В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) разработан в (1943) и основан на анализе личностных свойств психически больных.

Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) разработан в (1943) и основан на анализе личностных свойств психически больных. Он состоит из 550 утверждений (в основном варианте), относящихся к общему самочувствию обследуемого, функционированию у него тех или иных систем внутренних органов, к его отношениям с окружающими, к наличию у него психопатологической симптоматики, к особенностям его самооценки и т. д. Обследуемый по каждому утверждению выбирает один из трех вариантов ответа: <верно>, <неверно>, <не могу сказать>. Опросник используется как для индивидуальных, так и для групповых исследований. Американские исследователи рекомендуют использовать опросник для обследования лиц в возрасте от 16 до 55 лет при интеллектуальном коэффициенте (по Векслеру) не ниже 80.

Ответы на содержащиеся в опроснике утверждения распределяются по 3 оценочным и 10 основным (клиническим) шкалам. Помимо основных, имеется множество дополнительных шкал (алкоголизма, зрелости, тревоги, контроля, диссимуляции, эмоциональной незрелости, контроля над враждебностью, лидерства, тревоги и т. д. ), базирующихся на тех же 550 утверждениях. К опроснику прибавлено 16 повторяющихся утверждений - шкала ретестирования, свидетельствующая об отсутствии противоречивости в ответах на одни и те же утверждения. Оценочные шкалы дают характеристику отношения обследуемого к самому факту исследования и в известной мере свидетельствуют о достоверности результатов. Эти шкалы существенно отличают MMPI от всех других опросников. Шкала лжи (L) свидетельствует о тенденции испытуемого представить себя в наиболее благоприятном свете в соответствии с общепринятыми социальными нормами. Высокие показатели по этой шкале чаще наблюдаются у примитивных личностей. Примеры утверждений: - Я не всегда говорю правду (учитывается отрицательный ответ). - Иногда я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня (отрицательный ответ). Шкала валидности (F) при обнаружении высоких показателей свидетельствует о недостоверности полученных результатов. Такое повышение может наблюдаться при явно психотических состояниях, при непонимании обследуемым утверждений, содержащихся в опроснике, а также при намеренном искажении результатов. Примеры утверждений: - Временами я нахожусь во власти какой - то злой силы (да). - Было бы лучше, если бы все законы отменили (да). - Иногда я чувствую, что должен нанести повреждение или самому себе или кому - нибудь другому (да).

Шкала коррекции (К) служит для выявления тенденции обследуемого скрыть или приуменьшить присущие ему психопатологические явления или, наоборот, выявляет его чрезмерную откровенность.

Примеры утверждений: - Меня не беспокоит, что обо мне говорят другие (нет). - Я против того, чтобы подавать милостыню (нет). Шкала <.> регистрирует количество утверждений, на которые обследуемый не смог ответить.

Показатели по этим шкалам оцениваются не только в отдельности, но и в совокупности и в соотношении с показателями клинических шкал. При показателях по оценочным шкалам свыше 70 Т - баллов профиль личности считается сомнительным, а свыше 80 - недостоверным. Однако даже при высоких показателях по этим шкалам профиль личности может быть проанализирован опытным психологом при постоянном сопоставлении результатов с клиникой. Высокий положительный показатель F - К свидетельствует о тенденции к утрированию обследуемым своего болезненного состояния, аггравации, симуляции. Высокий отрицательный показатель F - К - признак диссимуляции, стремления обследуемого продемонстрировать соблюдение им социальных норм поведения. Однако эти показатели также должны постоянно соотноситься с клиническими факторами, с данными наблюдения. Например, в судебно - экспертной практике мы часто наблюдаем высокий положительный индекс F - К, хотя ни в поведении, ни в выполнении обследуемым заданий по методикам, направленным на исследование познавательных процессов, явлений аггравации или симуляции психолог не видит. Очевидно, в этих случаях речь идет о своеобразном механизме психологической защиты, который может быть обозначен как предсимуляция. Разовьется или нет в дальнейшем симуляция, зависит от того, как будет складываться ситуация.

Оценка полученных результатов производится по следующим основным шкалам. 1 - шкала ипохондрии (сверхконтроля, соматизации тревоги) измеряет степень фиксированности обследуемого на своих соматических функциях. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о частоте и неопределенности соматических жалоб, о желании вызвать сочувствие у окружающих.

Примеры утверждений: - Несколько раз в неделю у меня бывает изжога (да). - у меня часто бывает чувство, будто моя голова стянута обручем (да). II - шкала депрессии (тревоги и депрессивных тенденций) свидетельствует о преобладании депрессивного настроения, пессимизма, неудовлетворенности. Примеры утверждений: - Работа дается мне ценою значительного напряжения (да). - У меня прерывистый и беспокойный сон (да). - Временами я уверен в собственной бесполезности (да). III - шкала истерии (эмоциональной лабильности, вытеснения факторов, вызывающих тревогу). Высокие показатели по ней характерны для истероидных личностей, склонных к механизмам психологической защиты по типу вытеснения. Примеры утверждений: - Я люблю читать о преступлениях и таинственных приключениях (нет). - Я никогда не падал в обморок (нет).

В шкале истерии выделяют две подшкалы (D. N. Wienez, 1948) - явственных, очевидных и <тонких> проявлений.

Примеры утверждений по первой подшкале: - Я часто ощущаю <комок> в горле (да). - Меня беспокоят приступы тошноты и рвота (да). Примеры утверждений по второй подшкале (они относятся к личностной оценке социальных ситуаций или к особенностям восприятия обследуемым своего окружения и самого себя): - Безопаснее никому не доверять (нет). - Думаю, что многие люди преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться помощи и сочувствия окружающих (нет). <Тонкие> проявления истерии показывают, что обследуемый усиливает, утрирует представления о социально - позитивных чертах своей личности. Это считается характерным для больных истерией, игнорирующих возникающие перед ними сложные психологические проблемы, вытесняющие их, и рассматривается не как сознательная тенденция, а неосознаваемые установки личности в связи с ее социальной и психической незрелостью (W. Sanocki, 1978). IV - шкала психопатии (импульсивности, реализации эмоциональной напряженности в непосредственном поведении).

Примеры утверждения: - Временами мне очень хотелось покинуть дом (да). - В школе меня вызывали к директору за прогулы (да). V - шкала мужественности - женственности (выраженность мужских и женских черт характера).

Примеры утверждений: - Я люблю поэзию. - Думаю, мне понравилась бы работа лесничего. - Я очень люблю охоту. VI - шкала паранойи (ригидности, ригидности аффекта). Высокие показатели характерны для лиц с постепенным накапливанием и застойностью аффекта, злопамятством, упрямством, медленной сменой настроений, тугоподвижностью мыслительных процессов, повышенной подозрительностью.

Примеры утверждений: - Если бы люди не интриговали против меня, я бы добился гораздо большего (да). - Испорченное настроение не всегда легко исправить чем - нибудь интересным (да). В шкале паранойи выделяют (D N Wiener, А. Наrmon, 1946) подшкалы очевидных и <тонких> проявлений.

Примеры утверждений по первой подшкале: - Временами я нахожусь во власти какой - то злой силы (да). - Думаю, что за мной следят (да). Примеры <тонких> проявлений: - Временами мне в голову приходят такие мысли, что о них лучше никому не рассказывать (да). - Большинство людей честны лишь потому, что боятся наказания (нет). VII - шкала психастении (тревожности, фиксации тревоги и ограничительного поведения). Отражает склонность к реакциям тревоги и страх, сенситивность, неуверенность в себе.

Примеры утверждений: - Меня беспокоит страх сойти с ума (да). - В школьные годы мне было трудно говорить перед всем классом (да). VIII - шкала шизофрении (индивидуалистичности, аутизации). Направлена на выявление шизоидных черт личности, отгороженности от окружающего, аутизма. Включает в себя также утверждения, относящиеся к продуктивной психопатологической симптоматике (бреду, галлюцинациям).

Примеры утверждений: - Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи (да). - Окружающее мне часто кажется нереальным (да). - Большую часть времени я чувствую себя одиноким, даже находясь среди людей (да). IX - шкала гипомании (оптимизма и активности, отрицания тревоги). Примеры утверждений: - Я - значительная личность (да). - Временами мои мысли текут быстрее, чем я успеваю их высказать (да). О - шкала социальной интроверсии (интроверсии - экстраверсии, социальных контактов). Направлена на установление степени экстравертированности - интровертированности в мышлении, эмоциональной сфере и социальной жизни. Примеры утверждений: - Я человек общительный (нет). - Если надо мной подшучивают, я к этому отношусь легко (нет). - Критика и замечания ужасно обижают и ранят меня (да). В последнее время некоторые авторы совершенно верно указывают, что прежние названия клинических шкал, выведенные на основании обследования соответствующих контингентов психически больных, плохо соответствуют результатам, получаемым при обследовании психически здоровых или страдающих пограничными нервно - психическими расстройствами (Ф. Б, Березин, М. П. Мирошников, Р. В. Рожанец, 1976; Л. Н. Собчик, 1978), В связи с этим предложены новые, психологические обозначения основных шкал. Выше нами с учетом этого приведены как психиатрические, так и психологические обозначения. После обработки полученных по всем оценочным и основным шкалам результатов и перевода этих показателей из <сырых> баллов в стандартизованные Т - баллы вычерчивается профиль, обрисовывающий структуру личностных особенностей, выраженность различных тенденций или симптомов.

Интерпретация профиля личности в MMPI освещена в специальных пособиях. Укажем лишь, что при интерпретации результатов учитывается наличие отдельных пиков на профиле, его высота, превалирование левой (невротической) или правой (психотической) части профиля, сочетания показателей по определенным шкалам. Условная норма профиля личности по MMPI - в пределах 30 - 70 Т - баллов. Средние данные по нормативной группе соответствуют 50 Т - баллам. Ф. Б. Березин и соавторы (1976) рассматривают показатели, расположенные между 60 и 70 Т - баллами, как проявление личностной акцентуации.

Низко расположенный (<утопленный>) профиль личности чаще всего наблюдается при попытке обследуемого представить себя в благоприятном свете, при диссимуляции. Нередко ему соответствуют высокие показатели по шкалам лжи и коррекции. У некоторых больных можно наблюдать профиль, являющийся вариантом нормы, хотя клиника не вызывает сомнений относительно явных психических расстройств. Такой <ложнонегативный> профиль типичен для больных шизофренией в стадии выраженного психического дефекта и свидетельствует о выраженном эмоциональном уплощении.

Большое значение придается наклону профиля. Позитивный наклон, т. е. наличие более высоких показателей по шкалам психотической тетрады (4, 6, 8 - й и 9 - й), является признаком психотического состояния и свидетельствует о нарушении контактов с реальной действительностью, дезориентированности, растерянности. Негативный наклон, т. е. преобладание высоких показателей по шкалам невротической триады (1, 2 - й и 3 - й), при наличии общего высокого подъема всего профиля является признаком острого аффективного нарушения. Как и все другие личностные опросники, MMPI не дает нозологически - диагностической оценки. Профиль личности, получаемый при исследовании с помощью этой методики, характеризует лишь особенности личности в момент исследования. Поэтому он не может оцениваться как <диагностическая этикетка> (Ф. Б, Березин и соавт. , 1976). Однако получаемая при таком исследовании характеристика личностных свойств больного существенно дополняет картину патопсихологического регистр - синдрома. Так, код, характеризующийся подъемом показателей по шкалам 6 - й и 8 - й (параноидное мышление), наблюдался нами нетолько при параноидной шизофрении, но и при других бредовых психозах, в частности при височной эпилепсии, протекающей с хроническим бредовым (шизоформным) синдромом. Получаемые с помощью MMPI данные должны постоянно соотноситься с клинической симптоматикой, материалами наблюдения патопсихолога относительно особенностей выполнения обследуемым заданий по методикам, направленным на исследование познавательной деятельности, с результатами исследования с помощью других личностных методик.

Опросник MMPI применяется психологами во всех странах мира с обязательной его адаптацией и стандартизацией в соответствии с социально - культурными особенностями населения. На русском языке также разработано несколько вариантов опросника для многостороннего исследования личности. Из них основные: адаптация и модификация опросника MMPI лабораторией медицинской психологии Ленинградского научно - исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева (1974), вариант Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова (1969, 1976), разработка MMPI, осуществленная Л. Н. Собчик (1971), более позднее название <стандартизованный метод исследования личности> (СМИЛ). Иногда для исследования используют лишь одну из шкал опросника MMPI. Это позволяет сократить исследование и как бы целе - направить его (в ущерб общей оценке личности обследуемого). Примером является использование так называемой личностной шкалы проявлений тревоги (J Teylor, 1953).

В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.



Просмотров: 3363
Категория: Хрестоматия



Другие новости по теме:

  • MMPI. Сочетание подъема по первой и второй шкалам
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> А. Е. Личко обращает внимание на то, что в классификации К.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Для исследования эмоционально - волевой сферы подростков в ряде случаев применяются диагностические личностные опросники.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Личностный опросник Айзенка является вариантом, созданным автором (Н.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество соци...
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера.
  • Девятая шкала MMPI. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
  • История личностных опросников
  • Клинические шкалы MMPI
  • Личностная шкала проявления тревоги
  • Методика Дембо - Рубинштейн
  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
  • Методы изучения личности. Основные тезисы
  • Многофакторные опросники
  • Нулевая шкала MMPI. Социальные контакты
  • Опросник "Честность"
  • Опросник FPI
  • Опросник MMPI
  • Опросник Мини-мулът (сокращенный вариант MMPI)
  • Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)
  • Оценочные шкалы MMPI
  • Первая шкала MMPI. Соматизация тревоги
  • Пятая шкала MMPI. Выраженность мужских и женских черт характера
  • Седьмая шкала MMPI. Фиксация тревоги и ограничительное поведение
  • Тест "Определение тревоги"
  • Тест "Уровень Вашей невротизации"
  • Тест-опросник самоотношения Столина
  • Тесты, диагностирующие психические состояния
  • Хрестоматия >> В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика
  • Четвертая шкала MMPI. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь