|
6. Огненная мать
Имя Труда ассоциируется с именем древнегерманской валькирии Труд (сила). По-видимому, это одна из природных демонических сил, связанных с языческой богиней Гель, царицей подземного мира. Согласно более поздним суевериям христианской эпохи имя Труда ассоциировалось со страшными кошмарами, которые приводили спящих в ужас. Иными словами, в эпоху христианства она, как и многие другие языческие богини, стала восприниматься совершенно негативно.
Этому есть психологическое объяснение: развитие сознания повышает опасность, сосредоточенную в бессознательном. Точно так же в нашей сказке фрау Труда уже не воплощает нейтральное, хотя и амбивалентное соединение природы и духа; как женщина-безбожница она, по существу, приравнивается черту.
В образе ребенка воплощается инфантильная установка не только сознания, но и воли. Ребенка нельзя убедить логически; он настойчиво стремится делать то, что пришло ему в голову Такая установка пробуждает самую разрушительную часть бессознательного — ужасную мать в самом роковом ее воплощении: не смерти с последующим возрождением, как в сказке о Белоснежке, а смерти как необратимого окончания жизни.
В русской народной сказке "Марфа крестьянская дочь"69 главная героиня, скитаясь в тоске и отчаянии в поисках Ивана-царевича, встречается с тремя старухами, каждая из них ее спрашивает: "Куда тебя Бог несет? Волей или неволей или своею охотой?", и та отвечает: "Волей-неволей, а более своею охотой". Речь идет о том, что только тому человеку, которого отчаяние и нужда заставили проникнуть в "мир матерей", может улыбнуться удача, и он может ощутить благосклонность Великой Матери.
69 Библиотека русской сказки. Т. 1. С. 315.
Девочка в сказке "Фрау Труда" отправилась в жилище ужасной матери не по причине отчаянной нужды, а только из своенравия и любопытства. Она услышала праздную болтовню, возбудившую ее любопытство, но не имела никакого представления об опасности, которой себя подвергает. С точки зрения психологии, в образе девочки могут воплощаться наивные игры с бессознательным, например, интерпретация сновидений как светское развлечение, а не как истинное внутреннее побуждение.
Материнское бессознательное действительно обладает творческой энергией, но ее нельзя использовать не по назначению, для удовлетворения эгоистических побуждений. Этот сказочный мотив повторяется очень часто, например, в сказке "Госпожа Метелица", в которой две сестры поочередно попадают в дом к страшной старухе в подземный мир. Одна из них оказывается у нее от безысходности, а другая — из жадности. Одна добра и трудолюбива; она получает вознаграждение. Другая, эгоистичная и ленивая, в полной мере испытывает на себе отрицательное отношение госпожи Метелицы.
В сказке "Фрау Труда" девочка из-за своего упрямства попадает в смертельную ловушку ведьмы. Она сгорает в печи, и, сгорая, светит ведьме. Она гибнет, потому что переступает границу опасной зоны материнского комплекса (как Иоринда и Йорингель); этот комплекс использует ее, чтобы выйти на свет. Оставаться в темноте или оказаться на свету — это большая разница для комплекса. Архетип, который не получает коллективного признания, стремится к свету, при необходимости жертвуя индивидуальностью.
Главная героиня хорошо известной сказки "Красная Шапочка" тоже и по той же причине подвергается опасности — из-за своей слишком детской и игривой установки. Она заблудилась в лесу, испытывая легкие, приятные чувства, когда собирала цветы, вместо того, чтобы нести еду своей бабушке (Великой Матери). Тем временем старая женщина превращается в волка. Так добрая мать становится злой и пожирающей матерью.
В сказке "Фрау Труда" девочке на лестнице встречаются три странных человека. Троица мужских персонажей часто появляется в мифологических историях, связанных с фигурой матери. В функцию мясника и охотника входит убийство животных, что само по себе вызывает страх, но поскольку это убийство совершается с целью накормить людей, в нем есть и некая позитивная сторона. Например, в сказке братьев Гримм "Птица-Найденыш" упоминаются три работника, а в русской народной сказке "Василиса Прекрасная" на пути к Бабе-Яге главной героине встречаются три всадника70. Три мужские фигуры символизируют динамический аспект Великой Матери, маскулинную безжалостность, тесно связанную с материнским началом, или же активную, подвижную сторону бессознательного71.
70 Интерпретацию образа трех всадников можно найти в книге: von Franz. Shadow and Evil in Fairy Tales. Boston, London: Sham-bhala, 1995.
71 Фон Франц, интерпретируя сказку "Фрау Труда", считает, что три мужских персонажа воплощают дьявола (Shadow and Evil in Fairy Tales).
Встреча с тремя мужчинами пугает маленькую девочку. Но еще больше ее пугает то, чего она совершенно не ожидала: в доме фрау Труды она встречает черта, т. е. абсолютное зло и смерть. В сказках материнские персонажи очень часто ассоциируются с дьяволом и другими идентичными ему фигурами. Фрау Труда чутко реагирует на замечания девочки. Когда та говорит ведьме о том, что увидела, в ответ она слышит презрительную насмешку; затем ведьма превращает ее в полено, которое сгорает в огне72.
72 Энергия архетипа часто символически выражается в образах огня, света и тепла. См.: Symbols of Transformation, CW 5. Pars. 135, 198, 663.
Люди, которые соприкасаются с бессознательным, плохо сознавая происходящее, рискуют стать жертвами неконтролируемых страстей. Из-за недостаточной гибкости они легко поддаются таким эмоциям. Они ригидны, как деревянное полено.
Черт — это образ, заимствованный из христианства. Это темная комплементарная часть образа Бога. А потому совсем не случайно, что христиане, обращаясь к бессознательному, сталкиваются с проблемой сверхъестественного зла. Человек, рожденный в христианской культуре, самой судьбой обречен столкнуться с этим трудным вопросом при погружении в глубины собственной психики и в свои природные влечения73.
73 См.: Answer to Job // Psychology and Religion, CW 11.
В психологических терминах, встреча женщины с дьяволом может означать для нее переживание негативного анимуса. Здесь речь идет о психологически разрушительной одержимости, которая управляет женщиной, когда она вступает в контакт с бессознательным. Так как дьявол воплощает собой коллективное зло, а не что-то персонифицированное, то на женщину, одержимую негативным анимусом, действуют именно коллективные, архетипические силы.
Слабые человеческие силы не идут ни в какое сравнение с силой дьявола. В таких случаях при столкновении с темной силой Бога нужно принять чисто религиозную установку, как поступил Иов, уверенный в том, что у него на небесах есть защитник. Иными словами, у сверхъестественных разрушительных сил есть комплементарные и столь же сверхъестественные благотворные силы. Но человеку нужно обладать твердым разумом и высокой концентрацией, чтобы устоять под напором сил зла.
Мария-Луиза фон Франц приводит убедительный клинический случай, сравнивая смерть от рук фрау Труды с судьбой человека, который умирает от психического заболевания, став жертвой архетипических сил бессознательного74. Она делает акцент на ошибке девочки, искренне рассказавшей фрау Труде о том, что она увидела в окне черта. Иногда эмоциональная лабильность заключается в том, что человек начинает слишком подробно описывать черта, которого он видел. Столь неуместное проявление неуважения к темным силам часто можно встретить у людей с психическими заболеваниями, которые употребляют шутливые, грубые или нейтральные эпитеты, рассуждая на религиозные темы75.
74 Shadow and Evil in Fairy Tales. Boston, London: Shambhala, 1995.
75 Поразительно, что часто в сказках, связанных с темной фигурой матери, делается акцент на том, как важно держать язык за зубами. Например, в сказке "Василиса Прекрасная" главная героиня оказывается почти в такой же ситуации, как девочка из сказки "Фрау Труда". Но она ведет себя правильно, не упоминая о самых жутких качествах Бабы-Яги.
Следует добавить, что разрушение личности в результате психического заболевания — это, наверное, самое сильное из всех возможных влияний материнского бессознательного. Горение в огне Великой Матери можно отнести к другой психологической катастрофе. Пламя часто является символом сексуальной страсти, а горение в огне может означать психическую вовлеченность в некую неподконтрольную сексуальную активность, типичную для определенной формы материнского комплекса, способную нарушить психическое равновесие человека. Зачастую хрупкое сознание и отсутствие силы воли создают проблему. Именно поэтому люди, не способные найти точку опоры в традиционной морали, часто становятся жертвой пагубных влечений, истощающих их жизненные силы; фактически они занимаются самосожжением.
Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|