С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



ЗНАНИЕ

§1023. Содержание жизнедеятельности человеческого общества двояко. Оно подразделяется на:

  • содержание в себе и
  • содержание для себя.

Содержание в себе – это воспроизводство обществом самого себя в своём наличном бытии. Сюда относятся сферы производства, распределения и потребления многообразных средств удовлетворения физических потребностей людей (продукты питания, жильё, энергия, коммуникации, транспорт и т.д.). Содержание для себя – это сфера познания окружающего мира, где человечество производит своё духовное наполнение – знания о природе и о самом себе. Знания – это чистый продукт жизнедеятельности человеческого общества, производимый не только в целях решения каких-то практических задач, но и в целях осуществления самой деятельности познания как таковой.

§1024. Дух, носителем которого является человечество, наполнен знаниями и состоит из них. На ранних этапах развития человечества сфера познания занимала скромное место в жизнедеятельности общества. На современном этапе её удельный вес существенно возрос. Сегодня человечество направляет значительную часть своих усилий на познание окружающего мира и самого себя. А это значит, что неоднократно высказываемое здесь (в грамматике разума) положение, что человечество – это собственный агент природы, глазами и умом которого она познаёт самоё себя, имеет в настоящее время и вполне ощутимое материально-техническое воплощение.

§1025. Обретённые человечеством знания о природе и о самом себе являются общим достоянием всех народов планеты. В качестве таковых они представляют собой третье определение понятия человечества, определение его всеобщности.

На земле сегодня живёт более 6 млрд человек, каждый из которых представляет собой единичный момент понятия человечества. Существует более 200 самостоятельных государств, представляющих собой особенные подразделения человечества. И только накопленные знания о мире являются общим для всех достоянием. Они имеют надиндивидуальный и наднациональный характер, принадлежат всем странам и народам, каждому из тех 6 млрд человек, которые составляют сегодня человечество.

§1026. В своей непосредственности все накопленные человечеством знания представляют собой простое скопление множества разрозненных сведений о природе и о самом человечестве. Имея их своим внутренним предметом, интеллект человека стремится придать им упорядоченный характер. За счёт деятельности интеллекта разрозненные сведения приводятся в единую систему, благодаря чему они принимают форму единого в себе обобщённого знания о мире.

§1027. Когда мы говорим о многообразии и единстве мира, о том, что всё в нём расчленено и обособлено и вместе с тем всё в нём взаимосвязано и едино, то для нашего интеллекта такие декларативные заявления означают вполне конкретную работу. Коль скоро мир един, то, значит, все находящиеся в нас разрозненные знания должны отражать собой это единство. Но сама собой такая единая картина мира в нашем сознании не образуется. Для её создания требуется соответствующая деятельность нашего Я, приводящего к единству все свои разрозненные знания.

Интеллект человека лишь настолько соответствует своему понятию, насколько он способен создавать такую единую картину мира.

§1028. Знание как таковое или, выражаясь иначе, единая картина мира производится интеллектом в трёх формах. Различие этих форм обусловлено последовательностью ступеней развития самого интеллекта (§728 и далее). На ступени созерцания знание о мире получает форму произведений искусства. На ступени представления – форму религиозной картины мира. На ступени мышления – форму научной картины мира.

§1029. При построении каждой из перечисленных форм знания проявлялась деятельность всех трёх ступеней интеллекта – и созерцания, и представления, и мышления. Однако определяющей для каждой из них является только одна ступень. В искусстве – внешне созерцаемый образ, в религии – представляемая картина мира, в науке – выстраиваемое мышлением понятие мира. Так, например, то обстоятельство, что религиозная картина мира построена при участии мышления, вовсе не означает, что она положена уже собственно как мысль в её строгом развитии.

Создавались и развивались данные формы знания вполне конкретными людьми, которые, однако, действовали в интересах всего человечества. Подобно тому как сапожники тачают сапоги не только для самих себя, но и для других людей, так и создатели данных форм знания разрабатывали их тоже не столько для себя, сколько во имя всего человечества.

§1030. Здесь, в грамматике разума, мы рассмотрим данные формы знания – искусство, религию и науку – лишь в самом общем их определении. Более подробное знакомство с ними требует создания отдельных работ, представляющих собой дополнения к основному курсу грамматики разума. В наследии самого Гегеля такими работами являются, соответственно:

  • лекции по эстетике в 4-х томах,
  • лекции по философии религии в 2-х томах,
  • лекции по истории философии в 3-х томах.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 591
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Г. И. Гурджиев. ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА (отрывки) | ОГЛАВЛЕHИЕ ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА Записи бесед и
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Введение Так как философия есть не что
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Часть I2Для всякого,
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 26-50 Мы воспринимаем постоянную последовательность идейнекоторые из
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 51-75 В-седьмых, по этому поводу спросят, не
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 76-100 Существуют ли такие идеи в духе
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 101-125 Два больших отдела умозрительной науки, которыекасаются
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 126-156 Было замечено в другом месте 15
  • Дж.Беркли. ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ | Примечания Эта работа 150 главное теоретическое сочинение Джорджа
  • В. С. Соловьев. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ I ОБЩЕИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ о законе исторического развития
  • В. С. Соловьев. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ II О ТРЕХ ТИПАХ ФИЛОСОФИИ Свободная теософия
  • В. С. Соловьев. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ III НАЧАЛА ОРГАНИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ: характеристика цельного знания.
  • В. С. Соловьев. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV НАЧАЛА ОРГАНИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ продолжение Понятие абсолютного.
  • В. С. Соловьев. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ V НАЧАЛА ОРГАНИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ продолжение: относительные категории,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь