6. Огненная мать

Вскоре становится ясно, в какое рискованное странствие пустился барабанщик, ибо на вершине горы он не находит ни людей, ни животных, а встречает лишь страшную красноглазую и длинноносую ведьму, которая вышла ему навстречу. Его одиночество типично для психологического состояния сказочного героя. Оказавшись наедине с собой, он сталкивается с величайшей опасностью для своей психики — с Великой Матерью. Здесь, в материнском бессознательном, присутствуют те базовые предпосылки, которые дали возможность герою стать тем, кто он есть, и которые проявились в его раннем детстве или даже еще раньше. Здесь он встречается с тем, что гораздо сильнее его Эго. Второй раз он ощущает себя покинутым ребенком, брошенным на произвол чужой силы, но это ощущение уже более осознанно. По просьбе барабанщика ведьма дает ему приют в обмен на обещание выполнить для нее три задания. Это значит, что для обретения свободы он должен потрудиться. Мотив, связанный с выполнением трудных заданий или прохождением испытаний, очень распространен и в сказках, и в мифах, ибо никто не может без усилий освободиться от власти бессознательного. Барабанщик смог одолеть великанов хитростью; хитрость и смекалка помогли ему получить седло. Но сейчас он должен приложить огромные усилия. Сначала старуха хочет, чтобы он осушил пруд и рассортировал всех живущих в нем рыб, затем он должен свалить весь лес, нарубить из него дров сложить их в поленницы, а затем сжечь. Оба задания символизируют работу с бессознательным; в первом случае осушение пруда означает процесс осознания того, что относится к сфере бессознательного. Но для вычерпывания всей воды из пруда он получает от ведьмы только наперсток. Сосуд, которым вычерпывают воду, символизирует установку человека по отношению к бессознательному. В данном случае этот сосуд слишком мал для такой работы. Задания, которые даются главному герою, превосходят человеческие возможности, а средства, которые он получает для их выполнения, совершенно неадекватны. Он должен сделать работу, требующую затраты огромных усилий, и при этом без малейшего шанса на успех. Такую ситуацию можно сравнить с тем, как человек, прислушиваясь к внутренним подсказкам, пытается вступить в контакт со своим бессознательным; он может действовать изобретательно и творчески, но у него нередко возникает ощущение, что его усилия безрезультатны, ему никогда не удастся добиться успеха. Такой вывод неизбежен, так как Эго никогда само по себе не возьмется выполнять подобную задачу. Оказавшись в такой ситуации, не следует лишать себя надежды или оплакивать свое поражение. Лучше поступать так, как наш сказочный герой, который целое утро в поте лица вычерпывал воду из пруда. Только тогда на помощь придут силы, превосходящие сознательное Эго, в данном случае они неожиданно появляются в образе девушки с волшебным кольцом. Символизируя позитивную часть бессознательного, она протягивает нашему герою руку помощи. Хотя девушка все еще находится под заклятием ужасной матери, она убеждает героя не прекращать усилий. Оказывается, она — та самая принцесса, которую он ищет, его долгожданная анима, но временно эмоционально ослепнув, он не узнает ее в облике простой девушки. Рубка леса имеет такой же символический смысл, как и осушение пруда, ибо лес, как и вода,— это образ бессознательного и его содержания. Словно лезвием наточенного топора, барабанщик своим острым интеллектом должен отделить содержание фантазий от буйно растущего бессознательного. Но его мысли больше напоминают оловянный топор, они тупы и малопригодны для выполнения этой сложной задачи, а сделанные из жести клинья вообще никогда и нигде не применяются. Но герой все равно должен взяться за эту работу. Он снова должен приложить усилия, чтобы впоследствии анима пришла ему на помощь. Тогда, будучи абсолютно уверен в том, что все будет сделано, он может положить голову ей на колени и заснуть. Проснувшись, он снова увидит, что вся его работа выполнена. Здесь есть одна интересная деталь: с помощью ани-мы сказочный герой должен выполнить всю свою работу, но не до конца. Он должен оставить последнюю рыбу и последнюю ветку, чтобы затем бросить их в лицо старухе. Так мужское сознание, вынужденное покориться и взвалившее на себя сверхчеловеческие задачи, может проявить свою гордость и независимость перед лицом бессознательного. Оно может выдержать многое, но не все60. 60 См. сон Юнга (Memories, Dreams, Reflections // trans. Richard and Clara Winston, ed. Aniela Jaffe. New York: Pantheon Books, 1963. P. 245ff), в котором Юнг преклоняет голову перед неким божеством, но делает это так, что между его головой и полом остается миллиметровый зазор. Юнг пишет: "Я должен был прикоснуться лбом к полу, чтобы было видно мое полное подчинение. Но что-то помешало мне это сделать и удержало мою голову на миллиметр от пола. Что-то внутри меня говорило: "Все правильно, но не нужно прикасаться..." У мужчины всегда есть некий психический ресурс, даже при соприкосновении с божественными законами. Иначе откуда бы взялась его свобода?" На утро следующего дня, когда барабанщик ударил веткой по лицу старую ведьму, та рассмеялась и сказала: "Завтра поутру ты должен сложить в кучу все эти дрова, поджечь их и спалить". Это задание, как и все остальные, превосходит человеческие возможности. И снова девушка с волшебным кольцом выполнила за него всю работу. Мы уже знаем, что валка и рубка леса — это работа с бессознательным. Что же тогда означает сжигание леса? Следует отметить, что, кроме всего прочего, бессознательное — это источник энергии. Поэтому человек не может быть с ним связан только интеллектуально или эстетически; оно содержит также жизненный потенциал, и его следует не только понимать, но и проживать. Потенциал пламени проявляется в процессе горения; оно всюду распространяет тепло и свет. В нашей сказке есть прямая связь между сжиганием дров и очисткой леса. Этот образ можно было бы сравнить с образом человека, который должен предпринять что-то рискованное. Зажигая огонь, он инициирует процесс жизни, ибо непрожитая жизнь становится препятствием для психологического развития. Человек должен трансформировать энергию комплексов в жизненный опыт. Насколько опасна ведьма (т. е. материнский комплекс), становится ясно из четвертого и последнего задания, которое старуха дает герою, посылая его прямо в огонь. Материнская фигура, подвергающая героя воздействию огня, напоминает Деметру, которая каждую ночь держала над огнем своего маленького сына Демофона, желая сделать его бессмертным. Мотив преодоления огня ради спасения анимы перекликается с сюжетом древнегерманской саги, в которой Сигурд, чтобы жениться на Брюнхильде61, преодолевает огненный вал, окружающий ее чертог. В нашей сказке, посылая барабанщика в огонь достать не-сгоревший чурбан, ведьма скорее всего хочет его погубить. Но оказывается, что его анима предвидела такую опасность. 61 Сигурд (др. исл. "победа"), или Зигфрид (нем.),— герой в германо-скандинавской мифологии и эпосе. Брюнхильд или Брюн-хильда (др. исл.; имя этимологически связано с исландским словом "бой", точнее "поединок, происходящий на освещенном месте") — героиня древнескандинавской мифологии и эпоса. (Прим. пер.) "Теперь послушай меня,— сказала девушка,— когда явится ведьма, она станет давать тебе разные поручения; ты, не боясь, выполнишь все, что она попросит, тогда она не сможет к тебе придраться; если испугаешься — тебя охватит пламя, и ты сгоришь. В самом конце, когда все выполнишь, схвати ее обеими руками и кинь в самое жаркое пламя". Итак, анима подсказывает герою самое важное, а именно, как именно он должен подойти к выполнению последнего задания, однако на этот раз он должен все сделать самостоятельно.
Просмотров: 8797
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Мария-Луиза фон Франц "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ МОТИВА ИСКУПЛЕНИЯ В ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь