6. Огненная мать

Пламя не только разрушает, оно может и соединять отдельные элементы. Это значит, что всегда актуален вопрос: как человек взаимодействует с бессознательной эмоциональностью? Она может ввести его в заблуждение, вызвать отчуждение и привести его к гибели; вместе с тем она может побудить его к внутренней интеграции через страдания. Вернемся к сказке "Барабанщик". Как только главный герой освободил аниму, он бросил в огонь ведьму, и та сгорела в собственном пламени. Так же заканчивается сказка "Гензель и Гретель", в которой Гретель удалось перехитрить ведьму и сжечь ее в собственной печи. Зловещая, околдовывающая часть материнского образа сгорает в собственном пламени, освобождая героя и героиню от власти злых чар66. 66 Очищающая функция пламени и его способность совершать трансформацию имеет огромную важность. Благодаря огню несъедобная пища становится съедобной. В алхимическом символизме такое воздействие огня также играет важную роль. Под воздействием тепла первоматерия {prima materia) превращается в известный конечный продукт; кроме того, алхимический процесс нагревания может служить психологическим аналогом достижения духовной зрелости. Огонь в нашей сказке может оказать и благотворное, и разрушающее воздействие в зависимости от того, побоится или нет войти в него барабанщик. Как это можно интерпретировать психологически? Так как в огне скрыта анима, можно предположить, что в нашей сказке пламя символизирует влюбленность. В таком случае бесстрашный вход в огонь означает веру в свои чувства. Психологически слабый человек боится своих эмоций и делает все возможное, чтобы не осознавать их. Но тогда они в самый неподходящий момент жестоко мстят ему, причиняя немалый вред. Тот, кто идет в огонь, не имея истинного желания и веры, обязательно погибнет. Но барабанщик вошел в огонь отважно и бесстрашно. Чтобы поступить так, нужно иметь убеждения, подобные религиозной установке "трех мужей", которых в одной библейской истории связали и бросили в горящую печь67. 67 "Вот я вижу четырех мужей, несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию" (Дан. 3:25). Мотивы действий барабанщика в данной сказке совершенно иные, чем побуждения девочки в сказке братьев Гримм "Фрау Труда", о которой пойдет речь ниже. Та пошла к ведьме из чистого любопытства и наперекор людям, советовавшим ей этого не делать. В конце концов ведьма превратила ее в полено и сожгла. Барабанщик, наоборот, действует как мужчина, который вступает в огонь любви, причем не легкомысленно и эгоистично, а под влиянием мощного внутреннего импульса, который не является результатом сознательного решения. Он может спокойно идти вперед без страха и сомнения, так как ощущаемая им сверхъестественная сила не даст ему сгореть в огне. Действительно, во время этого испытания он приобрел нечто, имеющее нетленную ценность. В нашей сказке присутствует деревянный чурбан, который не загорается. Сначала создается впечатление, что барабанщик должен достать из огня нечто совершенно бесполезное, часть мертвой материи. Даже находясь в самой гуще событий, он вообще не замечает того, что приобрел. Деревянный чурбан не превратится в королевну, пока не коснется земли, т. е. твердой реальности. Только теперь главный герой понимает, зачем он бросился в огонь. Отдав себя на волю сил бессознательного, он обрел свою душу. Казалось бы, теперь барабанщик достиг своей цели. Но не будем забывать, что ведьма еще жива и полна сил. Она снова попыталась отнять у него девушку. И только когда он смело подошел к старухе, взял ее двумя руками и бросил в огонь, он освободился от нее раз и навсегда. Иными словами, теперь он должен безжалостно покончить со своей слабостью, своей материнской фиксацией и привычкой пребывать в инфантильном состоянии, если не хочет потерять ту ценность, которую только что обрел. Сейчас часть его личности страдает и должна сгореть. Но он должен пожертвовать этим пережитком прошлого. Только совершив эту жертву, он может стать по-настоящему свободным и вступить в брак со своей анимой. Однако это не конец сказки. Ведь сказки, как и человеческие проблемы, никогда не приходят к своему абсолютному финалу. Часто в сказке есть намек на возможность продолжения. Возникает вопрос: как мог барабанщик, освободив свою аниму из-под власти ужасной матери, подвергая при этом свою жизнь опасности, тут же забыть невесту и затеять женитьбу на другой девушке? И в жизни иногда случается так, что люди, постоянно находящиеся в опасности, теряют из виду свою самую большую ценность и принимают за нее какой-то суррогат68. Так может случиться, если они забывают о своих глубочайших переживаниях бессознательного по возвращении в мир отца (традиции) и матери (безопасности). 68 У мужчины такая мнимая ценность, подменяющая его аниму, часто связана с очарованием персоной, которой Юнг дает следующее определение — "индивидуальная система адаптации человека к внешнему миру или способ его связи с ним" (Concerning Rebirth, // The Archetypes and the Collective Unconscious, CW 9i. Par. 221). Когда барабанщик целует в щеку отца и мать, это символически означает слишком тесный контакт с фигурами из его прошлой жизни. Разумеется, он может к ним вернуться; ему больше нельзя оставаться на вершине Стеклянной горы. Но ему следует справиться со своими сыновними чувствами или же забыть о своем предназначении, связанном с его анимой, а через нее — с его собственным бессознательным. К счастью, в конце сказки королевне снова удается открыть ему глаза. Мотив ложной и подлинной невесты так широко распространен в сказках, что, возможно, основан на реальных психологических фактах. Вероятно, в эмоциональной сфере мужчин есть проблемы, связанные с умением отличать истинное от ложного. Но в нашей сказке в конце концов торжествует истина. Переживания на Стеклянной горе были слишком глубокими для барабанщика, чтобы он мог забыть о них навсегда, поэтому влюбленные, которые так много значат друг для друга, наконец, становятся мужем и женой. Фрау Труда В этой сказке огонь, который зажгла ужасная мать, приводит к смерти. Злая ведьма превратила своенравную девочку в полено, а затем сожгла его. В данном случае мать воплощает собой проявление бессознательного, которое полностью самодостаточно и сурово осуждает упрямую ребяческую сознательную установку. Краткое содержание Жила-была маленькая девочка. Была она упрямая и чересчур любопытная. Вот говорит она раз отцу и матери: — Я так много слышала о фрау Труде, что хотела бы у нее побывать. Но отец с матерью строго-настрого запретили ей идти туда и сказали: — Фрау Труда — женщина злая, она занимается колдовством. Не ходи к ней. Но девочка не послушалась родительского запрета и все-таки пошла к фрау Труде. Пришла она к ней, а фрау Труда спрашивает ее: —Ты что такая бледная? —Я увидела у вас на лестнице черного человека. —Это был угольщик. —А еще я увидела зеленого человека. —Это был охотник. —А еще я увидела красного человека. —Это был мясник. —А еще, фрау Труда, мне было так страшно! Глянула я в окошко, вас не видать, а вместо вас черт с огненной головой. —Ого!— сказала фрау Труда.— Так ты видела самую настоящую ведьму; я уж давненько тебя тут поджидаю. Она обратила девочку в полено и кинула его в огонь. И когда оно как следует разгорелось, подсела она к очагу и сказала: — Вот теперь она светит ярко!
Просмотров: 8848
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Мария-Луиза фон Франц "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ МОТИВА ИСКУПЛЕНИЯ В ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь