Г. Бенджамин. ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 18

ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТЕРЯ СИЛЫ

Интересное свойство эзотерической системы, о которой мы говорим, заключается в том, что она не только помогает нам стать другими людьми, гораздо более тонкими и возвышенными, но помогает также сделать нашу повседневную жизнь гораздо более интересной и целесообразной. Мы не можем удалиться от практических дел повседневной жизни и жить в мире, лишенном стрессов и напряжений обычного существования; мы живем все в том же мире, но, благодаря работе над собой, гораздо более сознательно и эффективно. Одним из примеров такой работы над собой является учение о приобретении и сохранении силы.

Обычно под давлением личности мы всячески расточаем свою жизненность и силу. Система утверждает, что каждый день мы имеем в своем распоряжении лишь определенное количество жизненной силы. Поэтому очевидно, что если какое-то количество силы растрачивается без нужды и цели, мы в этот день становимся в такой же степени беднее, не имея возможности сделать что-то ценное или творческое. Если такое разбазаривание силы происходит день за днем, как это наблюдается у большинства людей, нетрудно понять, что ничего действительно заслуживающего внимания в нашей жизни сделано не будет. Мы станем бесполезными членами общества вне зависимости от своего общественного положения.

Многие вещи, которые очаровывают личность и побуждают ее к действию в ежедневных делах, заставляют нас терять силу, хотя мы в это время можем чувствовать, что приобретаем для себя что-то ценное. Но это приобретение так же иллюзорно, как многие из предполагаемых приобретений личности, которые еще сильнее привязывают нас к ней вплоть до полного отождествления. Одним из главных путей потери силы служит то, что Система называет внутренним монологом, который мы произносим большую часть дня. Другой сравнимый с ним источник потери силы – это самооправдание; все отрицательные эмоции также вызывают утечку силы. Следовательно, поскольку большинство людей занято этими видами деятельности большую часть дня, мы легко можем представить, какая масса силы теряется каждый день. Люди постоянно теряют силу!

Как можно приобрести силу? Этому служат приемы вроде самопамятования, самонаблюдения, неотождествления и т.д. В действительности основная цель Системы – научить нас приобретать силу с тем, чтобы повысить нашу выносливость в деле самопреобразования. Чтобы добиться этой цели, нам потребуется много сил, – гораздо больше, чем обычно доступно в наше время среднему человеку. Система придает большое значение также способности расслабляться, поскольку физическое расслабление значительно способствует сохранению силы (если не приобретению ее). Очевидно, что чем больше мы можем расслабить тело и освободить его от мышечных напряжений, тем больше у нас появится возможности для использования нашей внутренней силы.

В связи с вопросом о приобретении и потере силы мы можем обратится к образу маятника. В нашем обычном состоянии мы или взволнованы или подавлены; мы или очень довольны собой, или очень недовольны. Мы не можем долгое время находиться в уравновешенном состоянии, но всегда находимся или на одном полюсе отклонения маятника, или на другом; маятник отмечает две высшие точки эмоциональной нестабильности, две крайности, между которыми мы колеблемся в течение дня. Мы никогда надолго не занимаем среднего положения между взмахами. Наша погруженность в обыденную жизнь делает нас особо чувствительными к качаниям маятника под влиянием движущей силы личности. Мы без труда убедимся в этом, если сможем хотя бы на миг взглянуть на себя и на нашу обычную жизнь без отождествления.

Система призывает нас стараться замечать постоянное качание маятника, которое с каждым новым событием переносит нас от возбуждения к подавленности, от хорошего настроения к унынию и т.д.; в результате через некоторое время мы сможем достичь равновесия в середине между качаниями. Тем самым мы не только во много раз увеличим наш сознательный контроль над собой и сознавание себя в целом, но также приобретем большое количество силы.

Один из главных путей потери силы, помимо упомянутых выше, – это положение между центрами, когда человек не находится в непосредственной связи с каким-то из своих центров. Как помнит читатель, у нас есть разные центры: инстинктивно-двигательный на физиологическом уровне, эмоциональный на эмоциональном уровне, умственный на уровне ума (мы оставляем в стороне высшие центры, так как они не участвуют в нашей обыденной жизни). Когда мы "внимательны" к одному из упомянутых центров и целенаправленно его используем, то расходуем свою силу мудро и с пользой и даже можем приобрести ее. Это происходит, например, когда мы выполняем какую-нибудь физическую работу под контролем инстинктивно-двигательного центра, или играем во что-нибудь вроде тенниса, или плаваем, или энергично ходим; или когда мы что-то интенсивно чувствуем под контролем эмоционального центра, например, слушаем захватывающую игру музыканта; или когда читаем или интенсивно и целенаправленно работаем под контролем умственного центра и т.п.

Каждое усилие в полном соответствии с каким-либо центром способствует разумному использованию или даже приобретению силы, в зависимости от ее природы и направленности; в некоторых специфических типах активности могут быть одновременно задействованы более одного центра; или же в дело могут быть вовлечены одновременно все три центра, как в некоторых формах драматического искусства, танцах и т.п. В случаях такого комбинированного использования центров определенно приобретается сила; Гурджиев, например, благодаря разумно направляемым танцевальным движениям, которые приводили в совместное действие все центры, накопил так много силы, что мог под своим руководством приводить учеников в соприкосновение с высшими центрами.

Но "положение между центрами" означает непричастность ни к одному из них и представляет полную антитезу какой-либо разумно направляемой работе. Это происходит в трех случаях, и каждый раз мы теряем громадное количество силы: 1) когда не знаем, что с собой делать; 2) когда не можем решить, делать нам то или другое; 3) когда чувствуем скуку и не в состоянии делать ничего другого, кроме как сидеть и ощущать пресыщение собой и жизнью в целом. В этих случаях мы находимся "между центрами", вследствие чего из нас вытекает сила, и мы можем подтвердить это тем, чтó испытываем в таких случаях. Мы на самом деле чувствуем себя лишенными сил, апатичными и ни на что не способными. Единственный способ выйти из этого состояния, если мы сознаем, что происходит, – как можно скорее вступить в контакт с каким-нибудь центром и делать что-нибудь положительное физического, эмоционального или умственного характера. Тогда прекратится утечка силы, вызванная пребыванием между центрами, и вместо этого появится возможность приобретения силы в зависимости от того, что мы делаем, думаем или чувствуем.

Мы могли бы рассмотреть этот предмет и с других точек зрения, показав различные способы приобретения и потери силы, но для целей данной книги мы дали читателю достаточное представление об элементах еще одного важного раздела Системы.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 590
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь