Г. Бенджамин. ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 14

ЧЕТЫРЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Обычно мы сознаем только два состояния сознания: в одном мы спим, а в другом бодрствуем. Впрочем, сон мы не рассматриваем как состояние сознания и поэтому считаем свое бодрствование единственным состоянием сознания. Мы полагаем, что во время бодрствования пребываем в полном сознании; эту точку зрения поддерживает и современная психология. Однако Система говорит о существовании четырех состояний сознания:

  1. Состояние сна.
  2. Обычное состояние бодрствования.
  3. Состояние самопамятования.
  4. Состояние объективного сознания.

При таком раскладе обычное бодрственное состояние человека (когда он, по его мнению, находится в полном сознании) рассматривается как сновидное состояние, поскольку состоянию полной пробужденности не свойственны механические реакции на происходящее. То, что люди обычно называют полным сознанием, Система считает своеобразным сном, во время которого мы делаем все механически и бессознательно. Разумеется, мы думаем при этом, что находимся в полном сознании и управляем своей жизнью во всех подробностях; но это лишь очередная иллюзия, под властью которой нас принуждает жить обыденность, превращая в своих рабов. И чем больше мы верим тому, что нам внушает обыденная жизнь, тем более всеобъемлющим становится наше рабство, добровольное рабство.

Чрезвычайно важно, чтобы читатель осознал этот факт: мы остаемся рабами обыденной жизни, связанными по рукам и по ногам, поскольку позволяем ей соблазнить нас.

Согласно месту, которое человечество занимает в схеме эволюции, для целей обыденной жизни достаточно, чтобы человек оставался таким, каков он есть, – пребывал во власти личности и коротал свой век в погоне за благами, которые жизнь якобы дарует тем, кто борется за ее благосклонность в водовороте повседневного существования. Когда человек поглощен такой жизнью, он не может думать или желать ни о чем более высоком. Следовательно, для эзотерических целей этот сон должен быть нарушен, иначе мы навсегда останемся в нынешнем состоянии, связанные и одураченные жизнью. Система называет обычное состояние бодрствования формой сна и по той причине, что человека в нем совершенно не воспринимает того высокого, что уже есть или потенциально присутствует в нем. Лишь его пробуждение к знанию этого важнейшего факта может создать возможность для развития в нем более высокого Я. "Спящий человек" – это обычное выражение Системы для обозначения человека в его обыденном бодрствующем состоянии. Прежде, чем любой из нас сможет попытаться взойти на те внутренние вершины, путь к которым указывает эзотеризм, ему надо будет приложить огромные усилия для пробуждения.

Первая ступень внутреннего развития – это то, что Система называет состоянием самопамятования. В этом состоянии ищущий самопознания находится уже не в тисках жизни, но в процессе освобождения от ее удушающих объятий. Он начинает осознавать свою подлинную судьбу развивающегося духовного существа, которое уже не спит, как прежде, когда он полностью отождествлял себя со своей личностью. Теперь он знает, что такое личность, и считает себя гораздо более значительным и возвышенным существом, так как обитает в той части себя, которая составляет его истинное Я. Вначале состояние самопамятования может достигаться только на непродолжительное время, но по мере нашего внутреннего продвижения в направлении истинного Себя, моменты состояния самопамятования становятся все более продолжительными. Со временем оно может стать постоянным состоянием, что очень труднодостижимо, но тем не менее возможно.

Четвертое состояние сознания Система называет объективным сознанием. В этом состоянии индивид способен воспринимать любые явления и процессы во вселенной вне иллюзий. Мы видим все таким, каким оно есть, и это знание проявляется в любом виде нашей деятельности. Четвертое состояние сознания находится, по-видимому, вне горизонта досягаемости обычного человека. Это состояние, в котором живет истинное Я, пребывая в общении с вечными истинами.

Чем больше мы изучаем четыре состояния сознания, тем шире открываются двери для нашего понимания. Полное сознание – это нечто доступное лишь немногим смертным, и чем скорее мы примем этот факт, тем лучше. Это прибавит нам смирения, особо необходимого качества, если мы хотим подняться по ведущей внутрь и вверх лестнице эзотерического развития. Если человек в состоянии признать свою повседневную жизнь состоянием сна, в котором его дремлющие духовные способности не используются, это означает, что он начинает пробуждаться. Другими словами, прежде чем мы сможем проснуться, мы должны осознать необходимость этого. Ведь если человек считает, что он и так не спит, то пробуждение, к которому призывает эзотеризм, разумеется, никогда не наступит. Поэтому Система и говорит, что человек спит, будучи в этом состоянии просто машиной, которая может развязывать войны, писать книги, влюбляться, строить мосты и делать все то, что люди считают плодами своего бодрствующего сознания.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 545
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь