Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 47836

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Внимание как функционирование сознания связано с расчленением внешних впечатлений, выделением наиболее значимых в данный момент компонентов, сосредоточением на них наибольших аналитико-синтетических усилий. Благодаря этому достигается наибольшая ясность и отчетливость сознания, его сфокусированность в нужном направлении. Внимание выступает в "роли стратега, т. е. направителя и организатора, руководителя и контролера боя, не принимающего, однако, непосредственного участия в самой схватке"*.
* Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 152.


Внимание – проявление основных характеристик сознания – интенциональности, т. е. его направленности, и апперцептивности, т. е. зависимости отражения явлений действительности от общего содержания психической деятельности индивида.
Человек способен сознательно отражать не только внешнюю, но и внутреннюю среду, свои психические состояния.
Внимание – универсальный механизм усиленный ориентировочно-исследовательской деятельности.
При равнозначности объектов происходит периодическое колебание внимания – его флуктуация (рис. 7).
Нейрофизиологические основы внимания. Физиологическим механизмом организованности сознания является, по учению И. П. Павлова, функционирование очага оптимального возбуждения, или "доминанты", по терминологии А. А. Ухтомского. При этом блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.
Внимание связано с врожденным ориентировочным рефлексом. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой органов чувств, повышением их чувствительности, общей активизацией деятельности мозга, торможением всех реакций на побочные воздействия.
Виды внимания. Психические процессы могут иметь произвольную и непроизвольную (независимую от воли) направленность. Так, резкий неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли. Но основная форма организации психических процессов – произвольное (преднамеренное) внимание. Произвольное внимание связано с вычленением значимой информации.
Способность произвольно направлять психическую деятельность – одна из основных особенностей человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий. Различаются также внешненаправленное внимание – выделение значимых объектов во внешней среде – и внутринаправленное – выделение идеальных объектов из фонда самой психики.
Внимание связано с установками человека, его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность органов чувств, уровень всей психической деятельности. (Мы скорее заметим появление объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время.)


Рис. 7. Колебание внимания.
При длительном восприятии рисунка вершина усеченной пирамиды периодически отступает на задний план (период флуктуации внимания – 20 секунд).

Индивидуальные особенности внимания обусловлены рядом факторов. К ним относятся: тип высшей нервной деятельности, условия психического развития индивида, его текущие психические состояния, условия текущей деятельности.
Свойства внимания. К свойствам, или качествам, внимания относятся активность, направленность, объем, широта, распределенность, концентрация, устойчивость и переключаемость (табл. 2).
Свойства внимания связаны со структурной организацией деятельности человека.
На первоначальном этапе деятельности, при первичной ориентации, когда предметы обстановки еще равнозначны, основной особенностью внимания является широта – равномерная распределенность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но устойчивость внимания приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. В зависимости от этого психические « процессы становятся более интенсивными, возрастает и объем внимания – количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
Одновременно охватывается вниманием четыре-пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Он значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Объем внимания несколько меньше объема осознания, ибо наряду с отчетливым, отражением объектов в сознании в каждый момент происходит неотчетливое, фоновое отражение других объектов.
Направленность сознания на параллельное выполнение нескольких действий называется распредеденностыо внимания. Начинающий водитель управляет автомобилем с напряжением, он с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать многие действия полуавтоматически и сосредоточиваться на наиболее значимых объектах.
Интенсивность направленности сознания на наиболее значимые объекты – концентрация внимания.
Качества внимания связаны с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности – силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – труднопереключаемо, недостаточно распределено. Эти особенности функционирования сознания имеют существенное значение в различных видах профессиональной деятельности – они диагностируются специальными тестами.

Таблица 2



Внимание – это организованность сознания индивида. Отсутствие четкой направленности, структурированности сознания означает его дезорганизованность. Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. (Имеется в виду не та "профессорская" рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения; а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания.) Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Данченко В. (ред.) ПСИХОСИНТЕЗ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Вторая топика Фрейда
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Казакова Галина Николаевна. Доклад на тему: «Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Подсознательное, подсознание; subconscious, subconsciousness
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Развитие; development
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Валентин Лохоня. Эпициклы сознания
  • Степаненко Наталья Михайловна. Статья 'Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?'
  • Медитация; Meditation
  • Эго; Ego; Ich
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Конструктивное
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Интеграция; Integration
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Механизм формирования психологических проблем
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Гроф Станислав. Психология будущего.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь