Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 139811

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 1. Развитие человека перспективы, процессы и методы исследования
Stoller Е. Р. & Gibson R. С. Worlds of difference: Inequality in the aging experience. — Thousand Oaks, CA: Pine Forge Press, 1994.
Авторы дают представление о взглядах социологии и литературы на факторы, определяющие жизнь человека в процессе развития. Особое место в книге уделяется историческим и социальным факторам.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.
Книга содержит избранные труды выдающегося отечественного психолога, академика Б. Г. Ананьева, посвященные методологическим вопросам комплексных исследований в психологии и конкретным проблемам индивидуального развития человека в перспективе жизненного пути.
Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации / / Возрастная физиология. (Руководство по физиологии.) — Л.: Наука, 1975, с. 5-67. Предлагается периодизация онтогенеза с точки зрения современной физиологии.
Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Книга классиков современной психологии Л. С. Выготского и А. Р. Лурия раскрывает основные положения теории культурно-исторического развития психики.
Кон И. С. Ребенок и общество. (Историко-этнографическая перспектива.) — М.: Наука, 1988. Книга содержит более глубокий анализ проблем, затрагиваемых в главе 1 данного учебника. Используя понятийный аппарат и фактические данные этнографии, истории, социологии и психологии, автор анализирует понятие возраста и различные подходы к описанию развития человека, соотношение целей и средств воспитания, особенности социализации мальчиков и девочек, специфику родительских установок и функций в разных обществах Востока и Запада.
Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. (Пер. с англ.) — М.: Когито-Центр; изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
Известный американский психолог Майкл Коул, определяя психологию развития как культурно-историческую науку, обращается в этой книге к нескольким фундаментальным вопросам:
что значит — научно изучать развитие человека? Какого рода науку мы получаем? Как широко она применима? Какую пользу можно из нее извлечь? И, наконец, почему психологам так трудно учитывать культуру?
Развитие ребенка. (Пер с англ.)/ Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1968.
Уникальная книга — введение в лабораторию творческой мысли крупнейших ученых (Р. Заз-зо, К. Лоренца, М. Мид, Ж. Пиаже, Дж. Таннера, Г. Уолтера и др.), обсуждающих такие важные проблемы, как стадиальность физического и психического развития ребенка, инстинктивные механизмы поведения и их роль в онтогенезе человека, роль социальных и биологических факторов в физическом и психическом развитии.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1990.
В пособии с позиций системного подхода рассматриваются возрастные изменения и развитие психики человека на протяжении всей его жизни.

Глава 2 Теории развития человека: введение
ЗАДАЧИ ГЛАВЫ
Закончив изучение этой главы, вы должны суметь справиться со следующими заданиями:
1. Объяснить сущность трех спорных вопросов, которые поднимаются в теориях развития ребенка
2. Охарактеризовать основные теории научения, включая бихевиоризм.
3. Изложить основные положения когнитивного подхода в психологии и объяснить, наскольк работы Ж. Пиаже и авторов информационных и социально-когнитивных теорий вписываются рамки этого подхода.
4. Объяснить основные принципы психоаналитической школы, включая работы 3. Фрейда, Э. Эриксона.
5. Изложить основные положения теорий «Я» и гуманистической психологии, включая наиболе значительные идеи А. Маслоу и К. Роджерса.
6. Проанализировать связь между этологией (наукой о поведении животных) и развитием человека.
7. Сопоставить основные теории развития человека: теории научения, когнитивные, психоаналитические и гуманистические теории, теории «Я» и этологию.

• Сьюзен Смит, молодая мать из Южной Каролины, утопила двух своих маленьких сыновей, загнав машину, в которой они спали, в озеро.
• Сотни тысяч жертв землетрясения в японском городе Кобэ спокойно, терпеливо и стоически переносят свое тяжелое положение. Они безропотно стоят
в длинных очередях, чтобы получить пищу, кров и медицинскую помощь, не устраивают никаких беспорядков.
• В детстве роль Билла Клинтона, отчим которого был алкоголиком и бил свою жену, заключалась в том, чтобы примирить своих ссорящихся родителей. Деятельность Клинтона на посту президента проходит под знаком примирения и компромисса.
Какова сущность человеческой натуры? Следуем мы велениям разума и осознанным целям или полностью зависим от игры страстей? Как происходит научение благодаря внезапным открытиям и озарениям или постепенному продвижению
60
Глава 2 Теории развития человека введение
простого к сложному? Какие мотивы нами движут — награда, боль, любопытство или внутреннее влечение? Что такое совесть и как она развивается? Способны ли мы совладать с ней, или ее формируют силы, над которыми мы не властны? Время от времени мы размышляем о развитии человека, стремясь найти ответы на эти вечные вопросы и узнать, почему такие люди, как Сьюзен Смит, жертвы землетрясения в Кобэ и президент Билл Клинтон поступают именно так, а не иначе. Какой бы ответ мы ни нашли, он, вероятно, будет опираться на одну из теорий развития человека, то есть на упорядоченное множество принципов или предположений о поведении человека, которое придает структуру конкретному массиву данных.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИЙ
Большие массивы данных, с которыми трудно иметь дело, с помощью теорий приводятся в порядок. Ученые, занимающиеся социальными науками, пользуются теориями для формулирования важных вопросов, для отбора и организации полученных в ходе исследований данных и их истолкования с более общих позиций. Извлекаемая в результате информация, вместе с более широкой теорией, позволяет ученым предсказывать будущее поведение.
Если вы задумаетесь над поставленными выше вопросами, то, скорее всего, осознаете, что для ответа на них у вас есть свои собственные теории. Вы склоняетесь к тому или иному объяснению конкретной проблемы, и предположения, которые неявно присутствуют в вашем объяснении, вероятно, тесно связаны с вашими представлениями о других людях. Например, вы можете рассматривать малолетних правонарушителей либо как людей, несущих ответственность за свои действия, либо как жертв внешней среды или воспитания в раннем детстве. Возможно, вы считаете, что шестилетние дети способны сами решать, чему им учиться в школе, или что нельзя ожидать, чтобы они знали, чего хотят. Вероятно, у вас есть собственные предположения о том, в какой степени каждый из нас несет ответственность за свое поведение и в какой мере можно полагаться на то, что разум человека правильно руководит его поступками.
Ясное понимание теорий развития человека позволяет нам перепроверить предположения, стоящие за нашими убеждениями, и определить степень их соответствия реальному положению вещей. Знакомясь с различными теориями, мы также можем анализировать поведение с нескольких точек зрения и оценивать другие объяснения.
Теории систематизируют наблюдения, придавая им организованную структуру. Они также дают рациональное объяснение тому, как и почему происходит наблюдаемое явление. Любая из теорий может быть верной и по праву заслуживать изучения, при этом не объясняя причин какого-то конкретного процесса развития. У каждой теории есть свои положительные и отрицательные стороны, но вряд ли найдется такая, которую можно было бы назвать единственно верной. Таким образом, маловероятно, что какая-либо одна теория может полностью объяснить все процессы развития и формы поведения. Это не означает, что все теории неверны. Дело в том, что вследствие сложности процессов развития различные теории нацелены на объяснение разрозненных аспектов развития.
61



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Владината Петрова. Толкование любимой сказки с точки зрения теории доминирования
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Миронова М. ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ/РЕГРЕССИИ В ХРИСТИАНСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Теории психотерапии.
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Тайсон Филлис и Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития.
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Карлин Е.А. Темы профессионального развития психотерапевта
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов.
  • А.И. Юрьев. Баланс биологического и социального в политической психологии. - А. Юрьев
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Теория; Theory; Theorie
  • Теория научения; learning theory
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Развитие; development
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Жуков В.Ю. Основы теории культуры
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост: теории и проблемы
  • Шараев Ю.В. Теория экономического роста
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Хорни Карен. Самоанализ.
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Основные понятия концепции Л.Выготского Тема: «Научные подходы к планированию»
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь