Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 47721

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Мы видим, что уже у простейших организмов появляется принципиально новая форма отражения действительности.
Такая форма отражения действительности, при которой биологически индифферентные раздражители начинают отражаться, если они сигнализируют о жизненно важных явлениях, называется чувствительностью. Чувствительность и есть психическое, т. е. сигнально-приспособительное отражение действительности. Это – раздражимость по отношению к воздействиям среды, выполняющим сигнальную функцию.
Появление чувствительности означает зарождение элементарных форм анализа (выявление отдельных признаков) и синтеза (объединение, связывание явлений по отдельным их свойствам).
По мере развития сложных организмов зарождается и развивается специализированный орган чувствительности – центральная нервная система.
Итак, поведение животных в окружающей среде организуется на основе психического отражения среды – механизма, который обеспечивает пластичное, адекватное их поведение, опирающееся на анализ и синтез жизненно важных признаков среды.
В процессе эволюции они становятся все более и более приспособленными к изменению условий среды, у них вырабатываются новые, наиболее целесообразные формы поведения, совершенствуется психическое отражение действительности, развивается центральная нервная система (головной мозг).
Первичным механизмом регуляции поведения животных, находящихся на низших ступенях эволюционного развития, являются инстинкты (от лат. instinctus – побуждение) – наследственно закрепленные формы поведения; стимулом для них являются отдельные элементарные биологически значимые свойства окружающей среды. Поэтому данный этап развития психики называется этапом элементарного анализа. (Так, паук вычленяет вибрацию паутины и реагирует только на нее.)
Особенно ярко инстинкты проявляются в поведении насекомых, рыб, птиц (построение сот, разделение "трудовых функций" у пчел, миграция по определенному маршруту у птиц и т. п.). Но самые сложные инстинкты представляют собой комплекс врожденных реакций. Например, комар в соответствующее время откладывает личинки на поверхность воды. На сухом месте они погибают. Но комар, конечно, не осознает существенной значимости воды для формирования личинок. Опыты показали, что комар откладывает личинки на любую блестящую поверхность (стекло, зеркало). Паук, сидящий в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху. Но сигналом, вызывающим реализацию этой программы поведения, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук бросился и на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летящую мошку; сигналом к ее действию служит мелькание. В окружении неподвижно сидящих насекомых она умрет от голода.
Таким образом, мы видим, что у комара инстинктивные действия вызываются блеском, у паука -вибрацией, у лягушки – мельканием, т. е. отдельными элементарными свойствами окружающего мира, имеющими видовую биологическую значимость.
Инстинктивные формы поведения вызываются не в результате сложного анализа окружающей обстановки, а относительно простыми, но биологически ключевыми сигналами, которые служат толчком к реализации сложной системы врожденных реакций. Физиологической основой инстинктов являются врожденные безусловные рефлексы (табл. 1).
Инстинктивное поведение целесообразно только в стабильных условиях, типичных для способа жизни данного вида животных. Достаточно несколько изменить стандартные условия, чтобы инстинктивное поведение потеряло целесообразный смысл. Так, пчела будет продолжать откладывать мед в соты, даже если их дно срезано. Детеныши бобров, искусственно вскормленные и выросшие в помещении, начинают воздвигать плотину, если им дать строительный материал, хотя никакой надобности в этом уже нет.
Для приспособления к меняющимся, усложняющимся условиям внешней среды необходима более гибкая индивидуально-изменчивая форма поведения.
На высших этапах эволюции у позвоночных, особенно у млекопитающих, вырабатывается на основе инстинктов новая форма приспособления к окружающей среде. На этой стадии развития высокоорганизованные животные отражают не только отдельные свойства окружающего мира, но и целостные ситуации: анализируют конкретные условия среды, вырабатывают индивидуальные формы поведения. Эти животные уже способны различать результаты своих действий в разных условиях, обнаруживать ошибочные действия и своевременно исправлять их.
Таблица1
Классификация инстинктов (по Симонову)


Такое индивидуально-изменчивое поведение осуществляется сложным нервным механизмом – головным мозгом. Физиологическим механизмом индивидуально-изменчивого поведения являются условные рефлексы, формирующиеся в коре мозга.
Кора головного мозга, осуществляя сложные функции анализа и синтеза, представляет собой многослойный экран, на котором в известной мере отображается структура раздражений, поступающих из внешней среды. Чем более высокую ступень эволюционной лестницы занимает животное, тем более развита у него кора головного мозга. Разные ее отделы связаны с различными органами чувств (зрительными, слуховыми, тактильными и др.). Чем большую роль играет тот или иной орган чувств в жизни животного, тем более обширен соответствующий отдел головного мозга. (У ежа 2/3 полушарий головного мозга занимает обонятельный отдел, у обезьяны особенно развиты его зрительные отделы.)
Чем выше уровень развития животного, тем более развита у него кора больших полушарий мозга.
Итак, индивидуально-изменчивые формы поведения основаны на образно-ситуативном отражении окружающего мира, связаны с деятельностью коры головного мозга.
Если перед собакой на расстоянии нескольких метров поставить два ящика и в один из них на глазах животного положить кусок мяса, герметически закрыть ящик и затем через 2–3 минуты отпустить животное, оно побежит к тому ящику, куда была положена приманка. Значит, у собаки возник психический образ предмета. Если на глазах животного в ящик кладется одна приманка, а затем незаметно подменяется другой, то животное, подбежав к ящику и обнаружив новую приманку, отворачивается от нее и ищет первоначальную. Следовательно, у собаки не только сохранялся образ приманки, у нее вырабатывается установка на образ ожидаемого предмета, избирательное отношение к нему.
Программа поведения высокоорганизованного животного регулируется, психическим образом объективной действительности, а результат поведения контролируется сличением его с ожидаемым образом.
Психическое отражение действительности у высокоорганизованных животных состоит в установлении связей между предметами и явлениями. На основе этих связей и вырабатывается соответствующая программа целесообразных действий. Курица, которая видит зерно через стекло, начинает биться о стекло. Ее поведение определяется инстинктивной программой (признак зерна – клевательная реакция). Собака или обезьяна, попытавшись непосредственно достать приманку, обегают преграду. Их действия программируются анализом ситуации и синтезом – сопоставлением ее с жизненным опытом.
Индивидуально-изменчивое поведение высших животных иногда приобретает сложные формы, приближаясь к интеллектуальным формам поведения. Основу такого поведения составляет отражение устойчивых взаимосвязей между предметами и явлениями внешнего мира.
Исследователи провели ряд опытов по изучению интеллектуальных действий обезьяны. Она помещалась в клетку, вне клетки располагалась приманка, а между приманкой и клеткой – палка на доступном для обезьяны расстоянии. Сначала обезьяна всячески старается достать приманку рукой, но когда эти попытки оказываются тщетными, обезьяна, взяв палку, подтягивает ею приманку. В других опытах, когда приманка была на значительно большем расстоянии, обезьяна "догадывалась" использовать две трубки, вставляя одну в другую (это уже создание элементарного орудия действия, инстинктивное трудовое действие). Но если палки находятся в разных местах, если, глядя на одну палку, обезьяна не видит другую, то задача становится для нее трудноразрешимой. Необходимо, чтобы обе палки и приманка одновременно находились в поле зрения обезьяны, чтобы их отношение могло быть зрительно воспринято. Животное остается, по выражению Келера, рабом своего зрительного поля. Оно не способно к абстрагированию – к действию в уме, вычленению существенных свойств явлений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Маклаков А.Г. Общая психология
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Урбанович А.А. Психология управления
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон Социальная психология. Ключевые идеи
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Андреева Г.М. Социальная психология
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты.
  • Гамезо М.В. Общая психология. Под редакцией
  • Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций
  • Кравченко А.И. Психология и педагогика
  • Карпова Л.В. Общая психология. Под редакцией
  • Вердербер Р, Вердербер К. Психология общения
  • Вахромов Е.Е. О смысле жизни, самоактуализации и акме.
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Образцов Виктор Александрович, Богомолова Сапфо Николаевна. Криминалистическая психология.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь