Методика преподавания психологии: конспект лекций. Коллектив авторов.

Категория: Методология, Психология | Просмотров: 19897

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

10.3. Анатомия диалога


Диалог является наиболее распространенным видом коммуникативной деятельности; он организует межличностное общение равноправных партнеров, обладающих равной активностью. Характер диалога зависит от личностей, которые его ведут.
Как сложное социальное явление диалог может быть познан только с позиции системного подхода. Методологический анализ сущности диалога вскрывает его природу, полемический характер, многообразие форм, диалектику основных компонентов. Характеристика структуры диалога представлена диалогическими отношениями, диалогическими позициями субъектов общения, предметом диалога, действиями диалога и т. д. Гносеологический аспект диалога проявляется в познавательной ценности разнообразных его форм. Логический аспект диалога выдвигает его как форму мышления двух взаимодействующих субъектов. Социологический аспект диалога относится прежде всего к его социальной природе, к роли диалога как принципа социального взаимодействия на межличностном, личностно-групповом и личностно-массовом уровнях. Лингвистический аспект системной характеристики диалога вскрывает его сущность как принципа речевого, словесного творчества взаимодействующих людей. Наконец, с позиции психологического аспекта диалог представляют как взаимовлияние, взаимодействие, взаимное психологическое «событие».
Суть характеристики диалога как принципа социального взаимодействия раскрывается в своеобразии исполнения тех психотехнических действий, которые и составляют сущность данной формы общения. Это своеобразие заключается в сопрягаемости и одновременности действия-воздействия одного партнера на другого и действия-отражения как ответного «хода»; в сменяемости позиций воздействующего и отражающего; во взаимной интеллектуально-волевой активности; в обменном характере действий. Таким образом, диалог как принцип коммуникативной деятельности определяет характер идеологического общения как последовательную смену качеств субъекта и объекта у партнеров. Для реального диалога необходимы следующие условия: 1) наличие желания и готовности двух партнеров выразить свою позицию по отношению к актуальной проблеме; 2) готовность воспринять и оценить позицию партнера; 3) готовность к активному и наступательному взаимодействию; 4) наличие у партнеров общей основы и определенных различий в решении обсуждаемой проблемы.
Основой диалога являются проблема и различие в позициях на ее разрешение. Диалог можно рассматривать как систему вопросно-ответного взаимодействия, где происходит смена позиций задающего вопросы и отвечающего на них. По характеру диалог может представлять интеллектуальное состязание, битву идей, столкновение мыслей и т. д.
Существует несколько модификаций диалога. Рассмотрим их подробнее.
Самокритический диалог представляет собой внутреннее самообщение с целью самооценки, самоанализа. Критический самоанализ как форма внутреннего диалога обеспечивает самооценку через взаимодействие двух «Я». Самокритический диалог развивается до или после критического диалога. Если человек стремится стать инициатором критического диалога, то, готовясь к общению, он вступает в диалог со своим вторым «Я». В ходе такого внутреннего диалога происходит самооценка своего права на инициативу в критическом диалоге. Иногда предшествующий критическому внутренний самокритический диалог носит характер диагноза и прогноза развития последующей стадии общения. В самокритическом диалоге оцениваются позиции и поступки личности со стороны внутреннего «Я». Также объектом оценивания могут быть критические оценки других людей.
Самокритический диалог – это условие самопознания, закономерность успешной управленческой работы. Он может быть не только внутренним, но и внешним. В таком случае данный вид диалога выступает как принцип управленческого общения или стимулирования активности других людей.
Критический диалог представляет собой коммуникативно-оценочные действия по отношению к отрицательным явлениям или сторонам другого человека, его деятельности, а также всего многообразия общественной жизни. В критическом диалоге можно выделить такие фазы, как постановку проблемы, анализ причин, ее породивших, оценку действий, приведших к отрицательным последствиям проблемы, конструктивное предложение или изложение позиции на решение проблемы, ответную реакцию критикуемого или поддержку другим позиции критикующего.
Критический диалог эффективен, если в нем диалектическое отрицание сочетается с позитивным освещением проблемы, составляющей объект критики. Необходимым условием критического диалога является соблюдение нравственно-этических требований к нему: честность, бескорыстие участников, взаимоуважение и взаимопонимание позиций участвующих в таком диалоге сторон. Существенным является и то, чтобы критикуемому не приписывалась позиция, которую он не разделяет, не искажался смысл его слов и взглядов, не «выдергивались» из общего контекста отдельные идеи и не унижалось человеческое достоинство критикуемого.
Критический диалог необходимо строить на принципах взаимной требовательности, доверия. Важными условиями такого рода диалога являются откровенность и открытость. Ведение критического диалога требует не только серьезной интеллектуально-аналитической мобилизации, но и психологической готовности к его осуществлению.
В критическом диалоге возможно проявление таких форм реагирования с критикуемой стороны, как сопротивление, решительный отпор, эмоциональный взрыв и др. По своим психологическим качествам критический диалог представляет метод психологической демаскировки негативных качеств личности. Такая демаскировка чаще всего ведет к эмоционально-психологической мобилизации критикуемого. К этому надо быть готовым, следует учитывать как возможные линии развития ситуации критического диалога, так и психологические характеристики критикуемого.
Критический диалог – это «драма с открытым финалом», который чаще всего трудно точно предсказать. Но, используя четкую систему аргументации, ее безупречность, найдя верный тон взаимодействия с критикуемым, можно сделать критический диалог нормальной фор мой управленческого общения.
Дискуссия как форма диалога предполагает управленческое общение на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений. Сущность действий в дискуссии состоит в защите или опровержении тезиса. При вы движении тезиса участники дискуссионного диалога исходят из трех технологических условий: а) тезис должен быть четко сформулирован и ясен оппоненту; б) он должен оставаться неизменным в ходе всего диалога; в) он не должен содержать в себе логических противоречий.
Дискуссия как сложная социально-технологическая система диалогического общения ставит перед ее руководителем три группы взаимосвязанных задач: 1) по отношению к проблеме; 2) по отношению к группе участников; 3) по отношению к каждому отдельному участнику. Решение этих задач требует от педагога выбора адекватных средств. На основе соотнесения задач и средств их реализации формируется психотехническая программа действий руководителя дискуссии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лурия А.Р. Лекции по общей психологии
  • Табачников С.Л., Фукс Д.Б. Математический дивертисмент. 30 лекций по классической математике
  • Оболенский А.Ю., Оболенский И.А. Лекции по аналитической геометрии
  • Притча «Лекции о сексе»
  • Франц М.-Л. - Алхимия: Введение в символизм и психологию
  • Шульц П. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
  • Набоков В. Лекции по зарубежной литературе
  • Архипов Г.И., Садовничий В.А., Чубариков В.Н. Лекции по математическому анализу
  • Бобров И.В. Курс лекции по новой и новейшей истории
  • Яковлев Г.Н. Лекции по математическому анализу. В 2 частях
  • Фридман А.А. Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня
  • Притча «Работать головой»
  • Поликарпов В.С. Золотой век в истории мировой культуры. Лекции
  • Буряковский А.Л. и др. История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете
  • Лескова И.А. Лекции по курсу "Мировая художественная культура"
  • Набоков В. Лекции по русской литературе
  • Левин М.И., Левина Е.А., Покатович Е.В. Лекции по экономике коррупции
  • Павленко Ю.Г. Лекции по теоретической механике
  • Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений. Лекции по спецкурсу "Основы квалификации преступлений"
  • Шарыгин Г.И. Лекции по элементарной геометрии
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Любавский М. К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века
  • Диордиева О.Н. Лекции по курсу "Гражданский процесс"
  • Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах
  • Притча «Листок бумаги»
  • Малыхин В.И. Высшая математика
  • Малыхин В.И. Математика в экономике
  • Фрейд Зигмунд - Введение в психоанализ. Лекции.
  • Душенькина Е.А. Экономическая теория. Конспект лекций
  • Печников Н.П. Должностные и служебные преступления: лекции к курсу
  • Воробьева Л.В. Семейное право Российской Федерации
  • Мышкис А.Д. Лекции по высшей математике
  • Кирик С.Д. и др. Неорганическая химия. Курс лекций
  • Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций
  • В. Босс Лекции по математике (Том 1-4)
  • Минаев В.В. История России. XX век
  • Львовский С.М. Лекции по математическому анализу
  • Джон Рескин Лекции об искусстве
  • Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций
  • Тимошенко И.В. Таможенное право: конспект лекций
  • Лекции по курсу психология аномального развития для клинических психологов - Автор неизвестен.
  • Притча «Cовет матери»
  • Малова И.Е., Горохова С.К. и др. Теория и методика обучения математике в средней школе
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Лекции по психологии лидерства
  • Бродский Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода
  • Нуреев Р.М. Курс микроэкономики
  • Гусинская Елена Николаевна. Основные условия проведения занятия в ДОУ и интерактивные методы обучения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь