6. Огненная мать

Он согласился. Старуха его впустила, дала ему поесть, а вечером приготовила хорошую постель. Наутро, когда он проснулся, сняла старуха со своего худого пальца наперсток и сказала: — Теперь принимайся за работу, вычерпай мне этим наперстком пруд во дворе; но с работой ты должен управиться до наступления ночи и разобрать всех рыб, что находятся в пруду, по сортам и размерам и сложить их в порядке. Черпал он целое утро, и все без толку. В полдень вышла из дома девушка чудной красоты, поставила перед ним корзинку с едой и спросила: — Почему ты сидишь такой грустный, чего тебе не хватает? — Я не могу выполнить и первой работы, — ответил он. Я ищу королевну, которая должна находиться здесь, но я ее не нашел. Видно, придется мне идти дальше. — А ты оставайся здесь, — сказала девушка, — я тебя из беды выручу. Положи голову мне на колени и усни. Когда проснешься, вся работа будет сделана. Барабанщик так и сделал. Только закрылись у него глаза, повернула девушка волшебное кольцо и молвила: "Вода ввысь, рыбы наружу!" И вмиг поднялась вода белым туманом ввысь, а рыбы начали барахтаться, выпрыгнули на берег и легли в ряды — каждая по величине и сорту. Проснулся барабанщик и в изумлении увидел, что все уже выполнено. Но девушка сказала: — Одна из рыб лежит не вместе с остальными, а отдельно. Когда старуха явится вечером и увидит, что все сделано, она спросит: "А эта рыба почему лежит отдельно?" Тогда ты кинь ей рыбу в лицо и скажи: "Это рыба для тебя, старая ведьма". Вечером явилась старуха, и когда она задала этот вопрос, барабанщик бросил ей рыбу в лицо. Она притворилась, что ничего не заметила, но глянула на него злыми глазами. На другое утро она сказала: — Теперь надо выполнить работу потрудней. Нынче ты должен вырубить весь лес, распилить деревья на дрова, сложить их в поленницы, и все это надо закончить к вечеру. Она дала ему топор, молоток и два клина. Но топор был оловянный, а молоток и клинья из жести. Только он начал рубить, покривился топор, а молоток и клинья погнулись. Он не знал, что ему делать. В полдень снова явилась девушка и утешила его. — Положи голову мне на колени и усни,— сказала она, — а когда проснешься, работа будет исполнена. Повернула она волшебное кольцо, и в тот же миг рухнул с треском весь лес, деревья покололись сами собой и сложились в поленницы. Проснулся барабанщик, а девушка говорит: — Видишь, все деревья порублены и поленницы сложены, осталась только эта одна ветка. Когда старуха придет и спросит, почему одна ветка осталась, ты ударь ее той веткой и скажи: "Эта для тебя, старая ведьма!" Явилась ведьма, посмотрела на сделанную работу и спросила про ветку. — Это для тебя, старая ведьма, — ответил барабанщик и ударил ее той веткой. Но она притворилась, будто ничего не почувствовала, посмеялась и сказала: — Завтра поутру ты должен все эти дрова сложить в кучу, поджечь их и спалить. Снова девушка не покинула его в беде. Она принесла ему в полдень еду; поел он положил голову ей на колени и уснул. А когда проснулся, вся груда дров была объята пламенем, и его языки поднимались до самого неба. — Теперь послушай меня, — сказала девушка, — когда явится ведьма, она станет давать тебе разные поручения; ты выполнишь без страха все, что она потребует, тогда она не сможет к тебе придраться, а будешь бояться — охватит тебя пламя, и ты сгоришь. Под конец, когда все выполнишь, схвати ее обеими руками и кинь в самое пламя. — Ушла девушка, а вскоре подкралась старуха. — Ух, как мне холодно, — сказала она, — да вот пылает огонь, он согреет мне старые косточки, и мне будет приятно. Вот лежит чурбан, он никак не загорается, ты его вытащи мне из пламени. Сделаешь это — и будешь свободен, можешь идти, куда вздумается. Ну, поживей, в пламя!" Не долго думая, барабанщик бросился в огонь, но он ему ничего не сделал, даже волос не опалил. Вытащил он оттуда чурбан и положил его в сторону. Но только прикоснулось дерево к земле, как обратилось оно мигом в красивую девушку, ту самую, что помогала ему в беде. А по шелковому, блистающему золотом платью, которое было на ней, он сразу понял, что это королевна. Но старуха злобно усмехнулась и сказала: — Ты думаешь, что она уже твоя? Нет, она еще не твоя. Она хотела броситься к девушке и утащить ее с собой, но он схватил старуху обеими руками и кинул ее в самое пекло; пламя охватило ведьму, и она сгорела. Королевна глянула на барабанщика и увидела, что он красивый юноша. Она вспомнила, что он был готов отдать жизнь, чтобы ее спасти, протянула ему руку и сказала: — Если ты обещаешь мне верность, то будешь моим мужем. А богатства у нас много. Нам хватит и того, что насобирала старая ведьма. Королевне больше не захотелось оставаться на Стеклянной горе. Она повернула волшебное кольцо, и они оба оказались у городских ворот. Здесь заканчивается та часть сказки, в которой действует ведьма. Во второй ее части развивается сюжетная линия забытой невесты, но так как она выходит за рамки темы этой книги, мы не станем здесь ее подробно обсуждать. Перед свадьбой барабанщик захотел навестить своих родителей и рассказать им новость. Оказалось, что он был на Стеклянной горе целых три года, а не три дня, как ему показалось. Прежде чем он покинул свою невесту, та попросила его не це ловать родителей в правую щеку, иначе он ее позабудет, и она останется одна. Однако он расцеловал их в обе щеки и сразу позабыл королевну. Когда он собрался жениться на другой девушке, королевна приготовила три прекрасных платья и отдала их новой невесте барабанщика за возможность провести три ночи около его спальни. Когда все в доме утихло, королевна присела на корточки перед дверью спальни и сказала так: Слушай меня, барабанщик, Неужели меня позабыл? На Стеклянной горе ты ведь долгое время прожил. А не я ли тебя от злой ведьмы спасала? И не ты ли мне верность навек обещал? Слушай, слушай меня, барабанщик. И вдруг на третью ночь к нему вернулась память. Он вскочил, взял королевну под руку и привел ее к своим родителям. Снова были приглашены друзья и родные и к великой радости была отпразднована настоящая свадьба. Главным героем этой сказки является барабанщик, т. е. солдат. Его основные качества — мужество и сильная воля; он говорит: "Что я захочу, то и смогу". Кроме того, он обладает смекалкой и хитростью. Такой солдат — типичный сказочный герой. Специфическая работа героя нашей сказки заключается в том, чтобы барабанить, поскольку барабанная дробь придает солдатам мужества; именно барабанщик поднимает своих товарищей в атаку. Во многих культурах, особенно в примитивных, с помощью барабанов люди отгоняли злых духов. Барабанный бой применялся и во время ритуалов изгнания нечистой силы, а также в церемониях воскрешения. Поэтому специальность барабанщика весьма подходит нашему герою для победы над злыми силами судьбы, главная из которых — козни ужасной матери. В самом начале сказки главный герой нашел рубашечку королевны-лебедя на берегу озера, т. е. на границе бессознательного. Поскольку он взял ее себе, королевне пришлось явиться к нему домой — так они встретились в первый раз. Она пришла к нему вечером; уже засыпая, он услышал ее тихий голос. Он не мог видеть ее в темноте, зато ясно слышал ее голос. Образ анимы обычно появляется в тот момент, когда мужчина уже засыпает, ибо он воспринимает лишь смутные намеки и чувства, которые исходят от нее, когда отступает его сознание. Королевна связана с образом лебедя, птицы-предвестника. Норны56 и Валькирии57 часто принимают образ лебедей. 56 Норны — в скандинавской мифологии низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении. (Прим. пер.) 57 Валькирии (др. исл., буквально — "выбирающие мертвых, убитых") — в скандинавской мифологии воинственные девы, подчиненные Одину и участвующие в распределении побед и смертейв битвах. (Прим. пер.) Существует древнее тевтонское поверье, что белый лебедь указывает путь к обители ангелов или к Стеклянной горе, что лебедь является воплощением самой души58.
Просмотров: 8893
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Мария-Луиза фон Франц "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ МОТИВА ИСКУПЛЕНИЯ В ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь