Афина Паллада (по Роберту Грейвзу)

Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 3703



Афина Паллада (по Роберту Грейвзу)
По мнению пеласгов, богиня Афина родилась на берегу озера Тритон в Ливии, где ее нашли и вскормили три ливийские нимфы, носившие козьи шкуры. Будучи девочкой, она нечаянно убила своего товарища по играм Палланта, когда они сошлись в шутливой схватке, вооруженные мечом и щитом. В знак скорби она добавила к своему имени имя Паллада. Когда она, побывав на Крите, появилась в Греции, то сначала выбрала для жительства город Афины, что расположен на беотийской реке Тритон.
Платон отождествлял Афину - покровительницу города Афин, с ливийской богиней Нейт, которая относится к той эпохе, когда отцовство еще не признавалось. Храм Нейт находился н городе Саисе, где Солона принимали хорошо лишь за то, что он был афинянином (Платон. Тимей 21-е). Девственницы - жрицы Нейт ~ ежегодно проводили вооруженные поединки (Геродот IV.180), очевидно, за право называться верховной жрицей. По словам Аполлодора, Афина, рожденная от Зевса и воспитанная богом реки Тритоном, нечаянно убила свою молочную сестру Палладу, дочь реки Тритон: когда Паллада уже собиралась нанести удар Афине, эгида Зевса оказалась между ними отвлекла ее внимание. Эгида - это магический мешок из козьей шкуры с головой змеевласой Горгоны: он принадлежал Афине задолго до того, как Зевс стал называться ее отцом. Передники из козьих шкур был обычным элементом костюма ливийских девушек, а Pallada означает всего лишь или . Геродот пишет (IV. 189): . Эфиопские девушки до сих пор носят такие оде(жды, иногда украшенные раковинами - как символ плодородия. Геродот добавляет, что громкие вопли ololy, ololy, воздаваемые в честьАфины (см. об этом: V1.299- 302), также имеют ливийское происхождение.
На основе обнаруженной керамики можно предположить, что переселенцы из Ливии появились на Крите на рубеже V-IV тысячелетий до н.э., причем большое количеств во беженцев-ливийцев из западной Дельты появились после насильственного объединения Верхнего и Нижнего Египта фараонами Первой династии около 3000 г. до н.э. Вскоре после этого началась Первая минойская эпоха и критская культура достигла Фракии и раннеэллинской Греции.
Среди других мифологических персонажей, носивших имя Паллант, был титан, женившийся на реке Стикс и имевший от нее детей: Зелос (), Кратос (), Биа () и Нике () (Гесиод. Теогония 376 и 383; Павсаний VTI. 26.5; Аполлодор П.2-4).
Зевс и Метида: Родители Афины
Некоторые эллины говорят, что отцом Афины был Паллант - крылатый козлоподобный гигант, который позднее хотел совершить над ней насилие. Его имя она добавила к своему после того, как содрала с него кожу, чтобы сделать себе эгиду, и приставила его крылья к своим плечам (если, конечно, эгида не была сделана из кожи, содранной Афиной с Горгоны Медузы после того, как Персей отрубил ей голову. Другие говорят, что ее отцом был человек по имени Итон, царь города Итон, что во Фтиотиде, погубивший свою дочь Иодаму: когда Иодама ночью проникла в святилище, ничего не подозревающий отец показал ей голову Горгоны, от взгляда которой дочь окаменела. Есть и такие, кто говорит, что ее отцом был Посейдон, но она отказалась от него и <предалась Зевсу, и тот принял ее как свою дочь. Однако жрецы самой Афины рассказывают вот как-то историю ее рождения. Зевс воспылал страстью к титаниде Meтиде, которая принимала различные образы, чтобы скрыться от своего обожателя, но однажды Зевс все-таки настиг ее и оставил с ребенком. Оракул Геи-Земли объявил, что родится девочка и что, если Метида понесет вновь, то родится сын, которому предначертано судьбой свергнуть Зевса, подобно тому, как Зевс сверг Крона, а Крон сверг Урана. Поэтому, заманив медоточивыми речами Метиду на ложе, Зевс неожиданно проглотил ее. Так пришел конец Метиде, хотя Зевс впоследствии утверждал, что, находясь в его утробе, она иногда давала ему советы. По прошествии определенного времени, прохаживаясь вдоль берега озера Тритон, он вдруг почувствовал ужасную головную боль. Ему показалось, что еще мгновение и голова его расколется от боли; тогда он неистово зарычал и небесный свод ответил ему эхом. На крик выскочил Гермес и тут же понял, что случилось с Зевсом. Он упросил Гефеста (а некоторые говорят Прометея) взять клин и расколоть голову Зевсу. Оттуда-то и появилась Афина с воинственным кличем и в полном боевом снаряжении.
Дж. Харрисон правильно охарактеризовала историю рождения Афины из головы Зевса как . Кроме того, это попытка догматического утверждения мудрости как прерогативы мужского пола. До этого только богиня считалась мудрой, Гесиод, по сути, сумел в своем повествовании примирить три противоречащих друг другу взгляда. 1). Афина, богиня-покровительница афинян, была партеногенной дочерью бессмертной Метиды - титаниды, в ведении которой находилась вся мудрость и знания. 2). Зевс, проглотив Метиду, не утратил мудрости, т.е ахейцы уничтожили культ титанов и приписали всю мудрость своему богу Зевсу. 3). Афина была дочерью Зевса, т.е. ахейцы настаивали на том, чтобы афиняне признали главенство патриархального бога Зевса. Он заимствовал механизм своего мифа из похожих примеров: Зевс преследует Немесиду; Крон глотает своих сыновей и дочерей; Дионис повторно рождается из бедра Зевса; на черно-фигурной амфоре, хранящейся в Национальной библиотеке в Париже, изображены два человека, вскрывающие топором голову Геи-Земли, очевидно для того, чтобы высвободить Кору. После этого Афина превращается в послушный рупор Зевса и сознательно лишается своего прошлого. Ей теперь прислуживают не жрицы, а жрецы.
Паллада, что значит , - неподходящее имя для крылатого гиганта, покушавшегося на целомудрие Афины. Последний мотив, вероятно, взят из изображения ее ритуального брака как Афины Лафрии с козлом-царем после вооруженного поединка с соперницей. Этот ливийский обычай ритуального брака с козлом был известен в кельтской Германии, Скандинавии и Англии, где он стал частью веселого весеннего праздника.
Отказ Афины от отца Посейдона указывает на происшедшую в древности смену верховного божества в Афинах.
Миф об Итоне () говорите том, что итоняне, по их утверждениям, начали поклоняться Афине задолго до афинян. Само имя указывает на то, что во Фтиотиде с Афиной был связан культ ивы. Аналогичный культ существовал в связи с богиней Анат в Иерусалиме до тех пор, пока жрецы бога Яхве не уничтожили культ богини и не стали утверждать на Празднике кущей, что ива, фигурировавшая в церемониях вызывания дождя, является священным деревом Яхве.
Мужчине грозила смерть за снятую без согласия владелицы эгиду - одеяние из козьей шкуры, символ целомудрия ливийских девушек. Вот почему на ней была изображена Горгона, а в кожаном кошеле или мешочке скрывалась змея. Но поскольку эгида Афины характеризуется как щит, в (гл. 16) я высказал предположение, что эгида-это мешок для священного диска, похожего на диск с алфавитным письмом Паламеда, которое, как говорят, он сам изобрел. Кипрские статуэтки с дисками, размеры которых пропорциональны знаменитому диску из Феста, на котором по спирали нанесена священная надпись, по мнению проф. Рихтер, предвосхищают эгиду Афины. Щиты героев, с такой тщательностью описанные Гомером и Гесиодом похоже, также имели пиктограммы, выгравированные по спиралевидной полосе.
Иодама, чье имя, возможно, означает , могла быть древним каменным изображением луны-богини, а рассказ о том, как она превратилась в камень, звучит как предупреждение любопытным девушкам не нарушать тайны мистерий.
Не следует думать, что Афина была только или главным образом богиней Афин. Ей были посвящены несколько древних акрополей, включая Аргос, Спарту, Трою, Трезен, Эпидавр-Лимеру и Феней. Все эти святилища возникли еще до прихода эллинов.
Происхождение и деяния Афины
Афина изобрела флейту, трубу, керамический горшок, плуг, грабли, ярмо для волов, уздечки для лошадей, колесницу и корабль. Она первой стала обучать искусству счета и всем женским рукоделиям, включая кулинарное искусство, ткачество и прядение. Будучи богиней войны, она, тем не менее, не испытывала радости в битвах, подобно Аресу или Эриде, предпочитала решать споры и утверждать закон мирным путем. В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нем, то брала его у Зевса. Она славилась своей добротой: когда в Ареопаге во время суда над обвиняемым судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос в пользу освобождения обвиняемого. Однако, вступив в бой, она никогда не оказывалась побежденной даже в сражении с самим Аресом, превосходя его в тактике и стратегии. Поэтому мудрые предводители всегда обращались к ней за советом. Многие боги, титаны и гиганты были бы счастливы взять се в жены, но она отвергала все ухаживания. Однажды во время Троянской войны, не желая просить оружия у Зевса, который объявил себя в этой войне нейтральным, она попросила Гефеста сделать ей собственные доспехи. Гефест отказался взять плату и, смущаясь, сказал, что выполнит работу за любовь. И когда, не поняв смысла сказанного, Афина вошла в кузницу понаблюдать, как Гефест управляется с раскаленным металлом, тот вдруг бросился к ней и попытался овладеть ею. Гефест, который редко вел себя так грубо, оказался жертвой коварной шутки: как раз перед этим Посейдон сообщил ему, что в кузницу идет Афина, которая с согласия Зевса хочет, чтобы кто-нибудь силой овладел ею. Когда она вырвалась, семя Гефеста пролилось на нее чуть выше колена. Она вытерлась клоком шерсти, бросила его подле себя, и семя оплодотворило случайно оказавшуюся здесь мать землю. Придя в негодование от того, что она может родить ребенка, которого чуть не зачала от Гефеста Афина, мать-земля объявила, что не будет отвечать за его воспитание. И с самого рождения окружила ребенка заботой, назвала его Эрихтонием и, чтобы не дать Посейдону возможности посмеяться над своей шуткой, спрятала его в священный ларец. Ларец же передала Аглавре, старшей дочери афинского царя Кекропа, наказав хорошо охранять его. Кекроп, сын Геи-Земли, как и Эрихтоний, которого некоторые называют его отцом, был получеловеком-полузмеем. Он первым из царей признал патернализм. Он женился на дочери Актея, древнейшего царя Аттики, утвердив моногамию. Разделил Аттику на двенадцать частей, построил храмы в Афинах, заменил кровавые жертвоприношения пресными ячменными лепешками. Его жену звали Агравла, а трех его дочерей - Aглавра, Герса и Пандроса. Жили они в трехкомнатном доме на Акрополе. Однажды вечером, когда девушки возвращались с праздника, неся на голове священные ларцы Афины, Гермес подкупил Аглавру с тем, чтобы она позволила ему увидеться с Герсой, самой младшей из сестер, в которую он без ума влюбился. Аглавра взяла золото Гермеса, однако отрабатывать его не собиралась, потому что Афина разожгла в ней зависть к судьбе Герсы. Разозлившийся Гермес пришел к ним домой, превратил Аглавру в камень и удовлетворил свою страсть к Герсе. После того как Герса родила Гермесу двух сыновей-Кефала, ставшего возлюбленным Эос, и Керика, первого глашатая Элевсинских мистерий, - она с Пандросой и их матерью Агравлой, горя от любопытства, заглянули в ларец, который раньше носила Аглавра. Увидев ребенка, у которого вместо ног были змеиные хвосты, они завизжали от ужаса и во главе с Аглаврой бросились вниз с Акрополя. Услышав эту печальную весть, Афина так расстроилась, что даже уронила огромную скалу, которую несла на Акрополь, чтобы дополнительно укрепить его. Теперь эту скауту называют Ликабеттской горой. Ворону, которая принесла ей эту новость, она из белой сделала черной и запретила всем воронам появляться на Акрополе. Эрихтоний спрятался в эгиде Афины, и она проявляла о нем такую заботу, что многие думали, будто она его мать. Со временем он стал царем Афин, ввел в своем городе культ Афины и научил своих сограждан, как пользоваться серебром. Его изображение было помешено среди звезд в виде созвездия Возничего, потому что он был первым, кто стал пользоваться колесницей, запряженной четверкой лошадей. Вот как звучит другой рассказ о смерти Аглавры: именно в тот момент, когда на Афины напали враги, она во исполнение предсказаний оракула бросилась с Акрополя и тем самым принесла афинянам победу. Вот почему юные афиняне, впервые берущие в руки оружие, приходят в храм Аглавры и посвящают свою жизнь процветанию города. Будучи такой же скромной, как и Артемида, Афина, однако, была добрее. Когда Тиресий однажды подглядел, как она купалась, богиня возложила свои ладони на его глаза, и он ослеп, но взамен она наделила его даром провидения. Рассказывают, что только раз ее обуяла зависть. Вот как это было. Арахна, царская дочь из лидийского города Колофона, славящегося своими пурпурными красителями, была такой искусной ткачихой, что сама Афина не могла состязаться с ней. Рассматривая полотно, на котором Арахна выткала картины любовных похождений олимпийцев, богиня так и не смогла найти в них ни одной ошибки и с досады и в отместку разорвала полотно на части. Арахна в горе повесилась на стропилах. Афина превратила ее в паука, самое ненавистное для нее насекомое, а веревку превратила в паутину, по которой Арахна поднимается в безопасное место.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Романенко Нина Алексеевна. Волшебные сказки о цветах
  • Притча «Любовь дочери»
  • Притча «Ценный подарок»
  • Притча «Сусанна»
  • Притча «Вместе навсегда»
  • Притча «Самое главное»
  • Притча «Понимание»
  • Никифоров Евгений Владимирович. Ольгерта
  • Притча «Вода»
  • Притча «Слабости души»
  • Притча «Салик и Камала»
  • Притча «Кошка»
  • Притча «Золотые руки»
  • Притча «Безопасность Ву»
  • Притча «Приведение и соевые бобы»
  • Притча «Баранья голова»
  • Притча «Свадебная традиция»
  • Притча «Он, она и банан»
  • Анна Блейз. Асмодей
  • Притча «Вредный Брат»
  • Притча «Рождение вина»
  • Притча «Нелюбимая»
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Притча «Слои песка»
  • Притча «Царь Нушинраван и брадобрей»
  • Великий Пан
  • Притча «Три драгоценных кольца»
  • Притча «Майянагари»
  • Притча «Рыба и вода»
  • Притча «Скала слёз»
  • Притча «Звездочка Зухра»
  • Притча «Мы не знаем, кто стар и кто молод»
  • Притча «Время утренней прогулки»
  • Притча «Философия краба»
  • Притча «Где начинается враг»
  • Притча «Алчность упрямства»
  • Притча «Ответ чревоугодника»
  • Притча «Ходжа разбирает тяжбу красавиц»
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Притча «Отец и сын»
  • Притча «Бездетная Мэри»
  • Книга Ангелов, Колец, Печатей и Планетарных Символов
  • Притча «Самое дорогое»
  • Притча «Истоpия Сюнкай»
  • Притча «Чёрное и Белое»
  • Притча «Это хорошо»
  • Притча «Сказки для сына (про то, когда больно)»
  • Притча «Богач, который хотел стать бедняком»
  • Притча «Притча о том, где начинается враг»
  • Притча «Заки и голубь»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь