В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА?

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 5

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

То, что мы предложили, как е.-н. парадигму, адаптированную к изучению Р. Психического, по отдельности, кусочками встречалось ранее. И не просто встречалось, но и давало хорошие результаты.

СОЦИОЛОГИЯ. Выше мы уже упоминали о Эмиле Дюркгейме, который практически ввел новую Реальность – Р. Социального Мира и потребовал такого же отношения к ней, как к Р. Материального. Более того, он потребовал, чтобы явления одной реальности получали объясняющие основания в рамках той же реальности.

НЛП. Несмотря на то, что НЛП с самого своего рождения, позиционировалось как психотерапия, которой совершенно нет дела до теоретического обоснования своей практики, и на заявления Отцов-основателей НЛП, что все, что они рассказывают о психике – это выдумка, но выдумка работающая – несмотря на все это, именно в НЛП начали вплотную работать с наблюдениями и экспериментами над явлениями Р. Психического. "Внутреннее" видение, слышание, речь. Все то, что в НЛП назвали модальностями, и субмодальностями. Используя "внутреннее" наблюдение адепты НЛП стали выделять объекты Р. Психического, описывать свойства обнаруженных объектов, пробовать их изменять. Вот тогда и обнаружилось, что, изменяя некоторые свойства обнаруженных объектов психики, мы вдруг получаем существенные изменения в поведении человека, в его психическом состоянии.

Фактически именно НЛП массово начало изучение Психического, как реальности. И именно потому, что они обнаруживали закономерности, присущие объектам психики, именно поэтому практика НЛП оказалась столь успешной. К сожалению, за первыми успешными шагами в верном направлении, не последовало ни анализа своей успешности, ни формулировки принципов и правил постижения Р. Психического. Непринятое официальной теоретической психологией братство НЛП заявило: "А нам и не нужна теория – мы практики". Дальше больше. Основатели НЛП, заявив, что все, что они рассказывают – ложь, тем самым открыли своим последователям прямую дорогу к фантазированию о Р. Психического, вместо изучения.

"Таким образом, все, что мы называем убеждениями, ценностями, идентичностью, решениями, представлениями, ожиданиями, парадигмами, знаниями, миссиями, целями и намерениями, – это не более чем номинализации сознания, перерабатывающего различные аспекты информации. Ни одна из этих "вещей" отнюдь не является реально существующим "объектом". В лучшем случае мы можем назвать их "предметами сознания". Не кто иной, как мы сами вызываем их к жизни и делаем это, измышляя их. Они реальны лишь в этом смысле" [35, С. 27].

И сейчас большинство работ по НЛП – фантазии, имеющие с действительностью Р. Психического столь же мало общего, как и психоанализ Фрейда или теория поля Курта Левина (НЛП вовсю пользуется терминологией Психоанализа – подсознание, предсознание и т.д. в качестве объясняющих принципов, и, подобно Курту Левину, пытается описать психику, как единую теорию поля НЛП (Дилтс, Бэндлер, Холл, Боденхамер)).

Лишь иногда проскальзывают находки закономерностей из Р. Психического. Мы не будем сейчас останавливаться на конкретных примерах, это неизбежно придется сделать позже, выделяя сокровища закономерностей Р. Психического из багажа, накопленного НЛП, от подделок-фантазий. Фантазии, кстати, тоже – явления Р. Психического и, следовательно, реальны. Просто не надо подменять одни явления Р. Психического другими.

Несмотря на критику, приведенную выше, хочется еще раз сказать: "Именно НЛП сделало большой шаг по пути изучения Р. Психического, положило начало накоплению эмпирических фактов из Р. Психического и переоценить ценность этого шага трудно".

ЭРИКСОНИАНСКИЙ ГИПНОЗ. Другой пример работы с реалиями Психического – Эриксонианский гипноз.

Переключение внимания человека с "внешнего" наблюдения на "внутреннее", с одних объектов Р. Психического на другие (со зрительных на слуховые и кинестетические), перемещение этих объектов во внутреннем пространстве, изменение их свойств, создание новых объектов и "связывание" их с уже существующими (формирование воспоминаний детства, которых в жизни не было) и многое другое. Результат – эффективная психотерапевтическая практика. Эффективная, потому что работа идет с реалиями Психического. Эриксонианский гипноз – это школа, которая воспитывает людей, работающих с Р. Психического и накапливает опыт эмпирического познания этой реальности. К сожалению, эриксонианский гипноз тоже позиционируется исключительно как практическая дисциплина и никаких попыток теоретического обобщения своего опыта не делает, по крайней мере, с позиций е.-н. парадигмы.

Примеры можно продолжать и дальше, просто мы выбрали наиболее яркие и близкие, тому, что предлагаем.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 497
Категория: Библиотека » Методология


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь