Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 51792

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

зиций участников общения. Формирование ценностно-смысловой позиции — это процесс осмысления субъектом конкретной социальной ситуации, исходя из тех этических, эстетических и других ценностных норм, которыми он руководствуется в своем поведении. Осуществляется оно в процессе соприкосновения, столкновения и взаимопроникновения точек зрения собеседников на личностные качества партнеров и предмет деятельности или общения.
Современные перспективы развития исследований познания человека человеком, несомненно, состоят именно в углубленном изучении межличностного понимания как процесса формирования ценностно-смысловых позиций партнеров (их столкновения, взаимопроникновения и взаимовлияния). Другими словами, в переходе от монологической (субъект-объектной) схемы анализа, какой она была на первых двух этапах экспериментов, к диалогической (субъект-объект-субъектной). Рассмотрим некоторые из исследований под углом зрения диалогического анализа. Среди них иногда встречаются работы, авторы которых прямо ставят перед собой задачу разработать принципы диалогического подхода к психологическому анализу коммуникативных ситуаций. Однако чаще на необходимость диалогического анализа наталкивают процедура и результаты экспериментов, как, например, в исследованиях С.В.Кондратьевой, направленных на определение особенностей понимания учителями учеников [55].
Из них следует, что учителя с низким уровнем педагогического мастерства используют типичный монологический подход в оценке личности ученика. Это проявляется, во-первых, в том, что ученик выступает для них прежде всего не как субъект, а как такой объект познания, наиболее важным качеством которого является успеваемость. Характеризуя хорошо успевающих учеников, они выделяют преимущественно их положительные качества, а личность слабоуспевающих характеризуют на негативной основе (ранее этот факт отмечался Ананьевым [1, с.215].
Во-вторых, таким учителям «нередко свойственна субъективность понимания, его зависимость от установок (иногда негативных), стереотипов, предубежденности и т. п.» [55, с.144]. Факт формирования установки воспринимать людей только с одной точки зрения, стереотипности восприятия другого человека — распространенное явление в межличностном познании. Между тем это типичное проявление монологического подхода, по сути своей не способного отразить все многообразие качеств личнос-
536
ти познаваемого человека. Дело в том, что целевая установка на предвосхищение и поиски только знакомого не позволяет раскрыться новому. Познающий субъект старается растворить позицию познаваемого в своей. В результате в другом человеке он видит только отражение самого себя.
В-третьих, ученик-объект познания выступает для них как нечто неизменное, застывшее. Стремление проникнуть в незавершенное, развивающееся ядро личности — это отличительная черта диалогического подхода к межличностному познанию (определяющей тенденцией такого подхода является ориентация на анализ процессуальных аспектов психики). Именно это свойственно учителям с высоким уровнем педагогического мастерства. «Для учителей-мастеров характерны проникновение в скрытые резервы развития, оптимистичность характеристики личности» (там же). С повышением уровня мастерства уменьшается влияние, оказываемое успеваемостью на оценку личности ученика, повышается объективность его понимания. Характерно, что у учителей-мастеров рельефнее выступает положительное отношение к ученикам.
Как показали эксперименты второго этапа, познать человека — это значит вступить в отношение с ним. Линия изучения взаимоотношений партнеров по общению (в отечественной психологии идущая от теории отношений Мясищева) реализуется в экспериментах третьего этапа в исследованиях эмпатии.
Осознание включенности отношения к познаваемому в процессе познания позволяет с диалогических позиций иначе, чем с монологических, объяснить содержание эмпатии. Согласно монологическому подходу, широко распространенному в западной социальной психологии, эмпатия — это переживание человеком при виде состояния другого человека той же эмоции, которую он у последнего отметил При этом эмоциональное переживание человека, например радость, рассматривается как некий «объект», который копирует познающий субъект. В результате происходит удвоение: у них оказываются одинаковые эмоции.
С диалогических позиций эмпатия включает не только эмоциональный отклик на переживания партнера, но и осознание того, что такое радость, понимание содержания понятия «радость». Однако осознание невозможно без оценки. Если один человек радуется, глядя на другого, то содержание его эмоции все же принципиально иное: он радуется в результате оценки извне, со своей ценностно-смысловой позиции. Его эмоция вклю-
537
чает и оценочный план отношения к радости партнера, поэтому эмпатию не следует рассматривать как чисто эмоциональное явление. Как справедливо отмечает Т.П.Гаврилова, в процессе психического развития эмпатические переживания формируются как эмоционально-когнитивные системы, в которых более сложные формы эмпатии опосредствованы знанием [93].
Если одним из существенных механизмов реализации межличностного влияния в общении оказывается эмпатия, то в качестве другого выступает идентификация. Идентификацию, т. е. способность встать на точку зрения партнера, нельзя отождествлять с пониманием (к сожалению, это нередко происходит в исследованиях межличностного познания). Идентификация является необходимым, но недостаточным условием понимания. Нельзя сводить ее и к взаимному уподоблению людей друг другу (что тоже весьма распространено).
Как показало исследование Р.Л.Кричевского и Е.М.Дубов-ской, в основе механизма идентификации лежит своеобразный социально-перцептивный процесс соотнесения ценностных характеристик участников межличностного взаимодействия, соотнесения их ценностно-смысловых позиций. Значимый другой предстает для познающего субъекта не столько в качестве объекта уподобления, сколько «в качестве своеобразного регулятора его поведения, некоего эталона, на который идет ориентация и с которым сличается реализуемое поведение» [там же, с. 108].
Исходным условием диалогического общения является вера в существование у партнера своего индивидуально-своеобразного мировоззрения, осознание неповторимости формирующейся у него в общении ценностно-смысловой позиции. Диалогическое понимание личности партнеров возникает как бы на стыке разных ценностно-смысловых позиций. Такое понимание не требует отказа от своей точки зрения на качества личности партнера и «вживания» в его представления о себе. Это привело бы к дублированию, к возникновению точно такого же понимания качеств его личности, как у него самого. Диалогическое понимание имеет творческий, а не дублирующий характер вследствие того, что субъект, не отказываясь от своей точки зрения, способен обнаружить в партнере такие качества, которые тот со своей позиции увидеть не может.
Таким образом, диалогический анализ межличностного познания должен строиться по меньшей мере на трех основаниях: учете взаимоотношений и взаимовлияний партнеров; признании
538
их права на свои стиль мышления и поведения; прослеживании динамики развития личности, а также выявлении процессуальных аспектов понимания коммуникантами чужих взглядов, установок, психологических особенностей личности. Целостная совокупность отношений понимающего субъекта, стиль мышления и поведения, представления о партнерах интегрируются в его ценностно-смысловой позиции.
Использование российскими психологами при анализе познавательных процессов таких понятий, как «ценностно-смысловая позиция», «смысловые образования» и т. п. свидетельствует об осознании ими того очевидного (сегодня, но не несколько десятков лет назад) факта, что воспринимает, запоминает, осмысливает не восприятие, память, мышление, а субъект, личность. Чувственные данные имеют для человека определенный смысл и иногда даже не один. Следовательно, личностные аспекты познавательных процессов всегда должны находиться в фокусе внимания изучающего эти процессы психолога. И как об этом уже упоминалось при анализе исследований памяти и мышления, важнейшее место среди личностных компонентов познания занимает для субъекта смысл познаваемой действительности.
Между тем проблему смысла и его семантического антипода — бессмыслицы — в современной науке вовсе нельзя считать решенной. Напротив: существует такое разнообразие точек зрения на эти понятия, что нередко это приводит к взаимному непониманию участников научных дискуссий. Вследствие этого необходимо вкратце остановиться на фундаментальных проблемах, интенсивно разрабатывавшихся в отечественной психологии: определения и психологического анализа смысла и бессмыслицы, а также соотношения значения, содержания и смысла того, что воспринимается, запоминается, осмысливается познающим субъектом.
Каждая наука имеет дело со своей предметной областью — конкретными или абстрактными предметами и явлениями действительности, определенными свойствами изучаемых предметов и отношениями между ними. Человек обычно воспринимает как осмысленные суждения, в которых выражены реально существующие связи и отношения между предметами и которые он может соотнести с каким-то известным ему образцом, знакомой по прошлому опыту ситуацией (например, рассказ о заседании кафедры или покупки товара в магазине). Не имеет смысла вербальный материал, в котором выражены несуществующие
539



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию
  • Джемс. Психология.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • С.Э. Поляков. Кризис современной психологии
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Сурмава А.В. Принципы рефлексивной теории деятельности.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.
  • Как заставить людей признавать факты?
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Ленин В. МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Аллахвердов В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКЕАНУ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО К ТАИНСТВЕННОМУ ОСТРОВУ СОЗНАНИЯ
  • Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Федунина Н.Ю. Психическая травма. К истории вопроса
  • А.И. Юрьев. Баланс биологического и социального в политической психологии. - А. Юрьев



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь