Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 4022

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

…Нет ничего характернее для человека, чем тот факт, что окружающая его действительность влияет на него двояко – либо прямо, посылая ему ряд раздражений, непосредственно действующих на него, либо косвенно, через словесные символы, которые, сами не обладая собственным независимым содержанием, лишь презентируют нам то или иное раздражение. Человек воспринимает либо прямое воздействие со стороны процессов самой дей-ствительности, либо воздействие словесных символов, представляющих эти процессы в специфической форме. Если поведение животного определяется лишь воздействием актуальной действительности, то человек не всегда под-чиняется непосредственно этой действительности; большей частью он реа-гирует на ее явления лишь после того, как он преломил их в своем сознании, лишь после того. Как он осмыслил их. Само собой разумеется, это очень существенная особенность человека, на которой, быть может, базируется все его преимущество перед другими живыми существами.
Но возникает вопрос, в чем заключается эта его способность, на чем, по существу, основывается она.
Согласно всему тому, что мы уже знаем относительно человека, есте-ственно приходит в голову мысль о той роли, которую может играть в этом случае его установка. Перед нами стоит задача установить роль и место это-го понятия в жизни человека.
Если верно, что в основе нашего поведения, развивающегося в условиях непосредственного воздействия окружающей нас среды, лежит установка, то может возникнуть вопрос. Что же происходит с ней в другом плане – плане вербальной, репрезентированной в словах действительности? Играет ли и здесь какую-либо роль наша установка или эта сфера нашей деятельности построена на совершенно иных основаниях? …
Область установок у человека. Допустим, что акт объективации за-вершился и возникший на ее базе процесс мышления разрешил задачу во вполне определенном смысле. За этим обычно следует стимуляция установ-ки, соответствующей разрешенной задаче, а затем и усилие для целей ее осуществления, ее проведения в жизнь. Таков чисто человеческий путь пси-хической деятельности.
Возникает вопрос: не считать ли в процессе активности психической жизни человека этот путь единственно необходимым путем, который не оставляет более места для непосредственной активности установки?
Выше, при анализе проблемы объективации, мы пришли к выводу, что субъект обращается к ее актам только в том случае, когда в этом возникает необходимость – когда он стоит перед задачей, не поддающейся разрешению под непосредственным руководством установки. Но если этого нет, если задача может быть разрешена и непосредственно, на базе установки, то в таких случаях в активности объективации нет нужды и субъект обходится лишь мобилизацией соответствующих установок.
Допустим, что задача впервые была разрешена на базе объективации. В таких случаях, при повторном выступлении той или аналогичной задачи, в объективации нет более нужды и она разрешается на базе соответствующей установки. Раз найденная установка может пробуждаться к жизни и непосредственно, помимо впервые опосредовавшей ее объективации. Так растет и развивает объем установочных состояний человека: в него включаются не только непосредственно возникающие установки, но и те, которые когда-то раньше были опосредованы актами объективации.
Круг установок человека не замыкается такого рода установками – установками, опосредованными случаями объективации и возникшими на ее основе собственными актами мышления и воли. Сюда нужно отнести и те установки, которые впервые когда-то были построены на базе объективации других, например, творчески установленных субъектов, но затем они перешли в достояние людей в виде готовых формул, не требующих более непосредственного участия процессов объективации. Опыт и образование, например, являются дальнейшими источниками такого же рода формул. Им посвящается специальный период в жизни человека – школьный период, захватывающий все более и более значительный отрезок времени нашей жизни. Но обогащение такого же рода сложными установками продолжается и в дальнейшем – опыт и знание человека беспрерывно растут и расширяются.
Таким образом, расширение области человеческих установок в прин-ципе не имеет предела. В нее включаются не только установки, развиваю-щиеся непосредственно на базе актуальных потребностей и ситуации их удовлетворения, но и те, которые возникали когда-нибудь на базе лично ак-туализованных объективаций или были опосредованы при содействии образования – изучения данных науки и техники. …
Подведем итоги сказанному. На человеческой ступени развития мы встречаемся с новой особенностью психической активности, с особенно-стью, которую мы характеризуем как способность объективации. Она за-ключается в следующем: когда человек сталкивается в процессе своей ак-тивности с каким-нибудь затруднением, то он, вместо того чтобы продол-жать эту активность в том же направлении, останавливается на некоторое время, прекращает ее, с тем чтобы получить возможность сосредоточиться на анализе этого затруднения. Он выделяет обстоятельства этого последнего из цепи непрерывно меняющихся условий своей активности, задерживает каждое из этих обстоятельств перед умственным взором, чтобы иметь воз-можность их повторного переживания, объективирует их, чтобы, наблюдая за ними, решить, наконец, вопрос о характере дальнейшего продолжения активности.
Непосредственным результатом этих актов, задерживающих, останав-ливающих нашу деятельность, является возможность воспризнания их как таковых – возможность идентификации их: когда мы объективируем что-нибудь, то этим мы получаем возможность сознавать, что оно остается рав-ным себе за все время объективации, что оно остается самим собой. Говоря короче, в таких случаях вступает в силу прежде всего принцип тождества.
Но этого мало! Раз у нас появляется идея о тождественности объекти-вированного отрезка действительности с самим собой, то ничто не мешает считать, что мы повторно можем переживать эту действительность любое число раз, что она за все это время остается равной себе. Это создает психо-логически в условиях общественной жизни предпосылку для того, чтоб объ-ективированную и, значит, тождественную себе действительность обозна-чить определенным наименованием, короче говоря, это создает возможность зарождения и развития речи.
На базе объективированной действительности и развивающейся речи развертывается далее и наше мышление. Это оно представляет собой могу-чее орудие для разрешения возникающих перед человеком затруднений, оно решает вопрос, что нужно сделать для того, чтобы успешно продолжать да-лее временно приостановленную деятельность. Это оно дает указания на установку, которую необходимо актуализировать субъекту для удачного за-вершения его деятельности.
Но для того чтобы реализовать указания мышления, нужна специфиче-ски человеческая способность – способность совершать волевые акты – необходима воля, которая создает человеку возможность возобновления прерванной активности и направления ее в сторону. Соответствующую его целям.
Таким образом, мы видим, что в сложных условиях жизни человека, при возникновении затруднений и задержке в его деятельности, у него активируется прежде всего способность объективации – эта специфически человеческая способность, на базе которой возникают далее идентификация, наименование (или речь) и обычные формы мышления, а затем, по завершении мыслительных процессов, и акты воли, снова включающие субъекта в целесообразном направлении в процесс временно приостановленной деятельности и гарантирующие ему возможность удовлетворения поставленных им себе целей.
Объективация – специфически человеческая способность, и на ее базе существенно усложняется и запас фиксированных у человека установок. Нужно иметь в виду, что установка, опосредованная на базе объективации, может активироваться повторно, в соответствующих условиях, и непосред-ственно, без нового участия акта объективации. Она вступает в круг имею-щихся у субъекта установок и выступает активно, наряду с прочими уста-новками, без вмешательства акта объективации. Таким образом, становится понятным, до какой степени сложным и богатым может сделаться запас че-ловеческих установок, включающих в себя и те, которые были когда-нибудь опосредованы на базе объективации.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Последствия отворота
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Притча «Ягю Тадзима-но-ками о мече и учении»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Объект; object
  • Тип; Туре
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Шелер М. Положение человека в Космосе.
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Bacильeв Н. Н. Я-концепция – в согласии с собой
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Тамара Филиппова. Свобода человека
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Эрих Фром говорил…
  • К чему снится начальник
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Старовойтов В.В. Загадка Я
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Как действует приворот
  • Мораль; Morality; Moral
  • Пекова Александра Викторовна. ВООБРАЖЕНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Активность—пассивность
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Эго; Ego; Ich
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Символ; Symbol
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • К чему снится золотая цепочка
  • Притча «Шесть воплощений»
  • Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта.
  • Типология; Typology; Typologie
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Как быстро определить приворот ли это?
  • Нaтaлья Аксeновa. Запретный плод воображения
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Дворянов С. В. Проблема Абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге Лосского, Вышеславцева и Франка.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь