Базыма Б. А. Цвет и психика.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 23610

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Символические значения красного объясняются его связью в сознании древних с кровью. Красный — третья река верховного Бога, цвет одной из самых важных жидкостей человеческого организма. Причем, связь красного с кровью для первобытного сознания более существенна, чем с огнем.

Главенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается, практически, у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной организацией. Это Догоны, Маны, Бакту, Семанги, Сакаи и др. (L. Griale — 1950, В. Тэрнер — 1983). Сходная картина отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных племен этого острова черный выражает низменное, неприятное, злое; белый — радость, свет, надежду, чистоту; красный — силу, могущество, богатство, успех (A. Leib — 1946). Пещерные росписи австралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками. Белый у них символизирует воду, а красный — кровь (С. Мountford — 1962). Практически, сходные значения «основных» цветов наблюдаются и в Северной Америке у индейцев племени Чироки: белый — мир, счастье; красный — успех, торжество; черный — смерть.

В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и желтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». Желтый «тяготеет» (в символическом плане) к белому, а синий — к черному.

Принципиальное сходство цветовой символики у первобытных народов различных частей света позволяет нам вслед за В. Тэрнером трактовать цветовую триаду как архетип человека. Для первобытного человека три «основных» цвета — не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращенное или концентрированное обозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых различных культурах.
1.2. Цветовая символика в древней Индии и Китае

В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.

Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах.

Индия

Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде (комментарии Шанкарачарьи): «красный цвет (материального) огня — цвет первоогня, белый цвет (материального) огня — цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня — цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение — это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны» (цит. по В. Тэрнеру — 1983). Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный); и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью (белый). То же верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый).

В другом философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны три «основных» цвета соответствуют трем гунам или «нитям существования мира» — саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна — раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна — тамас (черный) может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.

На этих примерах видно, что в Древней Индии «основные» цвета являлись символами главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания (см. также Махабхарату, Рамаяму и др.).

Основа основ для древних индийцев — солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие «невидимого света», «черного солнца» и др.

Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием света. В «Ригведе» это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и яркий в небе, оставляет черные полосы на земле (или обгоревшем предмете); дождь, черный в небе (в виде дождевых облаков), становится прозрачным на земле (М. Schneider — 1946).

Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет (Махабхарата). Цвет богини любви — белый, смерти (Кали) — черный и красный, богини материнства — красный, т.к. она связана с принципом творения, активности, который выражается красным цветом (H. Zimmer — 1946). В целом, добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые — черным или сочетанием черного и красного.

Китай

В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. Согласно эзотерическим учениям три ряда символов (оттенки цветов, составные и природные элементы, чувства и реакции) исходят из общего источника, действующего на глубочайших уровнях действительности (Х.Э. Керлот — 1994). В «Книге перемен» («И цзин») мы находим следующую систему цветовой символики (см. таблицу 1.2.1.), исходящую из принципов теории соответствий.
Таблица 1.2.1.
Цвет Время года Стихия,
предмет Сторона света Планета Животное
символ
Зеленый
или синий Весна Дерево Восток Юпитер Дракон
Красный Лето Огонь Юг Марс Феникс
Белый Осень Металл Запад Венера Тигр
Черный Зима Вода Север Меркурий Черепаха
и змея
Желтый Конец
лета Земля Центр Сатурн
* По Л.П. Сычеву, В.Л. Сычеву (1975).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ишмурзина Дильбар. Конспект на тему «По тропинкам Осени»
  • Васильева Анна Владимировна. Дидактическая игра «Развивай – ка»
  • Нелюбова М.В. Психология цвета. Авторский курс лекций.
  • Редактор. Макраме. Браслет и закладка
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Сосновскася Светлана Александровна. Развивающая математическая игра «Цвета»
  • Притча «Какого цвета хамелеон»
  • Чирикова Светлана Алексеевна. Презентация «Волшебные камни»
  • Редактор. Делаем открытку к 9 мая. Квиллинг.
  • Психология цвета
  • Красный цвет делает мужчин привлекательнее
  • Психология восприятия цвета
  • Щукина Лариса Анатольевна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 'У БАБУШКИ В ГОСТЯХ'
  • В.И. Шуванов. Психология цвета в рекламе
  • Кузьменко Татьяна Сергеевна. Сценарий развлечения «Русская матрешка» для младшей группы.
  • Цвета и эмоции. Изучение цветовых ассоциаций
  • Ольга Торощина. «Эмоциональные процессы детей средней группы».
  • Василенко Светлана Борисовна. 'Психология восприятия цвета' деловая игра для педагогов
  • Гришанова Татьяна Михайловна. Презентация — Мастер-класс по изготовлению картины из шерсти «Крокусы»
  • Старикова Наталья Валерьевна. План-конспект занятия в средней группе «Коричневый цвет»
  • Полуянова Н.А.. Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»
  • Маева Елена Евгеньевна. Мастер-класс Букетик подснежников в вазе из ватных дисков
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Редактор. Поделки из Киндер Сюрпризов - Пальма
  • Аксарова Юлия Минвалиевна. План-конспект интегрированной НОД во второй младшей группе Тема: «Солнышко»
  • Костенкова Лидия Анатольевна. Игры на различение и усвоение названий цветов с детьми раннего возраста.
  • Редактор. Ёлочка нарядная, сплетенная из бисера
  • Камнева Людмила Витальевна. Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ — технологий в 1-ой младшей группе Тема: «По следам колобка».
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Игра-презентация 'И цвет и форма и размер'
  • Притча «Открой глаза»
  • Шайтанова Светлана Юрьевна. «Разноцветные игры. Формирование представлений о цвете у детей-дошкольников 3 – 7 лет»
  • Абзалова Эльвира Наилевна. Конспект НОД по ПДД во 2 младшей группе «Знакомство со светофором»
  • Редактор. Поделка, Деревянные Санта-Клаусы
  • Столбова Алеся Анатольевна. Конспекты занятий (аппликация, конструирование, лепка, рисование)
  • Притча «Разноцветная реальность»
  • Джабраилова Дагмара Аларбиевна. Конспект НОД для младшей группы 'Осенние листья'
  • Коржова Анна Викторовна. Буклет «Тайный мир цвета»
  • Главный Редактор. Закладки для книг - макраме
  • Гундарева Елена Николаевна. Конспект занятия по математике «Цветик-семицветик» в старшей группе
  • Королева Галина Александровна. Конспект занятия по сенсорике в группе раннего возраста «В гостях хорошо»
  • Светлана Михайлова. Физкультурное развлечение «Я – примерный пешеход» для детей старшей и подготовительной групп.
  • Ермилова Елена Александровна. Квест «Берегись автомобиля»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Букина Нина Александровна. «Путешествие в радужное королевство»
  • Редактор. Описание нетрадиционной художественной техники для изучения с детьми
  • Базыма Б. А.- Психология цвета. Теория и практика
  • Хусаинова Наталья Николаевна. «Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста»
  • Притча «Вкус и цвет нашей жизни»
  • Главный Редактор. Поделки из ниток - Рыжий клоун



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь