С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ

- Оглавление -




Глава 1

ЧЕЛОВЕК: ЛИЧНОСТЬ И СУЩНОСТЬ


1.1. Человек через призму трансперсональной психологии

Основные направления, школы в психологии и психотерапии отличаются друг от друга прежде всего подходами к трактовке личности, теми конкретными личностными концепциями, которые лежат в их основании. В основу одного из самых известных психотерапевтических направлений – психоанализа – положена трехкомпонентная модель личности. В ее рамках изменения происходят вследствие установления определенных психодинамических отношений между такими структурными компонентами личности, как ид, эго, суперэго. Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса исходит из предположения, что личности свойственна самодетерминация, саморегулирование, существование особой инстанции – Внутреннего Я.

В отечественной психологии существует точка зрения на личность как на "системное качество" человека [1], детерминированное жизнедеятельностью и функционированием индивида в социуме, в различных социальных общностях [2]. Личность – это в разной степени представленность человека в индивидном, интериндивидном и метаиндивидном пространствах его бытия [3], в пространстве социальной реальности [4], т.е. прежде всего выделяются ее социальная, социально-психологическая природа, сконцентрированная в ее социальном опыте, нормах, идеалах, установках, ролях и т.п. В наиболее ярком виде этот акцент на социальном выражен в классической дефиниции личности, которая, по определению К. Маркса, есть совокупность всех общественных отношений [5, с. 3].

Впервые в советской психологии на более сложный характер становления личности, чем на просто процесс интериоризации социального опыта в рамках межличностного взаимодействия, обратил внимание Э. В. Ильенков. По его определению, личность – совокупность отношений человека к самому себе как к некоему "другому", как отношение "Я" к самому себе как к "Не-Я" [6, с. 184]. Такая дефиниция явно указывает на двойственную, дуалистическую природу человека, на наличие, пусть даже и идеального, образования, которое, являясь одновременно для индивида частью "самого себя", тем не менее личностью как бы и не является.

Что же может выступать в качестве этого "Не-Я"? Прежде всего, конечно же, приходит мысль о тех интериоризациях личностей других людей, о тех Петрах, которые являются референтами для Павла, или же, наоборот, об интериоризациях самого человека, его вкладах в других. Эти вклады, согласно хорошо известному эффекту зеркала, возвращаются личности другими людьми в ходе их экстериоризации. Конечно же, собственные представления о себе порой существенно отличаются от образов самого себя, полученных от партнеров по взаимодействию. В этом плане эти представления о его "Я" других людей вполне могут восприниматься и переживаться индивидом как "Не-Я". Такие расхождения между собственным образом личности и представлениями о ней других, между "Я" и "Не-Я" являются существенными побуждениями к личностным изменениям. Таким образом, достаточно четко прослеживается интериндивидуальный подход к личности, который находит свое широкое применение в теории и практике социальной психологии, педагогике, групповой психотерапии.

Личность может быть участником, субъектом конкретной деятельности, может находиться в центре социальных отношений, преломляя их через себя; может существовать в целом ряде различных пространств, делать личностные вклады и принимать их от других, реализовывать при этом свои потребности и, в частности, потребность в персонализации, т.е. потребность быть личностью, но при этом возникает вопрос, где будет сам человек, его душа, его "сущность" [7, 8], его "экзистенциальное Я" [9], его "Внутреннее Я" [10]?*

* Ср.: "Реализация потребности быть личностью, запечатление себя в другом происходит не в каком-то особом мире "общения душ", а в конкретной деятельности, осуществляемой в конкретной социальной ситуации. Именно в такой деятельности формируется способность быть личностью" [11, с. 17].

В связи с возникшим вопросом наше внимание прежде всего привлек трансперсональный подход в понимании бытия человека.* Приоритет в разработке теоретических и практических аспектов трансперсональной концепции и привнесение ее в европейскую и американскую психологию наиболее часто связывают с именем Г. Гурджиева [7]. В его представлении человек имеет три сферы, "три машины": тело, сущность и личность. Их развитие зависит от тех качеств, которые человек носит в себе, и от того, что его окружает (среда, образ жизни, обстоятельства и т.д.). Для тела важны: наследственность, географические условия, питание и движение. Личность формируется благодаря тому, что человек слышит и что читает. Сущность – чисто эмоциональная субстанция. Она есть результат наследственных факторов, которые предшествуют формированию личности и являются результатом последующего влияния ощущений и чувств.

* Под термином "трансперсональное" понимается то, что лежит вне личности, "персоны" [12].

С самого начала жизни человека эти три сферы развиваются независимо одна от другой, но они должны дополнять друг друга. По мнению Г.Гурджиева, для полноценного развития человека важно организовать их взаимодействие. Однако для того чтобы это сделать, необходимо уменьшить традиционно-сильную активность личности, ее доминирующую роль и одновременно помочь обрести человеку сущность, потерянную им в ходе социализации. "Речь идет о восстановлении того, что было потеряно, а не о приобретении того, что могло бы оказаться новым. В этом цель развития" [7, с. 38].

Как уменьшить доминантность личности? Как сделать цель развития достижимой? Нам кажется, что концептуальной моделью, позволяющей ответить на этот вопрос, может послужить представление об актуалгенезе человека как о сочетании процессов персонализации и персонификации [12].

Первый из них – персонализация – обеспечивает усиление личностной "персоны", которое может принимать самые различные формы. С одной стороны, это может быть демонстрация индивидом другим людям своих сильных социальных сторон, "фасадов", а с другой – маскировка человеком своих личностных проблем, причем как в процессе коммуникации, так и при автокоммуникации; с третьей – укрепление своих психологических защит через внутреннее дистанцирование от своего непосредственного окружения, инкапсулирование в своем психологическом пространстве. В результате персонализации индивид становится: более закрытым, отгороженным от людей; менее эмпатичным во взаимоотношениях с ними; менее конгруэнтным, неспособным делиться с партнерами по взаимодействию своими собственными психологическими проблемами. Такому субъекту коммуникативной деятельности, вероятно, очень трудно привнести себя истинного в процесс межличностного взаимодействия.

Очень близок к приведенным выше характеристикам психологический портрет человека-манипулятора, который создает в своей книге "Человек-манипулятор" американский психолог Эверетт Шостром [13].

Манипуляторам свойственно:

  1. разыгрывание ролей, стремление всеми силами произвести впечатление на других, старательный подбор и выражение чувств в зависимости от обстоятельств;

  2. обладание "туннельным видением", т.е. они видят и слышат то, что хотят видеть и слышать;

  3. жизнь для них – шахматная игра, они стараются контролировать ситуацию; внешне сохраняют спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы от других людей;

  4. не доверяют никому – ни себе, ни другим, в глубине души не доверяют человеческой природе вообще; всех людей делят на две большие категории: на тех, кого контролируют, и на тех, кто контролирует.

Таким образом, манипулятор (в определенной степени это можно отнести и к индивиду, испытывающему сильный процесс персонализации) – "это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения" [13, с. 28].*

* Вероятно, персонализация является и причиной, и следствием "безличной" формы взаимодействия.

Вторым аспектом актуализации индивида, по мнению А. Б. Орлова, выступает процесс персонификации. "Персонификация – это персонализация с обратным знаком; в отличие от персонализации она проявляется не в стремлении человека "быть личностью", но в его стремлении быть самим собой" [12, с. 11]. Процесс персонификации характеризуется отказом индивида от "фасадов", усилением интегрированное(tm) личности, повышением уровня конгруэнтности и эмпатичности, увеличением общей аутентичности. "Персонификационный синдром" образуют: позитивная безоценочность, эмпатичность и конгруэнтность.

Вероятно, в ходе персонификации рождается человек-актуализатор. По крайней мере (как и в случае с персонализацией) результаты процесса персонификации довольно близки к основным характеристикам человека-актуализатора, который обладает:

  1. честностью (прозрачность, искренность, аутентичность), способностью быть честным в любых чувствах, какими бы они ни были;

  2. осознанностью (отклик, жизненаполненность, интерес), способностью хорошо видеть и слышать себя и других;

  3. свободой (спонтанность, открытость), способностью выражать свой потенциал, субъектностью;

  4. доверием (вера, убеждение), глубокой верой в других и в себя, стремлением установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь [13].

Таким образом, человек, обладающий способностью к персонификации и обретению своей сущности, как и человек-самоактуализатор [14], есть "саморождающийся" [15], самосовершенствующийся и полноценно функционирующий субъект [16].



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1100
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Пятигорский А. М. "ЗНАНИЕ" КАК "ЗНАК ЛИЧНОСТИ" В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Примечания См. С.Лем. Формула Лимфатераперевод с польского С.Ковалевского.
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXIV ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЙОГИНА: ВЫСШЕЕ ТОЖДЕСТВО
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXIII ВИДЕХА-МУКТИ И ДЖИВАН-МУКТИ Освобождение, в
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | Примечания Глава I: Исключение может быть сделанолишь для
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XIV УРОВЕНЬ ГЛУБОКОГО СНА, ИЛИ СОСТОЯНИЕ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXII КОНЕЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ Освобождение Мокша, или
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXI БОЖЕСТВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СУЩЕСТВА ПО ПУТИ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XX ВЕНЕЧНАЯ АРТЕРИЯ И СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XIX РАЗЛИЧИЕ ПОСМЕРТНЫХ СОСТОЯНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XVIII РАСТВОРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Когда человек
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XVII ПОСМЕРТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА До
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XVI СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ АТМАНА И ЕГО
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XIII УРОВЕНЬ СНОВИДЕНИЯ, ИЛИ СОСТОЯНИЕ ТАЙДЖАСЫ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XII УРОВЕНЬ БОДРСТВОВАНИЯ, ИЛИ СОСТОЯНИЕ ВАЙШВАНАРЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь