Методика преподавания психологии: конспект лекций. Коллектив авторов.

Категория: Методология, Психология | Просмотров: 19891

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

10.9. Проблема учебных конфликтов и способы их предупреждения


Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.
Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики, а также из-за того, что большинство людей либо не знают об этих особенностях, либо не придают им значения.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействие), способствующие возникновению и развитию конфликта, т. е. приводящие к конфликту непосредственно.
Различают следующие основные типы конфликтов.
1. Внутриличностный конфликт – это состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение человек примет и примет ли его вообще.
2. Межличностный конфликт – это трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты «ученик – ученик», «ученик – учитель», «учитель – учитель».
Конфликт «ученик – ученик». Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета группой в целом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, рас ширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем группы (класса), который должен найти (иногда вместе с родителями) каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования.
Случайные межличностные конфликты встречаются между дев очками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельны ми учениками младших классов. В вузе случайные конфликты между студентами и студентками, несмотря на то что они вышли из подросткового возраста, происходят по тем же причинам. Студенты могут оценивать свою и чужую позицию в конфликте и в зависимости от своей оценки принимать или не принимать ее.
Конфликт «ученик – учитель». Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах и на первых курсах вуза в силу проблем подросткового возраста. Общество, родители и учителя ставят перед молодым человеком важную задачу осуществить профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Конфликт в данном случае может возникнуть, если позиции учителя и ученика противоположны.
В младших классах учитель для ученика – такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я – взрослый», которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем. В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решать вопросы, касающиеся лично их, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо ост рее и может приводить к конфликтам в любой форме. Поскольку присвоение форм культуры (образование) и освоение взрослости (различных форм самостоятельности и естественности) приходятся на первый курс вуза, то возможны конфликты, связанные с адаптацией студента в данном учебном заведении.
Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая – в завышенных требованиях с целью подготовки учеников для поступления в вуз. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные воспринимаются классом как произвол учите ля. Необходима справедливая оценка знаний учеников.
Конфликт «педагог – педагог». Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:
а) соперничество учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Такой учитель может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. В результате начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;
б) поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда педагоги со стажем позволяют себе снисходительно поучать своих молодых коллег, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;
в) создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее, участи ем в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т. п.
3. Межгрупповой конфликт. Образовательное учреждение состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты, например, между руководством и исполнителями, между учащимися, между неформальными группами внутри учебной группы, между администрацией и профсоюзом. К сожалению, нередким примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, в частности между школьным руководством и педагогами, или между педагогами и учащимися. Это яркий пример дисфункционального конфликта.
Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы, т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением конкуренции социальной. Данный тип конфликта сопровождают следующие проявления:
а) «деиндивидуализации», когда члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение. Деиндивидуализация облегчает проявление агрессивности к другим группам;
б) социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку («они злодеи, они глупые, они отсталые» и т. п.). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, ведь, чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает» и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от ин формации с чужой стороны о чужой группе («железный занавес»), тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группами. Для сглаживания конфликта полезен об мен реальной информацией друг о друге;
в) групповой атрибуции, когда члены группы склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события». Объяснение причин событий резко различается для «своей» и «чужой» группы. Так, положительному поведению своей группы и негативному поведению чужой группы приписываются внутренние причины («мы поступаем правильно, потому что мы хорошие», «они поступают плохо, потому что они плохие»). Негативное по ведение своей группы и положительное поведение чужой группы объясняются внешними причинами, внешними обстоятельствами. Например, «нападения» своей группы (негативное, агрессивное поведение) объясняют внешними причинами («нас вынудили обстоятельства»), а нападки противни ков объясняют внутренними причинами («они плохие люди»). Конструктивные положительные действия чужой группы оценивают как внешне обусловленные («у них не было другого выхода, обстоятельства вынудили их пойти на „мировую“„) или порой воспринимаются как подвох, „военная хитрость“ („что-то здесь не так, нельзя доверять их миролюбивым предложениям“). Даже раскол внутри своей группы при таком проявлении склонны объяснять действиями „чужой“ группы, которые «вредят нам, строят заговоры против нас“.
В педагогической практике данный тип конфликта проявляется по-разному. Многие педагоги считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе подобных конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего так проявляется борьба за ограниченные ресурсы: каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между педагогом и учащимся, например, когда учащийся убежден, что учитель предъявляет к нему непомерные требования, а учитель считает, что ученик не желает работать в полную силу.
Исследователи выделяют достаточно много различных видов конфликтов, поскольку жесткой грани между разными видами не существует, а в педагогической практике возникают конфликты как организационно-вертикальные и межличностные одновременно, так и горизонтально-открытые и межгрупповые и др. Конфликты, которые были рассмотрены ранее, осуществляют как позитивные, так и негативные функции (табл. 1).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лурия А.Р. Лекции по общей психологии
  • Табачников С.Л., Фукс Д.Б. Математический дивертисмент. 30 лекций по классической математике
  • Оболенский А.Ю., Оболенский И.А. Лекции по аналитической геометрии
  • Притча «Лекции о сексе»
  • Франц М.-Л. - Алхимия: Введение в символизм и психологию
  • Шульц П. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
  • Набоков В. Лекции по зарубежной литературе
  • Архипов Г.И., Садовничий В.А., Чубариков В.Н. Лекции по математическому анализу
  • Бобров И.В. Курс лекции по новой и новейшей истории
  • Яковлев Г.Н. Лекции по математическому анализу. В 2 частях
  • Фридман А.А. Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня
  • Притча «Работать головой»
  • Поликарпов В.С. Золотой век в истории мировой культуры. Лекции
  • Буряковский А.Л. и др. История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете
  • Лескова И.А. Лекции по курсу "Мировая художественная культура"
  • Набоков В. Лекции по русской литературе
  • Левин М.И., Левина Е.А., Покатович Е.В. Лекции по экономике коррупции
  • Павленко Ю.Г. Лекции по теоретической механике
  • Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений. Лекции по спецкурсу "Основы квалификации преступлений"
  • Шарыгин Г.И. Лекции по элементарной геометрии
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Любавский М. К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века
  • Диордиева О.Н. Лекции по курсу "Гражданский процесс"
  • Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах
  • Притча «Листок бумаги»
  • Малыхин В.И. Высшая математика
  • Малыхин В.И. Математика в экономике
  • Фрейд Зигмунд - Введение в психоанализ. Лекции.
  • Душенькина Е.А. Экономическая теория. Конспект лекций
  • Печников Н.П. Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
  • Воробьева Л.В. Семейное право Российской Федерации
  • Мышкис А.Д. Лекции по высшей математике
  • Кирик С.Д. и др. Неорганическая химия. Курс лекций
  • Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций
  • В. Босс Лекции по математике (Том 1-4)
  • Минаев В.В. История России. XX век
  • Львовский С.М. Лекции по математическому анализу
  • Джон Рескин Лекции об искусстве
  • Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций
  • Тимошенко И.В. Таможенное право: конспект лекций
  • Лекции по курсу психология аномального развития для клинических психологов - Автор неизвестен.
  • Притча «Cовет матери»
  • Малова И.Е., Горохова С.К. и др. Теория и методика обучения математике в средней школе
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Лекции по психологии лидерства
  • Бродский Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода
  • Нуреев Р.М. Курс микроэкономики
  • Гусинская Елена Николаевна. Основные условия проведения занятия в ДОУ и интерактивные методы обучения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь