, активизируя хранящиеся в долго-  

временной памяти образы-эталоны, представления цели и моти-  

"ацнонпые установки, целенаправленно осуществляет отбор ин-  

формации на входе в сенсорные каналы через структуру зри-  

тельной памяти. Оперативная кратковременная память высту-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1961
Категория: Общая психология, Педагогическая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь